24 марта 2013 года.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и чин «Торжества Православия» в Успенском кафедральном соборе г. Тулы. Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Сергий Резухин, настоятель собора; духовенство собора. По окончании Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с архипастырским словом.

 «Во имя Отца и Сына, и святого Духа! В 843 году от Рождества Христова во времена царствования вдовствующей византийской императрицы Феодоры, после смерти ее супруга императора-иконоборца Феофила и при царствовании их сына, молодого императора Михаила, по низложении патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика, при святительстве новоизбранного константинопольского Патриарха святого Мефодия, Церковь наконец-то обрела покой от длившейся более ста лет смуты, называемой императорской ересью иконоборчества, когда православные христиане подвергались гонениям за почитание икон от своих же миропомазанных христианских государей и их чиновников.

По действовавшему тогда церковно-государственному закону те, кто поклонялись писанным на дереве иконам, назывались «древопоклонниками» а поклонявшиеся Богопрославленным останкам Святых Божиих человеков… - Святым мощам «костепоклонниками».

В те времена воины, облеченные властью и силой закона и владевшие орудиями принуждения, могли не только прийти в любой дом, чтобы снять и унести икону, но и на глазах у человека, хранившего ее как святыню, могли её разрубить, сжечь или даже размозжить этим образом голову иконопочитателя.

Даже Патриарх Константин, помазавший на царствование императора Феофила, за свое иконопочитание был раздет и пред всем народом высечен, наряжен в скоморошеские одежды, посажен задом-наперед на осла и в таком виде возим по константинополю, а народ на радость императору не только улюлюкал и смеялся, но и бросали в него грязью и мусором, изрыгая на своего архипастыря сквернословия и наслаждаясь безнаказанностью унижения духовного величия.

После этих издевательств он не был сведен с патриаршего престола, а должен был продолжать свое служение, окружаемый теми, кто недавно его хулил и поносил. В ярости гонения в море были утоплены святые мощи св. мученицы Евфимии Всехвальной, на арену константинопольского цирка выгоняли монахов с монахинями, связанных попарно, раздетыми наголо и целыми днями гоняли их на потеху публики.
Видим мы и так называемых «начертанных», которым за твердое свидетельство веры на лицах писали исповедания истины, с которым они и ходили, чтобы любой, видя это внешнее начертание, мог их унизить, оскорбить, ограбить и убить.

Хотя в 787 году был собран Второй Никейский собор, позднее названный в истории Церкви Седьмым Вселенским собором, который объяснил правильное церковное понимание идущего с апостольских времен благочестивого обычая не только словесного изображения Божественного откровения о домостроительстве спасения человеческого рода , которое может быть как устно передаваемым, так и оформлено буквенно в виде книги, читая которую люди, через вложенную в них словесную способность, по аналогии, образно, входят в ту реальность, ради которой Бог сотворил все мироздание, в реальность, о которой Дух Святой через апостола Иоанна Богослова говорит, что Слово, изначально бывшее у Бога и бывшее Богом, стало плотью и вселилось в нас, и мы видели славу Его, как единородного от Отца, исполненного благодати и истины… (Ин 1,1-18)

Он, будучи образом ипостаси Отчей (Кол.1.15), как говорит об этом апостол Павел, Сам является Первообразом для всякого человека. И, по замыслу Божию, еще прежде создания мира, видится как тот первенец во всем творении, который Собой возглавляет его (Рим.8.28-29).
Как ребенок естественно тянется к своему родителю, ощущая всем своим существом, родительскую первообразность, соединяясь с которой он входит в полноту и радость, которой нет конца и предела, потому что собственное родителя в этом соединении переживается младенцем и как его собственное, и он получает себе эту полноту как свое собственное достояние. Таков предвечный Божественный замысел о творении, который осуществился во времени и пространстве как факт истории в день Благовещения Божией Матери в г. Назарете .

Тогда «Бог Слово стал плотью», восприняв в Себя от Ее Приснодевственных кровей Им же Самим сотворенную Человеческую сущность, дав возможность тварному не только находиться в общении с Собой образом причастности Божественным действиям, но и существенно, в Единстве Своего Божественного Лица, когда тварное человеческое естество стало собственным Единому от Святой Троицы – Сыну Божию.

Это дает возможность Христову человечеству, сохраняя свои характеристические природные силы, не пресуществляясь в Божество, действовать совершенно Богоподобно, ибо человечество становится собственным для Божественной Несозданной ипостаси Христа, так что рука Христа касается края гробного ложа сына наинской вдовы, язык и голосовые связки производят колебания воздуха, издают звук, выражая мысль человеческого Христова духа и призыв: «Юноша восстань!», и это человеческое действие Боговластно воскрешает мёртвого (Лк. 7;14).

Апостол Павел привел нам сегодня пример пророка Моисея,(Евр.11) имевшего на земле прекраснейшие возможности жить в своё удовольствие в семействе египетского фараона, но принявшего откровение Божие, пробудившее в нем чувство живой веры, силой которой, движимой любовью, он утратил интерес получать удовольствие от безграничного потребления, но желал жить для Бога. Который открывается не вне, а внутри человека, в меру его самоотречения (Прт.23,26; Лк.9,23), что субъективно переживается «ветхим» и «плотским» человеком как путь великих испытаний и лишений.

Моисей, движимый верностью и любовью, в надежде получить обетование, с помощью Божией побеждает напасти и получает опыт соработничества с Богом, спасительной синергии великой победы – «Ибо с нами Бог» (Ис.8.10)!

Эта реальность Единства жизни Бога и человека во всей полноте дана нам в Воплотившемся, Пострадавшем, Распятом, Воскресшем и Сидящем одесную Отца единородном Боге-Слове.

Эту реальность видели и слышали апостолы, проповедуя ее своим словом, описывая все то, что они жизненно пережили со Христом и друг с другом, что стало их живой верой, двигавшейся любовью и через их свидетельство словами и делами их жизни изображалась в умах, сердцах и памяти слышавших и читающих (Гал.3.1), как непреложный во все времена опыт : если человек любит Бога, то Бог действует в нем как о Своем собственном достоянии.

Эта реальность может быть изображена не только в устном слове, но и письменно в книге или образе, к которыму мы можем прикоснуться и слухом, и руками, и устами, как касаемся Богослужебного Евангелия, которое есть образ живого Христа, почитаемого и покланяемого на небе и на земле.

Эту реальность предлагает нам Церковь в любой иконе так же, как она предлагает ее в слове Евангельском. И никто не поклоняется веществу, из которого икона изготовлена, но поклоняется тому, кто на ней изображен. Если это вочеловечившийся Бог, то Его Ипостаси, в Которой Божество и человечество соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Если это ипостась человека, например Божией Матери, то в Ней действие Божественных сил пребывает в предельно максимальной полноте, как говорит Солунский святитель Григорий, Она - грань между тварным и не тварным миром.

Поэтому перед иконой Пречистой, поклоняясь первообразно самой Божией Матери, мы входим в реальность, неслитного, неизменного и неразлучного соединения Ею природных человеческой энергии с усвоенными Ею энергиями Божественными, так что Она есть обитель Святой Живоначальной Троицы, точно так же, как и в свою меру каждый святой Божий человек. (Ин.14.21).

Поэтому символически мы видим на каждой иконе доступный для нашего восприятия образ Личности означенной буквами монограммы имени и присущее человеческой природе очертание фигуры. Каждый из нас, в уме своем предстоит лицом к лицу перед самим изображенным, встречая его в реальности этого мира через вещество иконы в его человеческом очертании, как исполненного носителя нетварной благодати, имея возможность войти через молитву изображённому в действие Божественной благодати, чтобы посвятить и себя Богу, как сделали это изображенные на иконах, разделяя тот же опыт веры.

Сегодня мы торжествуем удивительную Божию победу, в немощи человеческой совершающуюся. И дай Бог, чтобы в нашем духе хватило благоговения и сыновнего восхищения пред дивными путями Божиими, чтобы как дети мы могли бы вложить свою руку в родительскую десницу Отца Небесного и сказать: «Веди туда, куда Ты поведешь. И дай нам силы не оторваться от Твоего водительства, чтобы открытую Тобой реальность и к которой Ты нас приобщаешь в таинствах Своих в Церкви, мы никогда не предпочли бы ни кому и ни чему другому. Пусть наш выбор всегда будет тождественен с Твоим благословением. Научи нас любить Тебя и творить заповедь Твою. Аминь.

Совершение 28.08.2017 особого молебна православным членам Священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел