«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру»
(1 Ин. 4, 14)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры!

Духовно прославляя и величая явление во плоти нашего ради спасения Единородного Сына Божия, Святая Апостольская Вселенская Православная Церковь днесь светло торжествует преславное Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во исполнение пророчества, благоволившего явиться миру в убогой пещере в безвестном Вифлееме (Мих. 5, 2).

Рождение Бога Слова от Пречистой, смиренной и кроткой Девы Марии озарило мир светом разума, принесло людям спасение от греха проклятия и смерти, явилось источником жизни и бессмертия, любви и мира, радости и духовного совершенства.

Освятив естество человеческое неслитным, неизменным, нераздельным, неразлучным Ипостасным соединением с Божеством, Господь сподобил нас восприятия Божественной благодати через личное явление верующим в Него Святого Утешителя Духа Истины (1Ин. 6, 7), о чем преподобный Максим Исповедник учит так: «Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе знание о каждом, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен это чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов.

Он есть и во всех, живущих по закону, как Законодатель и Предвозвеститель будущих таинств, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства…

Помимо указанных способов действия, Святой Дух есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление…

Как Производитель премудрости, Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, — с ними Святой Дух общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения» (15-й вопрос – ответ к Авве Фалассию).

Освободив сынов человеческих от прародительского осуждения, Христос вновь соделал верующих в Него и творящих заповеди Его сынами Божиими и наследниками Царства Небесного в блаженном единении с Богом и Отцом во Святом Духе.

Христос открыл всем любящим Его ум к разумению Писаний (Лк. 24, 45). И по совершении домостроительства спасения естества нашего ободрил всех Своих учеников радостным обетованием: «Не оставлю вас сиротами… Я с вами во все дни до скончания века» (Ин. 14, 18; Мф. 28, 20)!
Он – Глава основанной Им Церкви. И все верующие в Него становятся по Святом Крещении её членами и имеют в ней самое непосредственное органическое единение с Господом и Спасителем нашим в Таинстве Причащения.

И каждый из нас во благоприятное время Рождественского поста, достойно причастившись Святых и Животворящих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную, может сказать со апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галл. 2, 20). И преизбыточествуют в жизни нашей духовные плоды Рождества Христова: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галл. 5, 22-23) и царствует Христос во веки!

В мироспасительный Рождественский праздник вседушевно привествую вас и призываю благоговейно и с чистым сердцем составить общий лик с торжествующими на небесах ангелами, праотцами, пророками, апостолами и всеми святыми, чтобы прославлять родшегося от Безневестной и Пречистой Матери Девы Человеколюбца Господа и принести Ему пламенную любовь и благодарение, «нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог!»
В сей день, Его же сотвори Господь, да придет и вселится в нас Сам Господь Иисус Христос со Безначальным Своим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Своим Духом, чтобы обновить и освятить нас Божественною благодатию, дабы свято ходить нам путями Его вечных евангельских заповедей до последних дней нашей земной жизни.

С христианской ответственностью, полной упования на всепобеждающую силу Божией благодати, войдем в Новое лето благости Господней, которое да будет мирным и благоприятным, да годом благоплодного прохождения нами, в условиях непрестанно меняющегося окружающего нас мира, пути вечного спасения, да владычествует в сердцах наших дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11, 2) и мир Божий (Кол. 3, 15).

Божией милостью смиренный,
+Алексий, архиепископ Тульский и Ефремовский
Рождество Христово

2007-2008 года

в богоспасаемом граде Туле