«Воскрес Иисус от Гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость».
                                                                                         (Стихира на утрене Пасхи по 6-ой песни канона).


ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ,
БОГОЛЮБИВЫЕ ИНОКИ И ИНОКИНИ,
ХРИСТОИМЕНИТЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!


                                                                    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В священную и светозарную четыредесятницу Христовой Пасхи радостно трепещет каждое православное сердце, красуется и ликует полнота Святой Апостольской Церкви и с ней Вселенная вся торжествует от радостотворного переживания любви, премудрости и благости Божественных, явленных в тридневном воскресении из мертвых нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

В долгожданную и спасительную ночь Христовой победы над смертью и адом со всей ясностью исполнилось написанное о Нем в Законе, и пророках, и псалмах (Лк. 24: 25-27), а также предсказанное Им Самим, что после страданий, и смерти, и погребения Он воскреснет из мертвых на третий день (Мф. 16:21; 17: 22-23; 20:19; 28: 6-7; Мк. 10:34; 16:6; Лк. 24: 6-7, 14-35, 44-46; Ин. 20: 14-17; 1 Кор. 15: 3-4).

Согласно свидетельству апостола и евангелиста Матфея, по прошествии субботы, когда начался первый день недели, к вырубленной в скале гробной пещере, вход в которую, по положении в ней на каменном ложе обвязанного погребальными пеленами, снятого с Голгофского Креста бездыханного тела Иисуса, был закрыт большим камнем, Мария Магдалина и с ней другая Мария, по мнению святых Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского, а также составителя пасхального синаксария, это была Пресвятая Богородица, пришли, чтобы осмотреть гробницу.

Вдруг случилось тогда сильное землетрясение, и с неба сошел Ангел Господень. Подойдя к гробнице, отвалил он камень и сел на него. Лик его был подобен молнии, а одежды – белы, как снег. В ужасе от страха задрожали стражники и упали перед ним, как мертвые. «А вы не бойтесь! - сказал ангел женщинам. - Я знаю, кого вы ищете – Иисуса распятого. Его здесь нет – Он воскрес, как вам и говорил. Пойдите, сами осмотрите место, где Он лежал, затем ступайте сразу к Его ученикам, скажите им: «Иисус воскрес из мертвых, Он будет в Галилее прежде вас. Там вы увидите Его! Запомните, что я сказал вам». Охваченные благоговейным трепетом и полные великой радости покинули они гробницу и поспешили, чтобы сообщить об этом ученикам Христовым.

На пути предстал им Сам Иисус: «Радуйтесь!» - приветствовал Он их. Они устремились к Нему и стали обнимать ноги Его и поклонились Ему. «Не бойтесь! - сказал Иисус. - Идите и скажите братьям Моим, чтобы шли они в Галилею. Там увидят Меня» (Мф. 28: 1-10). До вечера этого дня Воскресший Христос Жизнодавец во уверение Своего восстания являлся Петру (1 Кор. 15:5) и еще раз Марии Магдалине (Ин.20:11-18), потом находившимся в сионской горнице при закрытых дверях одиннадцати и всем бывшим с ними ученикам (Ин.20:19,24), затем шедшим из Иерусалима в Эммаус Луке и Клеопе (Лк. 24:13-35). Через семь дней Фоме и другим апостолам и далее в течение 40 дней многократно являлся им в разных местах, в том числе Иакову и сразу пятистам, и, наконец, явился и гнавшему христиан Савлу, сотворив и его Своим благовестником (1 Кор. 15:8).

С величайшим воодушевлением и притягательной убедительностью ученики Христовы несли повсюду свидетельство о совершенной Им победе над смертью, «наченше с Иерусалима и даже до края Земли» (Деян.1:8).

Движимые беспредельной любовью, Они, как очевидцы, свидетельствовали ближним и дальним о Распятом и Воскресшем Богочеловеке (Лк. 1:2; Деян. 1:8; 2: 32; 3: 15; 4: 33), возвещая спасительное Его учение, научая людей познавать Его в общении любви (Ин.13:35), в совершении Святой Евхаристии (Лк.24:35) и хранении евангельских заповедей (Ин.14:21), убеждая, что «грядет час, когда все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25, 28), ибо Животворной благодатью Воскресшего Господа «мертвенным телам нашим надлежит облечься в бессмертие» (1 Кор. 15: 53), «от смерти бок жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе» (Ирмос 1-ой песни Пасхального канона).

В добровольном подвиге крестных страданий и смерти Единого от Святой Троицы человеческое естество окончательно очищено от несовершенства, тления и смертности, и вслед за Воскресшим Первенцем (1Кор.15:20) это обязательно проявится в полной мере в надлежащие сроки во всеобщем воскресении всех: и праведных и грешных.

По мысли Святого Николая Кавасилы, Воскресение есть восстановление естества, и Бог дает его даром, как читаем у Апостола: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Царство же небесное и созерцание Бога через соединение со Христом доступно только восхотевшим и возжелавшим, и возлюбившим Его.

Бессмертие получит каждый, точно как каждый наслаждается Божиим промышлением, то есть заботой Бога о нем и о всем мире. И как независимо от нас наше рождение в этот мир, также не зависит от нас и наше воскресение после смерти, ибо каждый человек имеет тоже естество, какое и человек Христос Иисус – Новый Адам (1Кор.45: 47-49), возглавивший Собой род человеческий. Но никого нельзя принудить к желанию быть единонравным и единодушным со Христом.

Таким образом, воскресение – всеобщий дар, а блаженство примут лишь некоторые (Николай Кавасила, св. О жизни во Христе, II, 86,96).

И Святой Игнатий Богоносец свидетельствует, что кто не умрет со Христом, не сможет жить с Ним: «Если мы через Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» (Игнатий Богоносец, св. Послание к магнезийцам, V).

И преподобный Максим Исповедник утверждает, что Дух Божий «лишь желающую волю преобразует для обожения» (Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Фалассию, VI).

Все воскреснут, но только у верующих и подвизающихся, о которых сказал Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Мф. 11:12), окажется вечная жизнь (Ин. 5: 24,29; 8: 51).

Бог, действительно, будет во всех (1Кор.15:28), но только в святых Он будет пребывать милостиво, в грешных же – не милостиво, потому что они будут отчуждены от Бога отсутствием своей решительной воли к добру. Воскресением Христовым жизнь вечная предложена каждому из нас, и наше дело принять или отвергнуть её.
Принятие же зависит от решимости верить, состоящей не в том, чтобы признавать акт Воскресения, ибо это вера бесов, которые не только признают, но и знают, однако добрыми не становятся (Иак.2:19), но в том, чтобы искренне соучаствовать.

Возлюбленные о Воскресшем Господе верные чада приобретенной драгоценной Кровию Христовой Святой Церкви, во Христе родные мои братья и сестры!

Поздравляю всех вас с Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств, и от полноты ликующего пасхальной радостью пастырского моего сердца обращаю к вам животворный глагол нетления вечного:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13.20,21).

Божией милостию смиренный митрополит Тульский и Белевский Алексий.

Пасха Христова, 2010 год, в богоспасаемом граде Туле.

Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сделал заявление для СМИ
Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел