В день памяти Тульских новомучеников и исповедников митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении духовенства Северного городского округа совершил торжественное молебное пение в честь праздника, а также панихиду в мемориальном храме тульской Голгофы в Тесницком лесу.

Перед началом богослужения, приветствуя собравшихся со словом мира и любви о Христе, архипастырь сказал: «Ныне, по обыкновению нашему, собравшись здесь, на священном и памятном месте, чтобы молитвенно взойти к Престолу Божественной благодати в окружении новомучеников и исповедников земли нашей Тульской, мы внимаем откровению Святого Утешителя Духа истины, воспринятому боголюбивым сердцем ветхозаветного Екклезиаста премудрого Соломона, который обращает к нам свидетельство о том, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать и время бросать» (Еккл. 3:1-6).

И когда мы, чада духовной нашей Матери Русской Православной Церкви ХХI века, имеем возможность обозреть предшествующее нам историческое время в бытии Святой Руси, то видим, как на ней замечательно иллюстрируется это откровение Святого Утешителя Духа истины, так сформулированное премудрым Соломоном.

Всеблагому Божьему смотрению, сопрягающему милующую и приводящую к полноте присноблагобытия человеческий род со свободой каждой человеческой личности и с различными их объединениями — в семью ли, в род ли, в народ ли — видим, как на примере исторического бытия Матери нашей Русской Православной Церкви, на протяжении девяти столетий в сеянии, которое благодать Господня осуществила в великое царствование равноапостольного крестителя Руси благоверного князя Владимира, терпеливо взращивала посеянное до тех пор, пока в ХХ столетии не пришло время собирать дивный урожай духовной синергийной благоплодности православного русского народа и благодати Святой Живоначальной Троицы. 

Воистину ХХ век в истории Церкви и Отечества нашего, с одной стороны, является горестной ее страницей, а с другой — показывает высокие духовные откровения, о которых тем же дыханием Духа Святого говорит святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам, когда утверждает, что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29).

В различные исторические времена бытия Святой Соборной Апостольской Церкви во многих точках земного шара и у многих народов проявлялось исполнение этого призвания и обетования, особенно — в первые три века существования Христовой Церкви,  когда кровь добропобедных мучеников была семенем веры и благочестия церковного, и подобное повторилось в истории бытия Русской Православной Церкви в минувшем столетии. И наша тульская Голгофа является живым свидетельством, не молкнущим призывом ко всякому человеку, который приходит сюда не просто погулять, полюбоваться на эти красоты, посмотреть на памятные кресты и могильные знаки, чтобы понять и почувствовать: что это за поле, какими семенами оно засеяно, и какое плодоносие у этих семян в жизни. Для того, чтобы каждому в совести своей, перед лицом Бога вопросить самого себя: а есть ли у меня желание испытать и правильно понять это чувство, как может во мне оно исполниться по благоволению Бога Отца при жертвенной любви Подвигоположника Спасителя и Господа Вселенной Иисуса Христа, Которого почитаю своим Создателем, Промыслителем, Искупителем и Освятителем, что ради Христа мне дано не только веровать в Него, но и страдать за Него.

Чтобы понять внутренний смысл этих слов, вдохновенных Духом Божиим, а сформулированных первоверховным апостолом Павлом, нашему уму, пребывающему в состоянии падшести человеческого естества и искаженности восприятия не только путей Божественных, но даже и того, что нас окружает в доступной нам действительности, нужно приложить немало усилий, необходимо обратиться к тем, кто из числа  единосущных нам по-человечеству и, может быть, единокровных нам по причастности к нашей русской национальности и к духовному опыту Матери нашей Русской Православной Церкви, почитаемых нами как святых Божиих человеков, которые, подобно апостолам, жили тем же дыханием Святого Утешителя Духа истины. 

И как только ум наш от того, что мы воспринимаем здесь, оттолкнется в этом поиске, каждый тут же, по откровению Святого Духа, вспомнит преподобного Серафима Саровского, который оставил, как великое сокровище, как путеводную звезду в нашей духовной личной жизни слова о том, что цель нашего земного существования, как христиан, заключается в стяжании благодати Святого Утешителя Духа истины. Нет реально никакой другой силы, как только Господь Бог Утешитель Дух Святой, Испытующий самые глубины Божественной жизни Живоначальной Троицы. Который мог бы приобщить нас знанию подлинной, а не мнимой истины. Как говорит нам преподобный Серафим Саровский, приобретать эту благодать Святого Утешителя Духа Истины — только ради Христа творимое доброделание приносит его труженику плод благодати Святого Утешителя Духа истины. Если человек творит добро ради добра, то уже в этом получает для себя награду, что не осуществляет зло в своей жизни и через это не терпит опыта надрыва от противоестественности своих путей: в мыслях, словах, желаниях и поступках, а утешается доброкачественностью осуществления своей жизнедеятельности. Но плода Духа Святого человек еще не получает во всей полноте, а только развивает свои природные, от Бога вложенные в нас силы, доброкачественности  их осуществления и питается этим плодоносием. А возможность в жизни Церкви нам дана какая? — Стяжанием Святого Утешителя Духа истины не только веровать во Христа, но и страдать за Него уже опытно: единомысленно, единочувственно, единонравно и единодейственно с первоверховным апостолом Павлом в совести своей свидетельствовать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).  

Такое проникновение в опыт христианской жизни и является примером всех новомучеников и исповедником ХХ века в жизни нашей Русской Православной Церкви, в частности, дивного Собора новомучеников и исповедников земли Тульской. И мы на этом святом месте, соединяясь с ними в молитве к ним, испросим для себя того же самого Духа, ради того, что каждый согласен в себе самом жить не ради себя, чтобы земная наша жизнь хоть немного была длиннее, чем у сверстников, а для того, чтобы Господь научил нас жить по Его воле, не попуская совершаться воле нашей, и всем существом своим действительно желать, а не просто привычно читать слова из последования вечерних молитв. И новомученики и исповедники земли Тульской показали нам эту готовность: через какие испытания советскими лагерями, через какие страдания, выполняя планы пятилеток, работая на стройках, умирали медленной, полуголодной смертью — но «не Моя воля, но Твоя, Господи,  да будет» (Лк. 22:42) — они шли этим путем вслед за Христом. И никакая наша саморазвивающаяся и совершенствующаяся в самой себе сила человеческого естества не может этого понести. Это только потому, что ради Христа, Духом Святым им данным они могли осуществлять это несение своего креста!

Помолимся и мы святым новомученикам и исповедникам земли Тульской, да исправят они и наши сердца, и пути нашей современной христианской жизни теми же самыми дыханиями и святыми силами Утешителя Духа истины, которые наполняли и их жизнь, и их христианское служение!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова