Глава Тульской митрополии митрополит Тульский и Ефремовский Алексий во вторник в редакции нашей газеты на протяжении часа отвечал на вопросы читателей «Молодого коммунара». Телефоны звонили непрерывно, при этом темы в беседе с владыкой люди затрагивали самые разные: от богословских до очень личных.

Духовное воспитание – необходимо

Анна Андреевна:

— Прочитала в интернете, что в школах собираются ввести обязательный курс «Православная культура» с 1-го по 11-й класс. Если это действительно так, то непонятно, кто и чему будет учить детей.

— Насколько я знаю, это предложение только обсуждается. И министр образования РФ Ольга Васильева заверила, что если курс и введут, то он будет факультативным.

Сегодня основы православной культуры изучаются только в 4-м классе, причем с согласия родителей. Курс культурологический, а не духовный. Там не учат церковным молитвам, не требуют обязательного исполнения заповедей. Рассказывают о православном мировоззрении, о взглядах, подходах, духовно-нравственных принципах. Иллюстрируют произведениями искусства и литературы. И преподают этот предмет профессиональные педагоги.

Конечно, здесь важна добрая воля родителей – они могут выбрать для своего ребенка один из шести модулей: основы православной, буддийской, иудейской или мусульманской культуры, светскую этику или основы мировых религий. Но духовное воспитание в школе, на мой взгляд, необходимо. Родителям часто некогда – «мы тебя родили, обуваем, одеваем, вот тебе еда, вот тебе телевизор, а у нас работа и свои дела»… А ребенок растет, у него возникают вопросы – и он должен получать на них правильные ответы. Чтобы потом не случалось таких трагедий, как с этими двумя детьми в Псковской области.

Ольга:

— Моя дочь, когда была маленькой, любила ходить со мной в храм. Сейчас ей 15 лет, и ее отношение к церкви, религии стало негативным. Говорить на эту тему со мной не хочет. Что делать, не знаю.

— Ни в коем случае нельзя оказывать никакого давления. Знаете закон: сила действия равна силе противодействия? Относитесь к дочери спокойно, с уважением. Принимайте на себя то, что она сейчас не может исполнить как христианка, возьмите на себя и ее молитву, и пост. А время пройдет – и все образуется.

Андрей:

— Владыка, как относиться к статье за оскорбление чувств верующих? Ведь апостол Павел сказал: «Бог поругаем не бывает» – значит, по-настоящему верующего оскорбить нельзя?

— Этот закон приняло государство, а не церковь. Значит, государство считает правильным существование подобной статьи. Люди по-разному относятся к оскорблениям: кого-то они задевают, а кто-то пропускает их мимо себя. А верующий человек понимает, что даже если его кто-то оскорбляет здесь и сейчас, то все равно Господь потом расставит все по своим местам.

Вера живая и мертвая

Валентина Ивановна:

— Есть много людей, которые творят добро, верят в справедливость, занимаются благотворительностью. Но при этом не считают себя верующими и не ходят в церковь. А другие и храмы посещают, и крест носят, но не совсем понимают, зачем это делают. Как вы относитесь к этим двум типам людей?

— Похвально, если человек старается жить нравственной жизнью. Но у верующего человека очень простая логика: он знает, что его существование не заканчивается земной жизнью, поэтому воспитывает себя и готовит к переходу в вечность. Человеку неверующему, который считает, что после его смерти от него ничего не останется, нужны дополнительные стимулы для нравственной жизни – мнение родных, общества. Что до тех людей, которые являются церковными, но в то же время далеки от церкви, – и такое бывает, к сожалению. Однако церковь с любовью относится и к тем, и к другим.

Николай:

— Можно ли считать христианами людей, которые не выполняют десять заповедей, но обвешивают свои машины иконами? Которые любят говорить о Боге, а сами служат деньгам?

— Если эти люди крещены, веруют в Святую Живоначальную Троицу – формально они христиане. А вот кто они на самом деле – будет решать Господь на Страшном суде, только Он знает: живая их вера или мертвая.

Этот вопрос надо обращать не к другим, а прежде всего к себе: «Христианин ли я?» – и стараться ответить на него честно. Я вам посоветую к слову Христову прислушаться: «Не судите – и да не судимы будете». И когда хотите вынести окончательное суждение о другом человеке, предоставьте эту точку над «i» поставить Богу, а не себе.

Александр Суслов:

— В последнее время в Туле появилось много нищих. При этом мы знаем, что бывают «профессиональные» нищие, зарабатывающие на человеческом милосердии, есть алкоголики, которые тут же деньги пропьют, но есть и действительно нуждающиеся люди, доведенные до отчаяния. Поэтому всегда колеблюсь – подать милостыню или не подать…

— Для того нас с вами и наделил Бог разумом, чтобы отличать одно от другого. Если подозреваете, что человек устроил на паперти бизнес, – пройдите мимо, а если увидите, что кто-то действительно нуждается, – подайте, сколько можете. Но чтобы при этом в вас не росло внутреннее тщеславие: мол, вот я какой хороший, Господи!

— И еще один вопрос. Так сложилось, что крестился я не в церкви и уже взрослым человеком. Знакомый привез друга-священника, обряд совершался у меня дома. Имеет ли значение, где именно креститься?

— Нет, конечно. Имеет значение только ваша живая вера и желание принять крещение для того, чтобы получить внутрь себя залог новой жизни, зерно, которое потом с вами в вашей жизни будет взаимодействовать. Так, как оно взаимодействует с окружающей средой: с землею, с солнцем, с влагою, и чтобы из этого произрастало растение, которое сокровенно в зерне. Вот это главное.

Игорь Афонин:

— Могут ли стать крестными новорожденного его бабушка и дедушка? И вообще – как надо выбирать крестных для ребенка?

— Бабушки, дедушки, другие члены семьи, друзья вполне могут быть крестными. Исключение – те, кто в дальнейшем, возможно, решат вступить в брак, так как это станет каноническим препятствием для венчания. Как выбирать крестных? Прежде всего, надо понимать, что мы принимаем крещение для того, чтобы человек мог совершать нормальную, правильную, плодоносную жизнь. Значит, для таких целей нужно найти человека, который знает об этой духовной жизни не понаслышке – и теоретически, и практически. Надо же помочь ребенку стать христианином, помочь ему идти по жизни. И крестный должен стать спутником, с которым можно посоветоваться, которому можно доверять, как другу.

Билеты на елку – в приходах и благочиниях

Екатерина:

— Как церковь относится к иконам, сделанным людьми самостоятельно? Например, вышитым из бисера – моя родственница этим занимается. Можно ли перед такими молиться?

— Я не вижу ничего плохого в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла. Но мне так кажется: для того, чтобы иконы не оставались просто репродукциями, необходимо получить благословение батюшки. А затем и освятить образ, чтобы молиться перед ним.

Инна Васильевна:

— Мне пятьдесят два года, у меня высшее образование, всегда много читала, но была далека от веры. Сейчас я встаю на этот путь. Посоветуйте, пожалуйста, книги, чтение которых мне могло бы помочь, поддержать.

— Я бы порекомендовал начать с книг Евгения Водолазкина «Авиатор» и «Лавр». Конечно, классику – произведения Лескова, Достоевского… И уже потом можно погружаться в более серьезную церковную литературу. Очень советую читать Авву Дорофея – это VI век, но язык прекрасный.

Раиса Ивановна:

— Где и когда в этом году будет проводиться епархиальная Рождественская елка и как купить на нее билеты?

— 8 января, в Тульском академическом театре драмы. А билеты достать просто – они через епархиальный социальный отдел распространяются по приходам и благочиниям. Вы в какой храм ходите? Сергия Радонежского? Обратитесь к вашему настоятелю отцу Вячеславу и попросите, чтобы вам дали билет. Ну почему же неудобно… Так и скажите, что с владыкой разговаривали на «прямой линии» «Молодого коммунара», и он сказал – к вам подойти. Бог в помощь!

Ирина:

— Рождество – особенный праздник, и каждый переживает его по-своему. А как переживаете его вы, владыка?

— Выразить это состояние очень непросто – невозможно найти подходящие слова. Оно выражается в духовной жизни, в молитве, в богослужении, в песнопениях, в общении с людьми, в душевной атмосфере, в которой мы пребываем. Это очень личное, сокровенное, трепетное, благодарное чувство к Богу, который не только нас задумал и осуществил, но и заботится о нас. Благодарность за то, что Он приблизился к нам так близко, что мы можем обрести с Ним органическое единство…