23 июня 2013 года.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную Литургию в Упенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении с настоятелем храма протоиереем Сергием Резухиным; духовенством собора. По окончании Литургии Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв, после чего обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Апостолы Утешителя зрящие удивились, как в огненных языках явился Дух Святой?! В пятидесятый день по Воскресении Учителя, Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, и в десятый день по Его Вознесении, когда последний раз своими телесными очами Они видели Его таким , как научились видеть Его за эти сорок дней пребывания с Ним, Господь благоволил отнять от взора их зрительное восприятие Своей Богопраславленной плоти, потому что завершилось Его служение роду человеческому в истощании Божественной славы, откровение которой нужно было явить в полноте ее действия людям, чтобы они смогли принять ее, вместить и удержать, сроднившись с ней как своей собственностью, потому что таков есть Предвечный Божий совет.


Если бы люди видели эту славу, преизливающуюся в полноте Божественности из телесного естества Богочеловека, то этот факт тяготел бы над их свободой, и они потеряли бы сообразность своему Творцу, шли бы к Богу не по движению любви, не по свободному предпочтению правильного нравственного выбора, а по насилию необходимости, становясь биороботами.

Поэтому Господь оставляет чувственно воспринимаемый образ Своего присутствия среди Своих учеников и дает им обещание, что придет от Отца иной Утешитель и иной для людей защитник – исходящий от Отца Дух Истины, который и будет свидетельствовать им об Иисусе. Придя же, Он принесет то, что от Христа возьмет, ибо все, что Христово есть от Отца! (Ин. 16: 15-16).Через явление Духа Утешителя, Который будет скрывать Свое Лицо, но будет одарять силами и действиями присущими Божественной славе, чистым сердцем исполняющих Христовы заповеди по вере в Него действуемой любовью. (Гал. 5:6)

Каждый, восприняв в свое внутреннее «Я» (2Кор 4:14; 1 Петр. 3:4) по любви к Господу эти от Святого Духа исходящие силы как свои, будет сиять Божественной славой и наполнять ею всю Вселенную, так как каждый из людей своим особым, единственным, уникальным и неповторимым образом обладает Богозданной Вселенной.

Тогда будет у Триединого Бога Отца, и Сына, и Духа общий причастник славы Божества, и станет он обителью Живоначальной Троицы, вместив внутри своей личности в общении с Ней великую, неизреченную и животворящую, и обоживающую благодать Богообщения.

На пятидесятый день по Воскресении Его, апостолы, находившиеся сначала в иерусалимском Соломоновом храме в молении, служении и деятельной любви к друг другу, по заповеди Христовой, а затем, все собравшись в сионской горнице, удостоились исполнения этого обетования.

Они увидели расходящиеся небеса и Духа Святого, Который нерязделяемо разделился, совершенно особым образом придя к каждому из них, выявив уникальность Своего пришествия тем, что они видели на голове каждого пламенный язык, суть которого открывалась им как единая и неделимая Божественная слава, которая и их, приобщая к единому Святому Источнику Божественной славы, сотворяла единую и неразделимую общность, при которой каждый понимал, что остается самим собой, но движение всех чувств, направление мыслей, желаний и эмоций совершенно едино у каждого со всеми и Богом.

Так множество явилось единством ради их Любви ко Христу, ради принятия благодати Утешителя Духа Истины и ради исполнения власти, данной Богом-Отцом, дать людям, через Христа Духом Святым возможность становиться не только общниками Божественной славы (2Кор.3:18) и причастниками Божественного естества (2Петр.1:4) , но и детьми Первоисточной Божественной Ипостаси Небесного Отца всяческих.

Это живое переживание выражалось тем, что каждый из апостолов ликовал не внешней радостью, а внутренним наполнением, свидетельствуя об этом превосходством над своими собственными тварными силами и способностями в Богодвижных устремлениях.

Когда они вышли из сионской горницы на переполненные народом улицы Иерусалима, к пришедшим исполнить положенные по закону Моисея праздничные службы и принести жертвы, то слова апостолов свидетельствовали о величиях Божиих! Каждый из них, будучи по рождению евреем, стал говорить на ином языке, которого никто из них ранее никогда не знал! И язык этот стал им как родной настолько, что они не просто говорили: «Здравствуйте! Вы мне симпатичны! Позвольте вас обнять!», - но все говорили о величии Божием, которое не в том, что Бог могуществен и вызвал из небытия в бытие многообразие тварных сущностей, отстоящих от Него природно, а в том, что Он Благой призывает все это многообразие через каждого человека войти в личностное общение и взаимопроникновения с Собой, чтобы дать опыт через каждого из нас с вами, выявить все эти величия Божии для того, чтобы Бог созерцал в каждом из нас совершенно уникальным образом переживаемый мир, как Сам он может его видеть в друзьях своих (Ин.15:14). В неповторимой многогранности человеческих «я», видя в каждом из них Себя во Святой Троице славимого и поклоняемого.

Этот опыт общения с Богом и есть христианство! Есть та предвечно Богом замысленная и во времени, через подвиг Христова воплощения и искупления и явления Святого Духа, открывшаяся в человеческой истории.

Чтобы дальше не занимать вашего внимания скудным своим словом, я предложу вам духоносное слово великого Свидетеля Истины, вселенского учителя и святителя Григория Богослова, который говорит: «Когда именую Бога, разумею Отца и Сына и Святого Духа, как не разливая Божества далее этого числа Лиц, чтобы не ввести множества богов, так не ограничивая меньшим числом, чтобы не осуждали нас в скудости Божества (слово 38).
Когда произношу слово «Бог», вы озаряетесь единым и тройственным светом – тройственным в отношении к особенным свойствам, к ипостасям, то есть к Лицам; единым же в отношении к понятию сущности, то есть Божества. Бог разделяется неразделимо и сочетается раздельно, потому что Божество есть Единое в Трёх, и Единое суть Три, в которых Божество или, точнее сказать, Которые суть Божество (слово 39).
Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа – единое Божество и единую Силу, которая обретается в Трёх единично… Оно есть Трёх бесконечных бесконечная соестественность, где Каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в Каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трёх, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трёх, почитаю это целым; оно наполняет моё зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда соединяю в умосозерцании Трёх, вижу единое светило, не умея разделить, или измерить соединённого света.
Готов бы я назвать большим Отца, от Которого и равенство имеют Равные и бытие, но боюсь, чтобы Начала не сделать началом меньших и не оскорбить предпочтением, ибо нет славы Началу, в унижении Тех, Которые от Него… Отец больше не по естеству, но по причинности, потому что между равносущными в отношении к сущности нет ни большего, ни меньшего. Готов бы я предпочесть Духу Сына, как Сына, но не дозволяет этого крещение, доставляющее мне совершенство Духом.» (Слово 40)
И Святая наша Матерь Единая, Апостольская, Соборная, Церковь молитвенно призывает нас: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляем, едина сила, едино Существо, едино Божество Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе. Аминь». 

Состав Собора святых новомученикови исповедников Тульской митрополии
Обращение Святейшего Патриарха по случаю празднования Дня православной молодежи
Циркуляр Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с авиакатастрофой Ту-154 25 декабря 2016 года






ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел