• 15 января 2013 года. Предпразднство Богоявления. Преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца.

15 января 2013 года.

Предпразднство Богоявления. Преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий возглавил Божественную литургию в храме св. ап. Петра и Павла п. Дубна Белевской епархии.

В день тезоименитства епископа Белевского и Алексинского Серафима митрополит Алексий совместно с Преосвященным Серафимом совершили Божественную литургию в сослужении духовенства: благочинного г. Тулы, протоиерея Сергия Резухина; настоятеля храма иерея Максима Фролова и других священнослужителей Белевской епархии. По окончании литургии был отслужен праздничный молебен пред иконой прп. Серафима Саровского с частицей св. мощей.
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к прихожанам с архипастырским словом, а также тепло приветствовал дорогого именинника епископа Серафима, который поблагодарил Главу Тульской митрополии за совместную молитву и поздравление.

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Каждый новый год существования Вселенной во времени и пространстве приносит человеческому роду счастливый период благодатных Святочных дней, когда мы имеем возможность в опыте своей жизнедеятельности войти в восприятие открытого нам Творцом смысла бытия как мироздания, так и каждого из нас.
Бог, не теоретически, а реальными фактами Богоявлений объясняет и показывает, для чего Он сотворил Вселенную, которая живет, движется и существует под Его Божественным промыслом (Деян. 17,28).
Вселенная создана для того, чтобы в ее центре поставить человека, являющего собою ее средоточие, в котором фокусируются все способности многообразных проявлений жизненных свойств этой Вселенной, и которые в нем могут войти в общение с Богом через личностное взаимоотношение. Не просто через ощущение вложенных Богом способностей и свойств, а так, как мы общаемся друг с другом, зная, что у каждого есть неповторимая способность мыслить, желать, чувствовать, творить и одаривать своей уникальностью как друг друга, так и Самого Творца, если раскрыть перед ними свой внутренний мир. Но не просто раскрыть, а пригласить желанного войти, чтобы можно было одарить его тем, что есть в неповторимом образе нашего обладания едиными для всех людей свойствами, который мы не скрываем от него, а отдаем всецело в его распоряжения в чистоте мыслей, желаний и самой материальной сущности собственного естества.
Так развивается вся человеческая цивилизация. Дети учатся от своих родителей, перенимают их опыт, пользуясь и развивая его в дальнейшей своей жизни. Если же такого желания нет, то сколько родители не будут стараться раскрыть и показать или даже вколотить колотушками ими познанное благо, ничего не выйдет. Насильно мил не будешь.
Принять чужой образ жизнедеятельности, можно только свободно раскрывшись ему, чтобы усвоить его опыт как свой собственный.
В Творческом Божием плане и было это заложено: все многообразие тварного сфокусировать и подарить каждому из нас, как нашу жизнь, могущую личностным образом предстоять Богу лицом к лицу, чтобы уникально возглавляемая каждым Вселенная, могла бы своим неповторимым образом предстать пред Богом и войти с Ним в личностное общение. Тогда каждый, как священник Бога вышнего сможет воспринятый от Бога дар жизни, своим неповторимым образом благодарственно подарить Господу с молением принять этот дар взаимной любви.
И Господь отвечает нам тем же, предлагая доступную нашему восприятию славу присносущного Его Божества принять в наше собственное достояние с тем, чтобы, что имеет Он Сам по природе, мы во взаимопроникновении личного общения с Ним имели по благодати! Тогда и осуществляется взаимообщение свойств, наше обожение (2 Пет. 1,4).
Для этого, по благоволению Бога Отца, содействием Святого Духа, единородный Бог Слово воплотился и вочеловечился от пренепорочной приснодевы и Богородицы Марии, чтобы человеческое естество существовало не просто как нечто сотворенное Им, а как Его собственное, в Нем Самом пребывающее. В личностном, ипостасном соединении с Богом у тварного существа появляется возможность обогатиться полнотою нетварных Божественных действований, присущих Божественной личности по природе. Только тогда и другим человеческим личностям, в силу того, что сама человеческая суть уже соединена с Божественной сущностью ипостастно, неразрывно и неразлучно в Едином от Святой Троицы, единство с Богом может быть передано даже на биологическом уровне самой жизнью Христова Богочеловечества, то есть возглавляемой Им Церковью через принятие верующими дара Утешителя Духа Истины, личностным образом приходящего в каждого из членов единого Христова Тела (Еф. 4,5).
Этот дар благодати, живущий в Церкви, позволяет правильно христианам выбирать между белым и черным, добром и злом, но не как подскажет ветер собственной головы, а как это делает Бог, являя нам во Христе пример совершенно Богоподобного человеческого действования. Для этого Он стал человеком, чтобы мы могли строить свою жизнедеятельность – совершенно Богообразно и Богоподобно.
На грани XVIII и XIX столетий жизни нашего народа Господь показал такого светильника веры и благочестия – преподобного Серафима, простого человека, происходившего из купеческого рода г. Курск.
В своей христианской жизни, он показал смысл её не в количественном исполнении заповедей, а в приобретении благодати Святого Утешителя Духа Истины, содействующей делателю заповедей.
Первое, что нужно искать – в доброделании смирение, которого всегда просим вместе со всей церковной полнотой молитвой преподобного Ефрема Сирина: «…даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Если плод доброделания есть видение себя худшим всех, тогда христианское призвание осуществляется правильно.
Преподобный Серафим именно таким путем и шел в своей христианской жизни, хотя Господь показывал через него великое и необычайное!

Опыт кротости и смирения, подвижник принял с детства, от своей матери, потому что она лишилась радости земной жизни в самом ее начале. Только родился у нее один сын, а потом второй, как Господь забрал у нее мужа. Ей пришлось самой впрягаться в его дела, чтобы иметь средства на сохранение семьи. Она при этом не роптала, а принимала этот путь как крест. Однажды, осматривая вместе со своим сыном строившуюся колокольню, она не заметила, как мальчик её, засмотревшись и заигравшись, упал вниз…
Ужас, конечно, объял ее и побледнела она, как белая скатерть и сбежала с колокольни вниз, и увидела чудо – совершенно невредимого Прохора.
Ангел Божий поставил его целым и невредимым, явив опыт детской чистоты восприятия иного мира и общения с ним. Невидимый нами мир стал для него путеводной звездой на всю его последующую жизнь. И он уже не искал радости в том, что этому опыту не соответствовало, а мать его ему в этом не препятствовала.
Повзрослев, исполняя обязанности купеческого звания за прилавком магазина, по любви к Христовой заповеди, он продавал товар дешевле, а заметившие это покупатели приходили большим числом и брали больше, принося большую выгоду.
Этот опыт доброго купечества Серафим Саровский потом преподавал своим духовным ученикам, поясняя, что добро следует делать и ради Христа, например, в храм приходить не ради земного благополучия или здоровья, а чтобы научиться исполнять Господни заповеди совершеннейшим образом, как делал это Христос. Только тогда начнут спадать с глаз «кожаные ризы», открывая окружающий наст духовный мир, закрытый для человеческой самости.
На 26 году жизни, исполняя свое диаконское служение на литургии после Трисвятого, при произнесении слов - «Господи, спаси благочестивыя» - он увидел, Господа с западной стороны идущего в храм, осеняющего весь присутствующий народ, а затем ошедшего в Свой местный образ…

В алтаре заметили, что иеродиакон словно остолбенел и больше ничего не говорит и не делает, вышли посмотреть, а Серафим переливается всеми цветами радуги! Проводив его в алтарь, духовные старцы поняли, что ему было видение. С тех пор его жизнь стала идти в поисках постоянного видения себя в Боге и Бога в себе. Он подвизался многими внешними трудами – постом, поклонами, затвором и особыми молитвами, но не получал искомой благодати. А от этого мучение такое, что не возможно выразить словом, а делом преподобный показал.

Тысячу дней и ночей, стоя на камне, взывая к милости Божией, что не было простым повторением заученных слов евангельского мытаря, а являлось движением всей его человеческой сути. И только, когда принятый им в видении как внешний свет, засиял в нем тихим светом негасимой лампады изнутри него, он и стал тем, кем знает его наша Церковь.
К нему стали приходить со всех сторон, и он всех приветствовал словами «Радость моя! Христос Воскресе»! И каждый виде, как его принимает батюшка Серафим, чувствовал, что слова не с языка слетают, а из сердца его льются. То слово было тождественным его внутреннему свету и сиянию!
Вот так он открыл нам с вами смысл нашей христианской жизни и в частности праздников,– не просто правильного исполнения обрядов, как, например, троекратное погружение во время крещения в воду, а погружении в благодать Духа Святого, Который будет действовать в вас не внешне, а изнутри.
Вот это и есть та цель, ради которой Бог задумал мир, в центре которого поставил человека, Сам воплотился и вочеловечился, чтобы каждый из людей, прививаясь к Нему, как веточка к стволу, получил бы возможность сознательного выбора между добром и злом, Христом и велиаром.
Серафим Саровский образом своей жизни показывает, как это может быть, и в земных условиях, когда мы существуем, как биологическая самость, индивидуальность, и после нашей кончины, когда тело погребается в землю, а душа отходит к Создавшему её Богу (Еккл. 12,7).
Мы видим, как в прошлом веке скрыл Господь мощи преподобного Серафима и казалось, что во веки веков их не отыскать, живая же любовь его к людям никогда не исчезала, вся церковь молилась ему, но потом открылись они и опять запели Пасху летом – когда нашли мощи и вернули их в Дивеево в конце XX-го века, в соответствии с его же пророчествами. И в голову не могло многим прийти, что такое чудо может произойти и кому-то до мощей преподобного дело будет, а в Дивеево будет действующий монастырь и такая лавра, какую мы сегодня видим! Вот что значит, быть крещеным Духом Святым! И это открыто для каждого! И примеры эти убедительнее любого слова. Нам же, чтобы сегодня воспринимать их необходимо – и слово, и толкование его, и еще конкретный пример, как это слово может быть осуществлено такими же, как и мы сами человеками.
Поэтому мы составляем сегодня великую радость и великий праздник! Сегодня по всему лицу Земли нет такого места, где самая малая христианская община не собрались бы вместе, чтобы порадоваться тому, как Господь все устроил, вложил, открыл, показал и как человек может откликнутся на дар Божией благодати, стать похожим на преподобного Серафима Саровского. И в этой радости мы не можем не понудить самих себя к тому, чтобы пойти тем же самым путем жизнедеятельности, а если страшно, то тут и надо попросить преподобного старца: «Заступник и печальник наш милостивый, отче Серафиме, помоги малодушному и слабому, возьми меня за ручку и приведи туда, где ты сам пребываешь, и сподоби и меня исполниться благодати Святаго Утешителя Духа Истины, чтобы ею вместе со всеми святыми Небесными силами славить великое имя Святой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Духа Всесвятого. Во веки веков! Аминь»!

Илья Кухаренко,
Алексей Анкин

Совершение 28.08.2017 особого молебна православным членам Священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел