«Радуйтеся, людие, и веселитеся: Христос воскресе из мертвых, Спас мира»
                                                                             (Стихира на Хвалитех понедельника Светлой седмицы)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!

Христос Воскресе!

Торжественно прославляя величайшее и единственное в мире священное событие Воскресения из мертвых Христа Жизнодавца, положившего начало воскресения всех от века скончавшихся (1 Кор. 15, 20-22), Святая Церковь с первых дней христианства совершает спасительный светозарный Праздник Пасхи Господней.

Боговдохновенные евангельские повествования ясно и убедительно возвещают о непреложной истине Воскресения Христова (Мф. 28, 1-10; Мк. 16, 1-10; Лк. 24, 1-7; Ин. 20, 1-18), ибо Господь, по свидетельству Святителя Афанасия Великого, «особенной целью Своего домостроительства имел то, чтобы явить воскресение Своего Тела, в нем хотел Он показать всем знамение победы над смертью и уверить всех, что через Него истреблено тление, и даровано людям нетление».

В продолжение сорока дней от Своего Воскресения до Вознесения Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам – апостолам и бывшим с ними, поучая их тайнам Царствия Божия (Мк. 16, 12-20; Ин. 20, 19-31; 21, 1-14; Деян. 1, 2-3). И отверз им ум к разумению Писаний, открыл им, что священные события Его земной жизни, страданий, смерти и Воскресения промыслительно предвозвещены и совершились во искупление, исцеление, обновление и спасение рода человеческого (Лк. 24, 25-27, 45-52). Он заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

И, как Его очевидцы, Святые Апостолы свидетельствовали миру о Христе распятом и Воскресшем (Лк. 1,2; Деян. 1. 8; 2, 32; 3, 15; 4, 33), благовествуя Его Божественное учение (Деян. 2, 41-42; 5, 42; 17, 2-3 и др.), с беспредельной любовью к людям возвещая, что грядет час, когда все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25, 28), ибо благодатной силой Воскресшего Господа мертвенным телам нашим надлежит облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53): погребается тело душевное, но воскреснет тело духовное (1 Кор. 15, 44). «От смерти к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас возведет» (Из ирмоса 1-й песни пасхального канона).

От времен апостольских и до наших дней по всему лицу Земли всем потомкам первозданного Адама, несет это радостное свидетельство победы жизни над смертью основанная Воскресшим Христом Жизнодавцем Святая Церковь, указывая на Христа, как на родоначальника обновленного человечества, «которое ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилось» (Ин. 1, 13).

Ныне вновь достигло это свидетельство Святой Церкви слуха нашего, а взору и осязанию нашему предлагается символ этой всерадостной победы – красное пасхальное яйцо.

По мысли Московского святителя Филарета, на земле жизнь человека в теле подобна начинающейся жизни птенца в яйце, которому по сокрушении скорлупы открывается высший и обширнейший круг жизни. Так и каждому христианину через искреннее покаяние, ревностное исполнение евангельских заповедей, благоговейное приобщение Святых Христовых Тайн надлежит сокрушить окамененное сердечное нечуствие и себялюбие, чтобы ликующим войти в радость Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Ибо теперь Земля наша есть питомник и рассадник для неба, а кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека на земле есть нравственно обуславливающее начало нескончаемой жизни.

Радуясь и торжествуя, молитвенно возблагодарим и воспрославим в сердцах своих Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, «упразднившего смерть и всем даровавшего нетление обетованием воскресения» (св. Афанасий Великий. «Слово о воплощении Бога Слова». Творения, изд. 2, ч. 1, с. 232).

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго, начало» (7-я песнь пасхального канона).

Слава и благодарение Господу, сподобившему нас вкусить радость воскресения Его!

Для того, чтобы эта радость была неотъемлемой и живой, нам надлежит бережно хранить ее в чистой совести, ибо радость духовная, как истинная, чистая радость, может быть достоянием только тех, чьи помышления чисты, а дела непорочны, кто всегда и везде мыслью, словом и делом осуществляет любовь.

Да пребывает воскресший Господь наш с нами и среди нас не только в эти святые дни, но и во все дни нашей жизни, осеняя нас благодатию Своею и утешая нас Своею святою радостью!

Возлюбленные, «приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам во Христе Иисусе» (1 Пет. 5, 14).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Божией милостию смиренный,
+Алексий, митроплит Тульский и Белевский 

Пасха Христова

2004 года

в богоспасаемом граде Туле