1 января 2013 года.

Проповедь на Новый 2013 год

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Милостью Божией в обыкновении святой соборной вселенской апостольской Церкви начинать день с вечера. Так же и мы вчера начали этот день, стоящий на грани двух годов от Рождества Христова, – 2012 и 2013, -благодарственной молитвой, обращенной к Святой Живоначальной Троице, жаждущей действием своего Божественного промысла блага для всякой твари, и призывающей нашу человеческую свободу к соработничеству ради раскрытия и умножения этого блага во Вселенной.
Вместе с молитвенной благодарностью мы принесли и молитвенный вздох сокрушения сердечного о тех неправдах, которые по естеству своему удобопреклонному ко злу более, чем к добру, после падения наших прародителей, бывшего в раю, мы сами сумели в своей жизни, к сожалению,
«радостно» осуществить и осознав эту «радость», которая доставляет нам и физическую, и нравственную и моральную муку, принесли Богу сокрушение сердечное и молитвенный вздох, просящий об исцелении всего того, во что мы внесли разлад, ущербность и недостаток, и наполнить все благоуханием полноты Своей несозданной присносущной Божественной жизни.

Мы вознесли свою просительную молитву и о том, чтобы в предлежащее нам время, которое Он уделяет нам, для реализации открываемого от Него призвания, чтобы оно было воспринято нами достойно Призывающего. А в этом достоинстве восприятия открылся бы нам реальный опыт того, чего мы ищем, но очень редко находим в своей жизни – того, что именуем, по обыкновению, счастьем.
Как только побежали первые мгновения нового лета благости Божией, мы опять в совместном церковном собрании молим о том, чтобы явился для нас опытом нашей жизни великий дар обетования Святой Живоначальной Троицы, открытый нам по благоволению Бога и Отца действием спасительного вочеловечения и воплощения Единородного Божиего Сына и создании Им Церкви, пребывающей в образе Богочеловеческого организма, подверженного силам тления и смерти. Однако силы эти одолеть ее не смогут, потому что во Христе, для всякой человеческой личности свободно и достойно откликающейся на призыв Святой Живоначальной Троицы, дается всесильная и вседержавная благодать Святого Утешителя Духа Истины, способствующая тварным человеческим силам действовать не только человеческим образом, но и образом богодвижным и богоподобным.
В нашем новогоднем церковном собрании мы самим своим присутствием засвидетельствовали факт поиска верности, преданности и упования на обетование Божие, а также доверия Его безграничному всеблагому о нас смотрению и жажды научиться любить Его всем движением своих чувств, чтобы своей плотью быть с ним едиными.
Ради этого нашего с вами присутствия Он не оставляет нас без понятного для нашего сознательного восприятия Его действенного посреди нас присутствия, проявляемого в том, что благословляет Господь своему верному рабу, посланнику и великому учителю всех христианских народов Земного шара, святому апостолу Павлу возглавить сейчас наше с вами собрание и предложить нам глагол жизни.
Апостол Павел свидетельствует о том, что Бог говорил с отцами нашими через праотцев и пророков, которые могли своей свободой открыть себя в послушании и смирении перед Богом, дабы привлечь, принять, вместить и удержать Его Божественные мысли и действия. Приняв же, по-человечески их осознать и языком, доступным для восприятия других людей, которые не способны двигаться вслед за Божественной волей, как подсолнух двигается за солнцем, сказать Слово Божие.
«Древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне» (Евр. 1, 1–2), говорит апостол Павел. И дальше, чтобы было понятно, приводит первый образ этого собеседования Бога с народом, который даже не умел следовать за Богом, но говорить с ним надо было, так как Господь не желает погибели своему творению, а хочет, чтобы через познание истины, все пришли бы в наследие спасения, блага и счастья.
Апостол Павел вспоминает, как при исходе народа израильского, пророк Моисей Боговидец, выводя своих людей из плена египетского, привел их к горе на Синайском полуострове, где приготовил их к тому, чтобы услышать от Бога Его живоносные глаголы, а приняв эти слова, положить их в основание своей жизнедеятельности.
Когда утомленный сорокадневным путем через пустыню народ пришел к Синайской горе, где совершил очищением перед Лицом Божиим, Моисей взошел на сотрясающуюся от беспрестанного землетрясения гору… Когда Господь говорил, народ пребывал в ужасе, так как гора полыхала словно негасимая печь, а им при том было сказано, что если кто-нибудь, человек или животное, пойдет по своему желанию вслед за Моисеем на эту гору, то будет тут же побит специально поставленными для этого смотрителями или камнями или устрелен на смерть стрелою. Этот ужас удерживал людей, потому что принять, вместить и удержать Божественную истину они были не в состоянии, а услышав посрамить ее и через это нанести своему духовному устроению еще больший вред, могли.
Страхом Господь спасал народ свой!
Моисей принял от Господа заповеди и передал их, но люди не смогли их сохранить, так как при действии себялюбия человеческого к исполнению заповедей Господних не хватает силы могущества содействующей благодати, чтобы по-своему устроить все в этом мире, а лукавство человеческое ищет любую лазейку, чтобы привлечь ее к себе. Привлекая же, устраивает с Ним отношения купеческие или желает поработить Бога себе, впадая в абсолютное безумие…
Господь говорит с нами через Сына Своего образом Его животворящего и жертвенного служения каждому из нас. Это служение изумительно принятием в своей глубине всей полноты ответственности за каждого из нас, может и должно пробуждать в нашей человеческой природе, устроенной по образу и подобию Божию, соответствующее доверие и устремление к тому, чтобы отвергнувшись от себя, взять свой крест и идти вслед за Ним.
Апостол Павел, после открытия нам в действиях Бога двух начал, через Его слова, обращенные к нам, говорит: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если не слышавшие сказанного на земле не избегли наказания, то тем более не избегнем его мы, если отвратимся от глаголющего во Христе».
Господь говорит не только о том, чтобы мы отверглись себя и, взяв свой крест, шли за Ним. Господь глаголет: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Тогда станем мы детьми Отца нашего Небесного и войдем в уготованное нам от Него в Иисусе Царство Небесное, в котором обителей много.
Этот обращенный к нам Божий призыв действует так же, как действует любое слово, являющееся результатом движения духа – Божественного несозданного или духа человеческого и ангельского. Слово, касающееся нашего внешнего слуха, всегда является результатом этой направленной духовной деятельности и несет в себе его воплощение и наполнено силами, в случае слова Божественного, несозданными и нетварными, а в случае слова человеческого, ангельского или бесовского – тварными силами и энергиями. Слово всегда пробуждает в каждом духе, который воспринимает, как мы люди, через внешние чувства, воздействие слышанного, разную реакцию отношения и восприятия.
Если реакция открывается в любви и послушании к исполнению, то наполнит нас благоуханием благоволения Отчего, проявления Сыновнего и наполнения Святого Духа.
Откликнувшись непослушанием, наполнит нас отчуждением от этой благодати и святыни, принеся лишь смерть, тление и скрежет зубовный.
Сегодня мы собрались именно для того, чтобы образом, который Бог дал нам в Церкви, в первые мгновения нового лета Его благости, максимально наполнить себя возможностями, открывающимися в жизни Церкви, прежде всего на уровне материальном, через вещество этого мира, которое Бог благоволил принять в Себя Самого в Своем Единородном Сыне, и принести ему все атомы и молекулы из которых соткано все в этом мире, но без того, чтобы заявлять на это свою власть, как на нечто, дающее нам восполнение собственных сил, недостающих для нашего физиологического выживания.
От этой власти мы отказываемся, как только хлеб Евхаристии отдаем священнослужителям, принимающим и уносящим его в алтарь, где на нем присутствует печать лишь Божественной власти…
Господь принимает в себя эти атомы и молекулы так, как когда-то принял такие же атомы и молекулы от приснодевственных кровей Своей Пречистой Матери, соткав Себе Свою царственную багряницу – такое же как и у каждого из нас естество из плоти и крови.
Этим же Господь питает и нас для одной только цели, которая так важна и желанна нам, что мы даже Новогоднюю ночь проводим под сводами храмов в общей церковной молитве по всей территории России. И мы пользуемся этим, чтобы на телесном уровне отдать себя в единокровность и единотелесность со Христом с единой целью – дабы все сущее в нас стало единым с Его Богочеловечеством. Чтобы сотканное из молекул и атомов двигалось в нас так, как двигается во Христе, давая нашему самосознанию возможность жаждать, искать и приобретать Святого Утешителя Духа Истины, который бы действовал в нас так, как Он действует по благоволению Отца в своем Единородном Сыне.
Тогда мы сможем сказать о себе то, что сказал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20).
Это и есть цель для нашей земной жизни, потому что в этом достигается не только наше биологическое единство со Христом, но и нравственные движения нашей совести сливаются с нравственным действием Святого Духа. Это позволяет Богу и Отцу в каждом из нас увидеть единокровного и единотелесного Своему Сыну, единодвижного по своему нравственному движению со Святым Духом. На такого Бог смотрит как на являющегося Его чадом во всем движении мысли, сердечных побуждений и желаний, предпочитающим всегда, везде и во всем Его волю всем прочим побуждениям и движениям, которые только могут в нем пробудиться.
Все отходит на второй план, как отошли сейчас наши возможности пойти в эту Новогоднюю ночь и насытиться всякими благами, что сыплются мишурою со всех сторон, как горох из прорванного мешка. Мы оказались здесь!
Вот апостол Павел и говорит, что когда мы слышим сейчас это Божие слово, оно в нас откликается и открывает в нас пространство для вселения в нас благодати Святой Живоначальной Троицы. Бог это чувствует!
Мы же, опытом этим назидаясь, будем потом жить верностью этому опыту, потому что вера – от слышания, а слышание – от слова Божиего, а слово Божие – от Того, Кто его возвещает. Вера, зарожденная действием Божией благодати в этой последовательности рождает в нас Христа. Через подобие Его действиям мы становимся Божиими детьми.
Бог вчера и днесь, и вовеки тот же, а потому посылаемый Им нам дар в каждом мгновении нового года нов не тем неизменным Божиим благоволением к преодолению нами тленности и получении жизни в Нем, а нашим отношением к этому дару.
Господь содействует каждому из нас для того, чтобы получить как можно большее пространство для взращивания этого открытого для нас призвания. И дай Господь, чтобы также как в эту Новогоднюю ночь наш выбор оказался по-христиански добрым, правильным и боголюбивым, во все мгновения предлежащие нам в Новом году, этот выбор был неизменным… Чтобы нам хватило желания, стремления и ревности любить Бога всей душой, всей крепостью и силой чувствуя, как эта любовь прорастает, как проклевывается из посеянного в землю зернышка росток, чтобы вырасти и принести плод.
Также рождается плод бескорыстной любви к ближнему, являющейся плодом взаимоотношений Трех Несозданных Божественных Личностей, бытие и существование которых тождественно самоотдаче. И не может быть большего счастья, радости и ликования, чем желание подарить все то, что ты есть сам другому.
Именно так совершается красота Божественная в условиях времени и пространства – не без нас, но с нами! Если мы причастны к ее осуществлению, то тогда мы и сами красивы и внутренне и внешне. Если же мы не желаем причастия к этой красоте, то с нами происходят страшные изменения – и внутреннее уродство и безобразие внешнее.
Нам есть, за что возблагодарить Бога, есть на кого возвергнуть свою печаль и есть о ком попечалиться – о тех, кто еще заблуждается и не хочет проснуться от своего заблуждения…
Пусть же воспламенится в нас к заблуждающимся такая же жертвенная любовь, как любовь Божия, явленная к нам в страданиях и Воскресении Христовом, и в сошествии к каждому из нас Святого Утешителя Духа Истины. Дай нам Господь едиными устами и единым сердцем в земных наших условиях Церковной жизни непрестанно славить и словами и делами великое имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Илья Кухаренко,
Федор Передиреев,
Алексей Анкин

Состав Собора святых новомученикови исповедников Тульской митрополии
Обращение Святейшего Патриарха по случаю празднования Дня православной молодежи
Циркуляр Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с авиакатастрофой Ту-154 25 декабря 2016 года






ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел