Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил вечерню с чином прощения во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.

По отпусте вечерни протоиерей Сергий Резухин прочитал молитву перед началом святой Четыредесятницы.

По окончании молитвы владыка обратился к пастве: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь. Так единым сердцем и едиными устами из поколения в поколение потомство Первозданного Адама, приемлющее откровение животворящей жертвенной любви Святой Живоначальной Троицы, благоволением Бога и Отца, содействием Святого Духа, пославшего для спасения от греха, проклятия и смерти человеческое естество и всех, кто является его носителем, Единородного Своего Сына, Который самодействием своим, в земной Своей жизни и служении во славу Бога-Отца, на радость и спасение роду человеческому, возвел нас в непадательное состояние человеческого естества, в Себе Самом открыв его во всей полноте и даровав нам возможность, поразившись высоте, красоте и благодатности дара, откликнуться на него всей полнотой своей благодарной признательности, своей жизнедеятельности, напечатленной честью, достоинством звания христианского сана, единым сердцем и едиными устами исповедовать смысл своей христианской жизни и деятельности, и своей собственной совести, своему сознанию, окружению людей или всего подаренного нам множества окружающего нас миробытия этими дивными, славными, радостоносными и жизнеутверждающими словами, выраженными мудростью Отцов Второго Вселенского Собора, исповедания о том, что жизнь наша протекает в этом ключе, в ощущении ожидания Воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь.

На нашем жизненном христанском пути мы приближаемся к священным и благословенным порогам святого и Великого поста, того периода в литургическом церковном году, который именуется в аскетическом опыте Церкви временем духовной весны, духовного пробуждения, духовного обновления, духовного восхождения. Куда? В чаяние Воскресения мертвых и жизни будущего века.

Для нас, христиан XXI века, эта истина остается неизменной, ибо всякий христианин и каждый из нас, предшествовавшие нам на лице земли, как те, кто сегодня вместе с нами раскрывают этот же жизненный опыт, как и те, которые придут вслед за нами, сколько будет Господу Богу угодно продлевать течение времени в границах пространства, придут и будут жить тем же христианским жизненным принципом, который в жизни каждого из нас начался с момента нашего крещения, через отречение добровольное и желанное от сатаны, от всех дел его, от всей гордыни его, от всего служения его, ради того, чтобы сочетаться полнотой своих мыслей, желаний, чувств, слов и поступков в совершенном сочетании с Тем, Кого Бог-Отец при содействии Святого Духа послал в мир для нашего спасения, воплотился и вочеловечился и возвел в общую и единую с Ним и в нас реальность человеческого естества в непадательное состояние и в одесную Бога и Отца седение.
И нас приглашает войти в эту реальность, которая, хотя и несет в себе общность нашей человечности, ограниченную тем, что получила начало от Божественной благости и тем, что ограничена временем и пространством. Ввел эту реальность в глубину Своей несозданной Божественной личности, а через себя ввел в межличностное общение с теми, с Кем Он настолько же, насколько с нами единосущен по человечеству, единосущен по Своему Божеству с Отцом и Святым Духом.

Это и есть вечная жизнь. Для нас она актуализируется в том, что мы получили возможность знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа дыханием Святого Духа, приобретаемого нами желательно и доброхотно по сходству со Христом, для того, чтобы Он Сам стал в нас, как Един Сам знает, нашим дыханием. И все, что несет в полноте Своего благобытия сообщил и нам, и мы бы усвоили это сообщение, как свою собственную, нам принадлежащую и изнутри нас действующую силу. “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин. 17, 3).

И мы, вслед за Отцами Первого и Второго Вселенского Собора, неуклонно, смысл своей христианской жизнедеятельности, в земных ее рамках, видим в чаянии Воскресения мертвых и жизни будущего века, ибо с момента в купели крещения и напечатлении членов тела печатью даров Святого Духа, отрекшись от сатаны и всех дел его, устремляемся к сочетанию со Христом и опытно становимся причастниками, опознаем, что во Христе мы умираем для своей самости и жизнь наша, как апостол Павел Духом Святым возвещает нам: “Сокрыта со Христом в Боге и Отце” (Кол. 3, 3). То, что мы получили в таинствах крещения и миропомазания в нашей земной христианской жизни, которая должна привести нас ко сну всей земли во Христе и через него к Воскресению в наследие блаженной вечной жизни в Отце Небесном дыханием Святого Духа.

Что означает слово “чаю” в нашей повседневной жизни? Как мы относимся к этим словам? Измениться мы должны, потому что ждет нас новая жизнь в общении с Отцом, Сыном и Святым Духом. Она для нас уже открыта, но еще гадательно (1 Кор. 13, 12), очасти знаем, отчасти по дару Духа Божия, который получаем в жизни Церкви, пророчески прозреваем, а во всей полноте предощущаем, что придет к нам по смертном часе и всеобщем Воскресении. Чтобы понять в каком качественном состоянии мы исповедуем эту живоносную радостотворную и жизнеутверждающую истину Божественного дара, обращенного к нам в повседневной жизни, нам дается время святого и Великого поста. Нам нужно осознать, что мы на самом деле вкладываем в своей жизни в понимание этого центрального смыслового значения нашей христианской жизни исповедания.

Живя на земле мы должны получить реальные предначатки общения с Тремя Несозданными, а когда перейдем в мир иной, увидим Отца и в Нем человеческим естеством, единосущным со всеми нами, в славе Божества пребывающего Божьего Сына и Духа Святого, Который вводит в Их взаимопроникновенную жизнь единосущных с нами по человечеству, но отличающихся от нас своей самосознающей личностной инаковостью своего “я”, людей. Чего мы чаем от самих себя при этом исповедании наших уст? Для того, чтобы нам действительно правильно понять и почувствовать, не за бортом ли мы церковного корабля, думая о том, что мы на нем плывем? Будем по несколько раз в день вместе с преподобным Ефремом Сириным просить у Бога великого дара Святого Утешителя Духа Истины – ви́дение греха своего. Если мы чаем Воскресения мертвых и жизни будущего века, а общение Трех есть совершенное бескорыстное Самозабвение ради Других, мы должны увидеть всю неправду свою в свете этой Божественной истины.
Господь зовет нас: “Взыщите Бога и жива будет душа ваша” (Пс. 68, 33). Извинитесь, пройдите путь вохристовления, как апостол Павел говорит нам: “Облекитесь во Христа” (Гал. 3, 27).

Именно эта задача дается на время поста, но не как цель, а как задача-средство, чтобы увидеть свои неправды. Нам предлагается не только физическое воздержание, как слышим в стихирах, назидающих нас, но и воздержание духовное: “Постящеся, братие телесне, постимся и духовне”. Узду не только на чрево налагать необходимо, но и на мысли, на желания и на чувства, созерцая плод в словах и поступках.

Каждый, видя свою собственную физическую, моральную, нравственную, духовную немощь, сейчас, по отцепреданной традиции преклонимся пред лицом Бога, друг перед другом, попросим искреннего и сердечного прощения, понимая, что нет человека, который был бы жив и не согрешил (Еккл. 7, 20) и нет смысла терзать его за это, а пожалеть и простить, а для себя взыскать с его стороны прощение – великая благость».

Совершив чин прощения, архипастырь преподал всем благословение через крестное целование.

Фото Александра Морозова