В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в соименном храме Тулы, хранящем чтимый образ преподобного благоверного князя Александра, в схиме Алексия с частицей многоцелебных его мощей, в сослужении духовенства Западного городского округа Тулы.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По окончании богослужения совершено славление святым преподобным благоверным князьям Александру Невскому и сыну его Даниилу Московскому.

Затем владыка обратился к предстоящим: «В благословенный год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, мы со всей исторической Русью и православной христианской вселенной благодарим всеблагое Божие смотрение, даровавшее нам это великое духовное утешение, — сей замечательный Христоподобный образ жизни и служения Богу, своему народу и Отечеству, самозабвенной любви к Богу и окружающим людям и возможность через Него стяжевать понимание радостоносной истинности подлинного христианства, по законам межличностного общения с Богом Троицей, Которые в своем действовании и осуществлении через наш разумный, осознанный и предпочтительный выбор, в течение земной жизни, возрастая от низшего к высшему, от меньшего к большему, приводят нас к поиску не только людей христоподобных, а Самой Первообразной Истины, во Святой Троице славимой и поклоняемой, и взысканию Её. Именно тогда приходит понимание, которое было недоступно еще до встречи со Христом евангельскому юноше, обратившемуся к Спасителю с вопросом: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

Жизнь вечная не измеряется мерками нашего чувственного эмпирического познания, подверженного опыту падшего человеческого естества.

Жизнь вечная не отвечает на вопрос: «Что это такое», она отвечает на вопрос: «Кто есть жизнь вечная», и отвечает чётко: Живоначальная Троица — Отец и Сын и Святой Дух, Которые открыты нам в общении по законам межличностного взаимодействия, сформулированном, по откровению Духа Святого, царем и пророком, псалмопевцем Давидом: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым равзвратишься» (Пс. 17, 26-27).

И мы понимаем, почему среди своей, такой большой семьи, у своих отца, князя Ярослава Всеволодовича, и матери, княжны Феодосии Игоревны, Александр стал преподобным, как затем уже его сын, Даниил, тоже стал преподобным. Потому, что князю Александру было открыто, что вечность — это не протяженность во времени и пространстве, поскольку и они созданы, текучи и изменяемы. Вечность — это взаимопроникновение Трех Собезначальных, друг другу беспредельно и самозабвенно открытых во всей глубине и полноте, пребывающих в неслитности и в нераздельности Трех самосознающих, друг к другу и к своему единому, самобытному бессмертному, всеблагому, всемогущему, духовному, простому естеству несводимых Личностей, к Которым нам можно прийти. Они ждут общения с нами, для того нас и сотворили сообразно Себе, наградив нас личностным способом существования, чтобы мы искали не только источников для пополнения своих жизненных сил и энергий, но дружбы, любви самозабвенной и жертвенной! Явить же такую дружбу и самозабвенную любовь может лишь тот, кто жизнь свою, не задумываясь, отдает за друга и ближнего своего!

На примере жизни святого благоверного князя Александра Невского, мы видим понимание и осуществление правильного христианского выбора. И сын его, князь Даниил, видя, как отец тает радостно, отдавая себя, как воск, в это пламя жертвенной любви, словно свечу, зажег от его жизни святыню своего духа, и вслед за отцом совершил подобный подвиг.

Это и есть тот дар, который дается нам в жизни Церкви во Христе Иисусе по благоволению Бога Отца дыханием Святого Утешителя Духа Истины! И пусть проходят столетия, а святые князья Александр и Даниил, «яко же вторые солнца», сияют Христоподобием сквозь толщу времени, которое не стирает красоты их боговозвышенности и подлинного человеческого достоинства!

Всех вас вседушевно поздравляю с престольным торжеством сего святого храма! Причастников рад приветствовать и поздравить за благоразумный и духоносный выбор — с принятием Святых Христовых Таин! Именинников с днем тезоименитства. Желаю всем предстательства святых и благоверных князей Александра и Даниила, а также стремления стяжать сходства с ними в истинной христианской дружбе через единомыслие, единодушие, единонравие, единочувствие и единодействие с ними в Церкви Христовой».

Марина Полянская, фото Александра Морозова