Бог человеком от Девы явися… спасти род наш»
(Тропарь предпразднества Рождества Христова)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, христоименитые братья и сестры!

Вновь наступил великий мироспасительный праздник Рождества Христова, в который Святая Апостольская Вселенская Православная Церковь светло торжествует, прославляя и величая Рожденного Богомладенца Христа Спасителя мира, и благоговейно созерцает в священном событии Рождества Христова премудрость, любовь и благоволение Божие к людям.

Святой евангелист Иоанн Богослов, свидетельствуя о любви Создателя к нам, открывшейся в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1 Ин. 4, 9), одновременно указывает нам на то бедственное положение, в котором пребывает всякий человек и все человечество, подверженное неумолимому закону тления и смерти.

В начале истории мира личная трагедия родоначальника нашего, не устоявшего в высоком призвании богоподобия, стала трагедией для всех его потомков, одновременно с даром жизни, воспринимающих по наследству извращенное грехолюбием естество. Грех и зло привились к нашей богозданной природе, глубоко повредив естественное состояние облагодатственного человеческого естества.

Однако Образ Божий в человеке не был уничтожен окончательно. Люди сохранили не только стремление к добру, но и способность любить Бога, хотя их проявление стало почти неприметным в жизни потомков первозданного Адама. Чтобы достичь цели, ради которой Бог создал человека, призвав его к единству жизни с Собой, надлежало Самому Творцу спасти Свое создание.

По выражению святителя Григория Богослова, мы возымели нужду в освящении Человечеством Бога, и любвеобильный Творец премудро совершил наше спасение: Благоволением Отца Всяческих и содействием Святого Духа Един от Святыя Троицы — Единородный Сын Божий Сыном Девы бывает, соединяя в Себе Самом расстоящиеся естества, и послушанием Богу даже до крестной смерти (Фил. 2, 8) и совершенно изглаждает прившедшее в человеческое естество грехолюбие и научает его радостному стоянию в добровольном богоподобии, являет в Себе Самом чрез Крестную смерть и Воскресение нового Родоначальника человечества (1 Кор. 15, 47), рожденного от Бога (Ин. 1, 13).

Теперь всякий из нас, кто захочет радостно откликаться на внутренний голос совести, влекущий к чистоте и правде, имеет Христа Дверью, приводящей к Небесному Отцу (Ин. 10, 7) и изливающей токи исцеляющей, обновляющей, примиряющей и освящающей нас благодати Святого Духа, ибо явилась Благодать Божия, спасительная всякому человеку (Тит. 2, 11).

Теперь каждому из детей Древнего Адама при желании Богом дарована возможность выйти из ограниченности, тленности и смертности своей падшей природы — любовию, верой и послушанием привиться ко Христу Лозе Истинной (Ин. 15, 5), ввести в свое сердце кротость и смирение Христовы (Мф. 11, 29) и действием благодати Живоначальной Троицы преобразиться снова в Божеское естество (2 Петр. 1, 4) в чадо Божие по благодати.

Братья христиане!
От всей души приветствую всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом! По зову нашего верующего сердца возрадуемся о Рождшемся Богомладенце, Спасителе нашем – Господе Иисусе Христе, ибо нас ради родися Отроча Младо, Превечный Бог; и в праздничном восторге воспрославим Его ангельскою песнью: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14), потому что нет на земле для человека выше и блаженнее состояния, как переживать Божие благоволение.

Святая Матерь наша Церковь в заботе о нашем вечном спасении наставляет нас неуклонно следовать по пути исполнения Евангельских заповедей о жертвенной любви к Богу, ближним и мирозданию; идти по пути самоотверженной борьбы с пороками, вредоносными страстями и злыми привычками. Она укрепляет всякого, ведущего невидимую со страстями и похотями брань, в несомненной надежде на подаваемую Подвигоположником нашим Спасителем Христом победоносную благодатную силу Святаго Духа, действенно преображающую нас (Деян. 2, 17).

В радости веры православной будем, возлюбленные, продолжать творчески трудиться во славу Божию, умножая мир со своей совестью, с родными и близкими ради дальнейшего процветания нашей дорогой Отчизны, ради торжества братской любви и взаимопонимания между народами.

Из глубины души вознесем в эти рождественские праздничные дни молитвы ко Господу Иисусу Христу. Он, Сердцеведец, услышит нас и ущедрит Своей Божественной любовью, ниспошлет нам в новом году Свое животворящее благословение, да пребудем мы во все дни жизни в чистой и крепкой вере, добром здравии, братолюбии, труде и мире.

«Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь» (Еф. 6, 24).

Божией милостью смиренный,
+Алексий, амитрополит Тульский и Белевский 

Рождество Христово

2004-2005 года

в богоспасаемом граде Туле