Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении духовенства собора. По окончании богослужения было совершено славление перед чтимой чудотворной иконой Божией Матери, именуемой “Казанской”, после чего владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

«Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его»… Творец всего мироздания сейчас, беседуя с нами, как и во время Своего земного служения, имеет возможность быть доступным по восприятию единосущным с Ним по человечеству людям, которым доступен Он благодаря присущим их природе чувствам зрения, слуха, обоняния и осязания. Через эти чувства человеческому духу доставляются определенные ощущения, которые сей дух способен анализировать и воспринимать внутрь себя.

Божественные смыслы, принципы, логосы, присущи всякому действию Божественному, несозданному или многообразию действий, сотворенных неисчислимыми по своей благотворности Божественной природой многообразия чувственного видимого мира. Человеческий дух способен откликаться на все это и, проникая в Божественные смыслы, созерцать во всем то единое, благотворное сущее, которое называет несуществующее, и оно пред Его лицом является как существующее со своими характерными природными свойствами и особенностями. Все это многообразие во всем своей многообразии отражает эту бездонную благотворность Божественной Сущности.

Для того человеческий дух имеет такую способность, чтобы созерцая везде и во всем присутствие этого единого Божественного замысла, откликаться на него действием своей свободы и личностным образом, прославляя Бога. Это осуществление возможно через чувственное восприятие, которое кратко сведено Христом-Богочеловеком в формулу: «Блаженны, слышащие Слово Божие и хранящие его». Только такое осуществление, совершенно согласное с Божественным замыслом, плодом своего осуществления приносит то, что мы именуем счастьем, чего ищем, к чему влечемся, но достигнуть чего можем только тогда, когда опознаем, ощущаем и друг другу исповедуем жизнь.

Вся история человечества, особенно в той ее интерпретации, в том толковании, которое известно нам как Библейская Священная история, являются живым свидетельством того, что это не просто красивая теория, но, действительно, совершенно правильная реальность, истина. Она несет с собой не только ощущения себя существующего, а имеет способность радостного существования. Мы, люди, можем прийти к ощущению радостного существования пред Лицем Бога, благотворно творящего океан благости, наполненный печатями Его Божественной любви, премудрости и промысла.

Мы видим из Священной истории, что, когда люди осуществляют этот принцип, они благополучны и счастливы, потому что прежде ищут Царствия Божия и правды Его. Если это не так, то счастье от людей отступает.

Мы видим сейчас двух сестер воскресшего Лазаря – Марфу и Марию. Марфа деятельно заботится о том, чтобы все во время встречи со Христом – по земным ее критериям и меркам – было достойно Того, Кого они принимают. Но, когда лишь это является смыслом того, что ищет человек, то такой неверный и ложный поиск отнимает у человека возможность видеть все горизонты бездонной логосности Божественного Естества.

«Мария, – говорит Христос, – избрала благую часть по сравнению с тобой, Марфа». Потому она увидит полноту возможностей, какие Богом вложены во все многообразие природы. Господь показывает, что в Нем весь мир живет и существует тем же принципом, как и в каждом из нас, но иным образом существования. Когда есть такой образ существования, поняв это и имея возможность максимально приблизиться к Нему, как Марфа и Мария, то не отвергает Господь и Марфино служение, как и не отвергает того, что сделала Мария, забыв обо всем и отдав себя внимательному всматриванию, вслушиванию, вчувствованию, всецелому проникновению в глубину этого откровения – единства жизни Несозданной Божественной и сотворенной.

Господь через Марфу обличил плод ложности, когда она суетливой заботой, ища принципы временные и земные, потеряла все остальное, забыв искать суть всех сутей. Марфа это проявила, в ней появилось недовольство. Вот к чему привела зашоренность на тленое, временное и сотворенное. «Мария же благую часть избрала, которая не отнимется от нее». Это знание должно быть положено каждой человеческой личностью и родовыми объединениями личностей. Осуществление этого принципа может привести к счастью и благу.

Мы сегодня с вами вспоминаем конкретный отрезок истории нашего Отечества и нашего православного христианского народа и государства. Мы возвращаемся во времени на 400 лет назад, в эпоху под названием Смутное время. Когда народ и Российское государство во всех внешних проявлениях и атрибутах приняли традицию и культуру Древней Византии, которой так обрадовался равноапостольный великий князь Владимир.

При Иване Грозном государь венчался на царствование по чинопоследованию императоров нового Рима – Константинополя – и при его сыне, Федоре Иоанновиче, благословением Святейшего Вселенского Патриарха Иеремии Московского и всея Руси митрополит был возведен в достоинство Патриарха, 5-го по чести после четырех Вселенских Российских Патриархов.

Уклад внешней жизни был сочленен с церковным календарем, но сердце человеческое кому принадлежало? Вопрошало ли оно: «Господи, скажи мне путь, которым идти»? В Московском государстве люди внешним обрядоверием показывали благочестие, а жили, не думая о своих страстях, и том, что грех убивает отношения с Богом. Существовала пословица: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься». Люди грешили, чернились, а потом отчитывались, сколько согрешили.

Это безумие Господь врачует и лечит страшными жизненными историческими уроками. Вот тогда пресеклась, казалось бы, начавшая давать ростки ветвь. Федор Иоаннович не оставил наследников. Голод наслал Господь. Изнутри смертный тлен охватывал все пространство. Мародерство начало процветать по всей земле. Вот плод зашоренности на временное благополучие.

Но остался и род Марии, избравший «благую часть». Изнемогая от голода, в подземельях Чудова монастыря Всероссийский первосвятитель Патриарх Гермоген пишет грамоты в Нижний Новгород, к народу, к старосте Кузьме Минину, к воеводе Зарайска князю Дмитрию Пожарскому: «Собирайтесь с силами, кайтесь в преступлениях против правды Божией, измене к призванию христианскому, поднимайте образ, который совсем недавно Царица Небесная благоволила явить источником исцелений – в Казани».

Собралось ополчение, все люди откликнулись, как один человек. С покаянием, сердечным сокрушением, постом и молитвой, с ратным подвигом люди поднялись по Волге до Ярославля, пришли к Сергиеву Посаду и в Москву. Патриарх Гермоген умер от голода к тому времени, но епископ Эласонский Арсений, сопровождавший Патриарха Иеремию в Москву, находясь в Кремле, увидел преподобного Сергия, который сказал о том, что Москва будет милостию Божией Матери и предстательством русских святых освобождена от ненавистного ига.

Святитель облачился в священнические одежды, взял образ Владимирской Божией Матери из Успенского собора в Кремле и вышел с ней из Спасских ворот. В это время войска несли на Красную площадь Казанский образ Пресвятой Богородицы, словно священное знамя, как хоругвь победы несокрушимой. Отверзлись Спасские врата, и оттуда, едва живой, вышел епископ Арсений, неся дивный образ Владимирской Божией Матери. Ликование человеческих сердец слилось, словно два луча, в радугу радости при встрече двух образов Пресвятой Богородицы. Спасена Москва и с ней спасена Россия!

Люди, верные Марииной благой части, принесли соответствующие плоды, сумели на земском представительном собрании избрать государя – Михаила Федоровича Романова. И затем Россия начала вновь развиваться. Но в 20 веке зависть окружающих к могуществу нашего государства возросла. А что самое главное, о чем говорили святитель Игнатий Брянчанинов и святитель Феофан Затворник – дерево это могучее и ветвистое с виду, но внутри – трухлявая гниль.

Остался лишь удивительно красивый остаток верной Марииной части. Священнослужители явили из себя удобрение для духовной жизни, сонм новомучеников и исповедников Российских. Открылись храмы и наполнились народом. Жукову было приказано перед каждым значимым сражением облетать пространство вместе с Казанским образом Божией Матери. И снова асфальт был раздвинут маленьким ростком из корня нетления Христова Богочеловечества.

Пред нами, православными христианами, стоит вопрос: «Что делать?». Можно, как Марфа, исполнять одни обряды. Но если мы с вами сейчас не примем сердечного правильного отклика на закон счастья «блаженны слышащие Слово Божие и творящие его» и не будем верны этому призыву, то придет ветер, возметая прах от лица земли.

Трудно ходить путями Божиими, но знаем плод этой цены.

Стоим сегодня пред образом Казанской Божией Матери, исполненным материнской любви. Он хотя и безмолвный, но такой громкозвучный: в тишине своей кротости и смирения услышьте заповедь Сына Моего, исполните, что Он скажет вам и жива будет душа ваша.

Сегодня благословенный день 401-ой годовщины обретения Отечеством, Церковью и народом нашим российским своего суверенитета и независимости после страшных лет Смуты в 1612 году. Ратным подвигом ополчения под предводительством князя Суздальского Дмитрия Пожарского и посадского Нижегородского старосты Кузьмы Минина произошло освобождение Москвы, а чрез нее и всей России участием и вседержавным покровительством Взбранной Воеводы, Матери Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа чрез Ее дивный образ, именуемый Казанским.

Благодарю всеблагое Божие Смотрение в этот праздничный день, который в новейшей истории Отечества нашего мы отмечаем в восьмой раз как наш общий государственный праздник. Отмечаем его не только тем, что удовлетворяем свои повседневные заботы, а, прежде всего, как Мария, сестра Марфы, посвящаем этот день общности с Богом, с Его Пречистой Матерью, со всеми святыми, торжествующими на небесах. Совершаем соборную церковную молитву, искреннее душевное покаяние в неправдах наших, в изменах заповеди Христовой и приобщаемся Святых Христовых Таин. Совершаем это, чтобы ощущать себя реально детьми Божией Матери, братьями и сестрами Христу, Подвигоположнику нашему, друг другу и всем святым, в Церкви Русской просиявшим.

Господь пребывает с нами во все дни до скончания века, но милосердно не давлеет над нами всей полнотой истинности Своего могущества, но оставляет пространство нашей свободе, чтобы добро мы избирали не по насилию страха и недоумения, а свободно по любви к добру. Об этом Он как Агнец Божий, закланный прежде сложения мира, возвестил апостолу Иоанну Богослову: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистивый пусть еще сквернится, праведный же творит правду еще и святой да освящается еще. Се гряду скоро». Вот наш с вами христианский жизненный путь, да не останемся глухими, немыми, нечувственными и безответными на этот призыв.

Божия Матерь чрез иконы Свои и особенно чрез Свой Казанский образ всякому источает независтно силу, и Христос ежедневно в Пречистых Своих Тайнах за каждой литургией во всех храмах, по всему лицу земли являет Источник силы, доступный нам. Тогда мы сможем, избирая сознательно и волево благую часть, ища, прежде всего, Царствия Небесного и правды его, находить правильные пути. Тогда счастье и благополучие станут достоянием нашей земной повседневности и нескончаемой радости и веселия в Царствии Отца нашего Небесного, в котором все живущие славят Великое имя Святой Троицы: Отца, Сына и Духа Всесвятого. Аминь».

Фото Фёдора Передиреева