Ваше Превосходительство, уважаемый Владимир Сергеевич, Ваше Преосвященство, Владыка Серафим, досточтимое собрание  соработников на ниве духовно-нравственного просвещения!

Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас на  итоговой встрече Девятых Областных Рождественских образовательных чтений, проводимых  Тульской  митрополией Русской Православной Церкви и Правительством Тульской области в целях сохранения исконных культурных, нравственных, патриотических ценностей и укрепления духовного единства жителей нашего родного края на тему «Равноапостольный Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», что дает нам возможность на региональном уровне выявить свое единодушие с XXIII Международными Рождественскими образовательными чтениями — крупнейшим в современном мире Вселенского Православия церковно-общественным форумом в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и церковно – государственного взаимодействия. Как всегда этот форум пройдет в Москве, на сей раз 21-23 января 2015 года и будет посвящен 1000-летию преставления святого Крестителя Руси.

В  заявленной теме духовным камертоном звучит жизненосное единство крещенных в днепровской купели славянских народов, проповедь православного христианства, и расцвет русской культуры, как в общественной, так и личной жизнедеятельности народов исторической Руси по подобию Животворящей,  Единосущной и Нераздельной Троицы, то есть единства в свободе по закону жертвенной любви, обеспечивающей уважение и утверждение каждой личностной и родовой инаковости в единстве взаимопроникновенного общения в жертвенной любви, исключающей превращение единства в губительный тоталитаризм.

Форуму предшествует региональный этап, мероприятия которого проходят в настоящее время, и  являются одним из ярких событий культурной жизни, как нашей области, так и жизни нашей страны, нашего современного общества и всего русского мира.
Вседушевно благодарю педагогов и преподавателей, принявших участие в реализации масштабной программы мероприятий, предшествовавших работе нашего Форума, что позволило выявить лучший опыт в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Одной из основных задач  религиозного образования и катехизации в Тульской епархии является взаимодействие со светскими  образовательными учреждениями с целью оказания помощи родителям и педагогам в организации обучения детей основам православия. Данная деятельность осуществляется через тесное сотрудничество с вузами областного центра, с «Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», передающим опыт работы базовых площадок через организацию и проведение региональных педагогических мастерских, мастер-классов и практических семинаров.

Такое соработничество  обусловило рост показателя по выбору школьного курса ОПК с 48% до 50% в текущем учебном году по сравнению с предыдущим. Особое удовлетворение вызывает начавшаяся работа в 54 дошкольных учреждениях из которых 48 в районах  и 6 в областном центре.

Коллективы воспитателей и педагогов образовательных   учреждений занимаются изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта преподавания курсов духовно-нравственной направленности, накопленного в Тульской области и других регионах Российской Федерации. Создаются условия для взаимодействия Церкви, Семьи и Школы в воспитании подрастающего поколения в духе традиций православной культуры.

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения ежегодно участвуют в Международных конкурсах детского творчества «Красота Божьего мира». В текущем году на высоком уровне прошел конкурс детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского».

Исторически Православие пришло на земли Руси из Византии – весьма развитого в культурном и экономическом отношениях православного государства, поэтому и русская государственность с самого своего основания преемственно строилась на фундаменте, освященном православной христианской верой. Евангельская закваска благодати живоначальной Троицы по благоволению Бога Отца, самодействием Вочеловечившагося Бога Сына и содействием Святого Духа для северо – восточных славянских племен Руси стала конституирующим началом.

Несомненен исторический факт, что при великом князе Владимире первой книгой, оказавшей мощное влияние на формирование русской национальной культуры, как самобытного явления в общечеловеческом цивилизационном развитии, стало Евангелие. По мысли известного литературоведа и поэта XX века Валентина Арсентьевича Никитина: «Дух православия как нельзя более соответствовал духовному радикализму русской души, ее широте и открытости, ибо перед ней, нескованной нормами Европейской цивилизации, ничто не заслоняло реальности Бога».

За прошедшие столетия православные духовно-нравственные идеалы вошли во все сферы культуры России, озарив сиянием нетленной красоты богоподобия и всю сокровищницу мировой культуры, так что слово «русский» в сознании народов мира справедливо, вслед за Федором Достоевским, отождествляется со словом «православный».

По мысли Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла: «Россия это — страна-цивилизация, … культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, тесно связанное с Древней Русью, цивилизация со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат.

Ценность любой цивилизации — в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?»

Как важно в наше время, принимая от предшественников наших ответственность за преемственность духовно – нравственной и культурно – исторической идентичности в жизни нашего народа и такого цивилизационного феномена, как Русский мир, не загасить, а передать в целости и сохранности возженный при равноапостольном крестителе Руси Христом Спасителем в сердцах великого сонма святых Церкви Русской светочь нетленной и бессмертной жизни по образу и подобию Живоначальной Троицы.

При общности истории русской святости с Вселенским православием мы имеем свидетельства, которыми подчеркивается специфика именно русского народа, как особенно ревностного к Христоподрожательному жительству, почему и Божия Матерь при неоднократных явлениях своих русским святым говорила: «Господь наиболее прославляется в Русском народе». И мы верим этим свидетельствам, ибо сказаны они по откровению Святого Духа тем детям русского народа, кто подвигом жертвенной любви бескорыстной самоотдачей себя Богу и людям приобрели великую благодать.

Вглядываясь в исторический путь от древней Руси до современной России, в самую ткань Русской культуры, мы видим неразрывные Богочеловеческие нити единства свободы конкретных человеческих личностей, доброхотно покорившихся жизнеутверждающему обоживающему действию благодати Пресвятой Троицы, сложенными в единый Богочеловеческий лик Святой Руси, которая  приводит нас к нравственной идее православной государственности, как выявлению во времени и пространстве Небесного Царства Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, с верующими и верными Ему в делах взаимной ответной любви людьми.

Живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии Русской культуры сходятся к Единому Идеалу – прославляемого сидением одесную Отца Христу – Сыну Божию и Сыну Человеческому – главе Своего Тела (Кол. 1:18), Церкви, которая всеивает конститутивные начала жизнеутверждающего и радостотворного общественного, семейного и частного жительства, дает нам образцы подлинного культурного развития и убедительные, нетленные примеры необычайного духовного подъема в светозарном христоподобном сонме святых Церкви Русской, являющихся солью Русской земли и светом русского народа.

К сожалению, в наш век связь религиозного основания и культуры под мощным натиском безапелляционной глобальной фетишизации западничества размывается, что ведет к разрушению корневой системы нашей исконной культуры, распаду человеческой личности. Подменяя культуру современными эрзацами, на первое место все чаще выходит лишенный жизнеутверждающего смысла эпатаж, перекрашивание белого в черное и наоборот, а так же обман, прикрытый связями с подлинной русской культурой.

Современная так называемая «популярная культура» дезориентирует целые поколения и пропагандирует пошлость, вседозволенность, потакание грубым низменным инстинктам. Вместо того, чтобы помогать человеку подниматься и расти в меру полного возраста Христова (Еф.4:13), она устанавливает для него границы доброго и прекрасного, дозволенного и недозволенного, полезного и вредного на самом низком из возможных уровне.

Русская Православная Церковь настойчиво выступает  за сохранение преемственности многовековой культурной традиции как связующего звена между современным человеком и славной историей нашего Отечества и его будущего благополучия. Сохранение культурной традиции является основой и для возвращения в повседневную жизнь нашей страны христианских устоев здоровой, многодетной семьи, и для осознания и бережного отношения к собственной государственной и национальной идентичности. Мы уверены, что совместными усилиями возможно помочь современному миру, помочь подрастающему поколению сохранить и укрепить духовную целостность и нравственную идентичность с таким цивилизационным явлением, как Русский мир.

Направление трудов на достижение этих целей, служение России и народу ее должно стать основой в современной совместной деятельности Церкви, общества и государства в сфере сохранения и укрепления культурных традиций нашего Отечества. К этому нас призывает священный долг признательности тысячелетнему самоотверженному труду наших славных предшественников и высокая ответственность перед судом Божиим и судом истории в последующих поколениях россиян.

К этому призвал нас 4 декабря в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации и наш уважаемый президент, сказавший: «В Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь.

Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это… имеет огромное цивилизационное и сакральное значение…

Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества ….. Здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание её законных интересов – вот наши приоритеты. И мы верим в себя. В то, что многое можем и всего добьёмся».

Позвольте вседушевно поблагодарить настоящее высокое собрание и всех наших единомышленников за деятельное, активное участие в решении стоящих перед нами задач и святых целей, пожелать благих успехов в предстоящей нам работе по формированию программно-целевого подхода во взаимодействии государственных и церковных структур Тульской области в  различных сферах общественной жизни и призвать щедрое Божие благословение на всех тружеников, устрояющих общественное благополучие. Благодарю за внимание.