• 19 января 2013 года. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

19 января 2013 года.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском храме с. Хрущево. Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Евгений Руденко, настоятель храма; клирик храма иерей Дмитрий Муратов. По прочтении евангельского зачала Владыка произнес проповедь на тему праздника. По окончании литургии Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Только что мы с вами слышали назидание святого апостола Павла, которое оглашалось нам на старославянском языке. Это назидание раскрывает нам тот центр, то средоточие, вокруг которого составляется нынешний церковный праздник. Апостол Павел ученику своему Титу, а через него и нам, говорит о том, что явилась благодать Божия, спасительная для всех людей и научающая нас тому, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, правильно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Если спросить россиян, что за праздник совершается в сегодняшний день, все ответят: «Освящаем воду благодатью Господней, чтобы в нее окунаться и чтобы, это главное, сделать это в 12 часов ночи, когда Крещенский Сочельник переходит в день Крещения. И делаем мы это для того, чтобы получить телесное здоровье! Бог настолько милостив и попечителен о нас, что избрал такое средство для лечения наших телесных недугов – раз в году освящать водное естество, сообщая ему силу, очищающую и избавляющую от всяких человеческих хворей».

Сейчас все СМИ только и будут показывать, как кто-то где-то в прорубь ныряет… Вокруг этого и составляется людьми как бы праздничек, после которого не плохо бы и стол сытный накрыть, и разогреться, добавив лишнего алкогольного градуса…

Такое современное понимание праздника Крещения Господня нынешним обществом и менталитетом - пагубно и ошибочно!

Апостол же Павле говорит совершенно о другом! Он учит, что благодать спасительная Божия, которая явлена нам в факте того, что вочеловечившийся Божий сын пришел на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна, как прочие люди, но погружаясь в воду, сообщает этой воде ту силу, которая в Его естестве человеческом, в границах Его плоти, пребывает всей полнотой Его самосознания и личности, содержащей всю полноту Божества, сообщающуюся через естество тела со всем окружающим миром.

Но делается это не для того, чтобы прикоснувшийся к Христу перестал хромать, прошло головокружение… Делается это с той целью, чтобы люди, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в этом мире, в этом времени, не похотливо ища чувственных наслаждений и удовольствий, завидуя при этом, что у соседа таких благ больше…

Вот для этого и явилась благодать Божия спасающая всех людей от того, чтобы вещество этого мира, находящееся во власти каждого и доступное нам в восприятии обладания через нашу мыслительную деятельность, не заслоняло от нас главного.

Иной чем-то обладает так, что и ему отрадно и другим весело, потому что он умеет имеемым обладать и распоряжаться. Другой же от зависти и жадности и себе покоя не дает и весь окружающий его мир измучает…

Вот чтобы такого не было, Бог воплотился и вочеловечился, приняв в Себя, как Свое собственное и как мы каждый носим в себе этот мир, через свое тело, показав тем самым, как в Нем, такая же, как и в нас человеческая сущность живет, проявляя через себя весь мир и весь космос.

Христос всем приносил только радость и счастье! Умер сын у вдовы Наинской, а Он подошел ко гробу, взял его за руки и говорит: «Вставай»! И тот усопший живым возвернулся к своей матери…

Женщина кровоточивая, все деньги за 12 лет истратившая на лечение, только коснувшись рукой края Его одежды, исцелилась…

И так, покуда не возвел наше естество через смерть Свою, Воскресение и сидение одесную Бога и Отца, чтобы и мы пошли туда, следуя Его слову: «Я для вас дверь, а в обители Отца моего для вас жилищ много»!

Но чтобы это жилище было бы заселено и жилось бы там в радости, человеку грехолюбивому, коими все мы являемся, надо войти в состояние целомудрия и измениться, что своею собственною силой никогда не сделать.

Господь дает нам силу, которая может нам помочь измениться и преобразиться по Его подобию. Это сила Отчей благодати, которая действует в таинствах Церкви через нас с вами.

Когда Он просит принести Ему вещество этого мира, которым вы обладаете, всегда налагая на него печать своей власти, которая в повседневной практике выражается в том, что можно делать с этим веществом то, что нам угодно и как нам хочется. Какой бы формы это вещество не было, люди стремятся превратить это в собственную психосоматическую реальность, в энергии их земного существования. Так происходит от того, что наоборот – наполнить это вещество из самого себя и из своей сущности, не имеем возможности, так как психосоматическую энергию этого наполнения приходиться заимствовать извне, из других форм, всегда превращая в собственные силы и энергии, а также способности сознавать, мыслить, хотеть, говорить и так далее.

Господь помогает нам в этом, когда создает Церковь, Свое Богочеловечество, к которому мы можем привиться. Чтобы это привитие состоялось, нам необходимо хотя бы на мгновение, в силу двусоставности, нравственно и физически испытать смерть для своей самости – нравственно, когда мы отказываемся от рабства привычного нам обладания всем, что называется покаянием, а физически, когда водное естество, в которое мы погружаемся с головой, как бы прерывает наши дыхательные способности, как естественное и свободное жизнеощущение во времени и пространстве, а соединенное с этим действие Божией благодати нас преобразует, давая нам новое устремление – жить так, чтобы усваивать в себя все нам данное не захватнически и по своему разумению, а принимая все как Его Божественный дар. Надо видеть во всем Его самого, дарующего нам и солнечный свет, и то, как этот свет трансформирует окружающий мир, приходящий затем к нам разными формами наполняя способностями и телесными, и душевными, но не так, что мы об этом забываем, а всегда и во всем видя Его! Это ощущение и есть выражение благодарности и отношения ко всему, как к личному дару, который принимая видим мы всегда Дарителя нашего. Относиться к Дарителю следует не так, как будто его нет, и не так, что получив все нами желаемое, пинком Дарителя за дверь выгоняем, нет. Должно всегда знать и помнить, где бы ни были, что целиком мы сотканы Им, Его участием и благодарить Его за этот щедрый дар не словом, а сами отношением к тому, чем обладаем. Вот об этом целомудрии принадлежания целиком Богу и говорит апостол Павел.

Когда мы приобщаемся этой благодати в таинстве Евхаристии, принимая тело и кровь Христовы, то ищем в этом благодарении явления нам Святого Духа, что дает нам силу движения к осуществлению всех наших способностей совершенно Христоподобно, как Он показал нам это все в Своей земной жизни, что фактом своего существования и реализацией всех своих возможностей следует участвовать в своем сыновстве Богу и Отцу действием Святого Духа.

Причащаться Христовых тайн постоянно – не возможно, а сила благодати, помогающая нам жить по Богу, необходима нам постоянно, чтобы хотя бы ежедневно получать ее восполнение. Поэтому Он стихии воды, как основной стихии, через которую выстраивается все многообразие жизненных форм, силой, позволяющей не только эти формы строить, но и еще передавать живоносную благодать, которая бы изнутри побуждала нас к поиску Богоподобия. Эту воду и приносим Ему в этот день, как и всегда, когда хотим, чтобы она была освящена действием Божественной благодати, по благодатной церковной формуле: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Сами фактом ого, что мы принесли эту воду сюда, мы отказываемся от привычного образа обладания и своей власти над ней. Этой водой нельзя пользоваться так, как желательно нам - хочу голову мою, хочу ноги мою или стираю…

Пользоваться этой водой следует так, как Сам Господь вразумляет и благословляет! Изменения происходят в образе отношения, а также в характере обладания веществом этого мира. Видя в нем реальное присутствие Божие, наше отношение проявляется в благоговении и благодарности к этому веществу, к этой воде. Поэтому люди идут не за физическим здоровьем, а затем чтобы целомудрие обрести и Христоподобную чистоту стяжать, в чем мне эта вода и будет помощницей! Она даст силу, угнетающую всякое нечестия и избавляющую от него, чтобы прорастало благочестие.

Вот этой благодати мы и пришли сегодня просить у Бога и осуществлять это в своем взаимодействии с Ним, в синергии, в едином деле. Мы Ему приносим это вещество и говорим, что нет на нем нашей власти и отдаем его в Твою власть. Призри, приди, войди и освяти ее так, как освятил в день Своего Крещения, сойдя и погрузившись Телом Своим в ее недра. И Он это делает благодатью Святого Духа, которая растворяется в этой воде и воспринимается нами потом с благодарностью детской и дает нам силу к новой жизни.

Вокруг этого мы и составляем праздник Крещения, подтверждающий, что мы можем перемениться из скотоподобного образа своего существования в Богоподобный образ нашей жизнедеятельности.

Как же можно этому не радоваться и не составлять вокруг этого праздник и ликование?! Вот Церковь и ликует! И дай нам Господь сегодня с вами совершить Божественную литургию и в завершении ее последовании чин освящения Великой агиасмы, чтобы затем всякий раз, когда будем чувствовать, что силы духовные в нас гаснут, когда сил нет дойти до Божественной литургии, принять Святой воды, всегда находящейся ближе храма и всегда хранящейся в святом углу. Принять, сотворив молитву во имя Отца и Сына и Святого Духа, попросив у Господа, чтобы укрепил Он нас Духом Своим Святым. После этого примешь воды этой, омоешься ей и почувствуешь, как благодать Господня укрепляет силы духовные, а через них душевные, через них и телесные!

Вот так явилась нам благодать Божия, спасающая всех людей от греха и дающая всем возможность возрастать в целомудрии и в послушании воле Божией, чтобы и мы с вами, непрестанно радостно ожидая второго и славного пришествия Христова, славили великое имя Святой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь».

ВСЕМ НАСТОЯТЕЛЯМ ЕПАРХИИ К ИСПОЛНЕНИЮ
О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви
Циркуляр Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с авиакатастрофой Ту-154 25 декабря 2016 года





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел