• Доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на VI международной теологической конференцим на тему: «Роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России: традиции и современность».

Доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на VI международной теологической конференцим на тему: «Роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России: традиции и современность».

Уважаемый Михаил Васильевич, Ректор ТулГу, Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка митрополит Иларион, уважаемые участники настоящей международной научной конференции!

Православная полнота Тульской митрополии словом мира и любви о Воскресшем Христе-Жизнодавце через мою мерность приветствует вас, принявших любезное приглашение Тульского Государственного Университета и собравшихся в его стенах для широкого и заинтересованного обсуждения предложенной организаторами теперь уже шестой научной конференции на сей раз темы: «Роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России: традиции и современность».

В названии темы мне видится аналогия с рекой, русло которой на всём его протяжении от истока до устья символизирует исторический путь России. Вода, наполняющая русло – Русскую культуру, а берега – социальную среду, члены которой творчески воспринимают и создают как традиции, так и современность. Несомненен исторический факт того, что с момента крещения Руси в 988 году при великом Киевском равноапостольном князе Владимире, первой книгой, оказавшей мощное влияние на формирование Русской национальной культуры, является Евангелие. По особому Божию устроению, незадолго перед тем переведенное с греческого на древне-славянский язык трудами просветителей и учителей славянских равноапостольных Солунских братьев Кирилла и Мефодия оно читалось и пересказывалось не только во время богослужения, не только в княжеских и монастырских школах, но и в семейном кругу и в домашнем быту. Евангелие – это главная книга христианского мира, не только просто и занимательно повествующая историю жизни и общественного служения Иисуса из Назарета Галилейского, но оно же есть и выявление реальности живого присутствия и действия Богочеловеческой личности Господа Иисуса Христа среди верующих и верных Ему людей любых национальностей, различного социального положения и политических взглядов, живущих в разные исторические периоды на разных континентах земного шара. Христос, как личность, соединяющая неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно в единстве неразрывной тождественности Своей собезначальной Отцу и Святому Духу несозданной Самосознающей Ипостасной Инаковости два начала: вечносущее Божество и сотворённое человечество, является «Альфой и Омегой» (Откр. 1:8), началом (истоком) и целью (устьем) для всего, что, по благоволению Бога Отца при содействии Святого Духа, получило бытие от Его творческого, как единородного Божьего Сына действия. Как Творец, могуществом Своим положив начало времени и пространству, многообразием созданных сущностных форм, Он выявил единую волю собезначальных Божественных Лиц Живоначальной Троицы и в этом смысле является для всего тварного многообразия неизменной вечной «Альфой».

Как Промыслитель, Он, выявляя предвечный замысел триединого Божества о цели мироздания, Самим Собой в конкретный момент времени возглавил созданное, приняв в Себя, к своему  исконному, природному Божеству от пренепорочной Девы-Матери Своей, при доброхотном Её согласии, еще и единосущное всем нам, но без греха, человеческое естество, и стал на веки «Омегой» всего исторического процесса. Являясь одномоментно «Началом» и «Концом» истории, Своё действование в многообразии проявлений тварной свободы человеческих личностей в их творческом соучастии становления истории, Он уподобляет закваске (Мф. 13:33), преобразующей сыпучесть бесчисленного множества частиц муки в единство хлебного каравая, или аморфность молока в прочное единство сгустившейся простокваши, способной противодействием силам гравитации, в отличие от молока, удерживать стоя ложку.  Открывая Себя свободному произволению, как каждого человека, так и общности людей в качестве нравственного идеала, Христос органически соединяет их с Собой в неразрывном единстве привившихся к Нему, как Лозе Истинной ветвей (Ин. 15:1), сообщает им Свои нетварные свойства, усвояемые во взаимной к Нему любви верующими в Него, как их собственное достояние.

Более десяти с четвертью столетий в истории России её культура своим истоком имеет богочеловеческую реальность Евангелия, то есть Самого Христа - Жизнодавца, как живого, вечно растущего и глубоко укоренённого в почве нашей национальной культуры древа Жизни, опытно познаваемого и приобщаемого в народной жизни через созданную Его искупительным подвигом и непрестанно очистительно омываемую Его жертвенной и животворящей Кровью Церковь, которую никогда не одолеют силы зла (Мф. 16:18). Поэтому не случайно с тех стародавних времён истоком нашей отечественной культуры, нашей народной нравственности и нашей государственности на протяжении всей Российской истории является Евангелие, то есть факт и акт живого и деятельного взаимопроникновения нетварных Божественных энергий, действующих в сакраментальной жизни Русской Православной церкви, и воли каждого человека и всего народа к свободному и доброхотному воспринятию и усвоению обожения в историческом времени друг-другоприимательно сменяющимися поколениями жителей России.

Крещение Руси при равноапостольном князе Владимире имело судьбоносное значение в становлении Российского государства: дотоле разобщенные по этническим, социальным и религиозным признакам восточнославянские племена, объединенные единством Божественной благодати, преображающей человеческие способности, в духовно-нравственном процессе церковной жизни, богоподобно преобразовались в единый народ, христианскую нацию, носителя и свидетеля святого Православия. За прошедшие столетия православные  духовно-нравственные идеалы вошли во все сферы культуры России, озарив сиянием нетленной красоты богоподобия и всю сокровищницу мировой культуры, так что слово «Русский» в сознании народов мира справедливо  вслед за Ф.М. Достоевским отождествляется со словом «православный».

Внимательно, бережно и ответственно вглядываясь ныне в исторический путь России, протяженно пролегающий во времени по бескрайним просторам отечества нашего между двух берегов «традиции и современности», по-моему, мы имеем достаточно оснований утверждать, что Православие является традиционной религией Русского народа и многих христианских народов и народностей нашей страны, а так же краеугольным камнем общероссийской культуры, надёжно обеспечивающей преемственную связь поколений и неповреждённую передачу исконных духовно-нравственных ценностей.

Молитвенно желаю всем нам плодотворной работы и сопутствуя в предстоящих трудах всеблагого и умудряющего Божия благословения. Благодарю за внимание.

ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО "О подготовке новой редакции учебно-методического пособия "Практическое руководство по приходскому консультированию"
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел