7 января 2013 года.

Проповедь в праздник Рождества Христова

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Благословенная ночь Святого Рождества по плоти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа явила в потоке времени Господа, Открывающего Своим постоянным творческим и промыслительным действием богоданную сущность всего многообразия тварного мира.

Время всегда изменяется и движется, получая начало движению не из самого себя, а из безграничной Божией любви Трех Несозданных само сущих Божественных Лиц, вызвавших к бытию все многообразие космоса, чтобы в своем движении вернуться ему к Богу, как к конечной цели уже на новом уровне участия и опознания себя в Его благости.

Долгие тысячелетия смены и движения времени раскрывают нам то, что в Боге всегда существует, как неизменная данность, предносящая предвечно предназначенную Богом цель сотворенного Им мира. Будучи Творцом всех форм и качеств

существующего, Господь поставил в его центре человека, внемающего в себе как в фокусе все многообразие материального мира, а так же и мысленное равно - ангельское начало – ум, и богообразные творческую способность и личностный модус бытия, так что в каждом человеке вся Вселенная себя проявляет и действенно выражает, а он обладает всем этим, как своим собственным достоянием.

Характер этого обладания у людей, как у самосознающих инаковостей, не такой, как у Бога. Тварная инаковость текуча, изменяющаяся и переходящая из одного состояния в другое, но имеющая в себе Богоданное побуждающее начало, говорящее изнутри человека в разуме, воле и чувствах.

В поиске достижения Блага, которые в настоящем состоянии нашей падшести мы знаем как поиск счастья, выражающегося для ума в поиске истины, как конечной и предельной цели всего, которая могла бы объяснить смысл сущего и дать разуму свет, который повел бы за собой движение наших желаний, чувствований и нашей биохимической сути, ощущаемой нами в качестве собственного психо-соматического естества.

Человек, как образ Божий (Быт1,26), может лично предстоять пред Творцом лицом к Лицу и привести в себе и через себя всю полноту космоса, в общение с Ним не по участию в том или ином действии, отпечатленной во всем многообразии сущего Божественной благости, а придя к Богу, как друг или как недруг, как верный сын или как лукавый раб. В зависимости от того, каким человек придет и в себе явит пред Богом весь космос, и личное его состояние, и состояние космоса, в котором он является Богопоставленным само-владыкой, будет разное: если через любомудрие и добротолюбие человек раскроется в подобии своему Небесному Отцу, то, подобное познаваясь подобным, будет тождественно Первообразному, исполнится полнотой божественного существования не ради участия в одном из спектров светового луча, а во всей его нераздельной полноте, чтобы этой полнотой радовать все, чего - бы она не коснулась. Если мы так будем приходить к Богу, то все, что природно есть в Нем, будет действовать по благодати и в нас не внешним образом, подобного отражению Солнечного света от диска Луны, а внутренне, как Солнце изливает его из самого себя, являясь источником и сияния и живоносного тепла, как дети принимают от своих родителей всю полноту их достояния, если бывают единомысленны, единочувственны и единонравны своим родителям, двигаясь с ними в совершенном им подобии.

Чтобы мы могли строить свои отношения с Творцом таким образом, нам, по замыслу Его, нужно не просто находиться с Ним в дружественных или даже сыновних внешне созидаемых отношениях, а необходимо получить единство жизни в одном из несозданных Лиц Бога, чтобы, в каждой человеческой личности пребывала нетварная полнота, как ее собственная – не только по причастию творческому и промыслительному действиям Бога, а в силу ипостасного соединения в боговоплощении, в котором человеческая сущность пребывает воспринятой, как собственная во власть лица Бога Слова - одного от Святой Троицы.

В человеке, существующем как плотоносный дух, по замыслу Божиему, есть способность, отличающая его духовную природу от всех прочих форм тварных сущностей – богообразный личностный модус бытия, так что во власти личности, являющейся несокрушимой основой для выражения и раскрытия всех психосоматических свойств природы, находится возможность насытиться и наполниться по дару благодати тем, чем Бог является по Своей природе.

Господь не действует по отношению к Своему творению насилием Своего могущества, а относится к нему с уважением, давая каждому человеку возможность силами разума, словесности и нравственного чувства красоты и блага избирать Его свободно, раскрываясь в ответной взаимной любви, выражаемой в сознательном послушании, раскрывающемся в естественной природной устремленности к богоподобию.

В Боговоплощении в Ипостасном взаимопроникновении двух природ открылась возможность для каждого человека исполниться нетварными Божественными силами и действиями, как своими собственными свойствами. В таком взаимопроникновении и взаимоопрзрачивании, как это бывает во взаимной любви у людей, когда один человек совершенно становится прозрачен для другого и все в его жизни даруется любимому, отвечающему взаимностью с таким уважением, что никогда сам дар не застит собой дарителя, а наоборот – высвечивает его и проявляет, давая возможность видеть его, непрестанно ликуя, не от драгоценностей даров, а от восхищения неисчерпаемой красотой щедрого дародателя, так, что невозможно Его не хотеть, не любить и не принадлежать Ему полностью, ощущая, что и Он также не может быть Сам по Себе, но взаимно самозабвенно дарит Себя во всей Своей полноте, обогащая собой того, кто так его любит.

Этот свет разума пришел в нашу жизнь в ночь Христова Рождества, когда Единородный Бог-слово, Который есть образ ипостаси Отчей (Евр.1,3), читающий все предвечные замыслы Отца Своего и творческим действием воли пологающий начало движению их, стало осуществляемых как чья-то конкретная сущность, как бытие того или иного существа во всем многообразии форм, а Дух Святой сообщает всему сотворенному силу движения от начального творческого импульса к тому, чтобы через каждого человека вернуться к Богу в объятия Отчие.

И Сам Бог в Лице превечного Сына воипостазирует в Себя к природному Своему Божеству человеческую сущность, в силу личностного модуса ее бытия через дух человеческий, являющийся навершием Богообразной красоты человеческого естества, Бог - Слово воспринимает в Себя человеческую природу и дает ей возможность не по участию, как это было в Раю, в тварной личности Адама по дружбе с Богом, осуществлять взаимообмен природных энергий в нравственном союзе, а в Нем, явлен новый принцип ипостасного взаимопроникновения нетварного Божества и тварной человеческой сущности, не слитное, неизменное, нераздельное и неразлучное, так что состояния свойств одной природы становятся собственными для другой природы. В жизни Иисуса Христа мы видим, как раскрывается наша человеческая сущность, будучи собственным человечеством Бога в Ипостаси единородного Божьего Сына: Он и зачинается в недрах Матери Своей бесстрастно, и, по – райски, не нарушая печати девства, по плоти рождается от Нее без страданий, ибо в Нем вся полнота Божества пребывает телесно(Кол.2,9). Сущность Божественная предваряет и предидет сущности и действиям человеческим, так что духовная суть человеческой природы, скрытая в нынешней падшей действительности данными от Бога кожанными ризами (Быт.3,22), добровольным, естественным, постоянным последованием Христовой человеческой воли всеблагой и спасительной воле Божией, даже до крестной смерти (Флп.2,8) и воскресения выявляется, когда тело Его могло в мгновение ока с одного места в пространстве перейти в другое, проходя сквозь толщу дверей и стен,(Ин.20,19-20) не смешиваясь с ними и не разрушая их структуры, являя огнеобразное движение элементарных частиц, из которых сотканы все материальные формы. И эта духовность материи впервые показана во Христе Богочеловеке, Который как дверь открывает нам путь из одного помещения в другое, из тьмы ночи тленности тварной в пространство света Божественного нетления. Свою Богочеловечность, в двух сущностях открытую и к Богу и к человеку, Христос не замкнул на Себе, а предлагает ее нам не насилием Своего могущества, а кротостью и смирением красоты Своего служения нашему спасению.

Будучи Царем царствующих и Господом господствующих, Он не пришел, чтобы Ему служили, но послужить (Мф.20,28) людям, пребывающим в ужасе оцепинения грехолюбием, которое роет бездну смерти, и Своей добровольной смертью преобразить ее полнотой Своей Божественной сущности, смертью смерть поправ и явив ее источником жизни вечной для верующих в Него, согласно свидетельству евангелиста Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,14).

Он приглашает нас придти, размыслив, вглядевшись, вдумавшись, вчуствовашись и, разобравшись в свете разума Вифлеемской звезды в глубинах наших сердец понять и принять, что Он пришел в Своем Богочеловечестве, в добровольном ограничении Своей неограниченности до размеров маленького человеческого тельца, в Сокрытии Своего всемогущества, которого все трепещет, в жертвенном служении людям до омовения ног ученикам и ужаса Богооставленности на кресте, через победоносное Воскресение создать Церковь Свою (Мф. 16,18), чтобы всепобеждающей силой любви сказать: Я приглашаю вас последовать за Мной (Лк.9,23), « Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). Но чтобы полнота этих благ явилась фактом вашего личностного бытия и самосознания, отвергнитесь своего грехолюбия и, взявши крест послушания воле Божией, подобно Мне, явите Богообразную красоту Своей человечности. Благоволением Бога Отца во Христе Иисусе Духом Святым теперь мы, если пожелаем, можем войти в радость Господа своего (Мф.25,21), обретя в опыте жизни единотелесность и единокровность с Ним – органическое единство, какое бывает у привитой садовником к мощному корню и стволу ветви. Если она встроится в структуру жизни растения, то будет питаться соком и силой корня, а плоды приносить и развиваться будет в соответствии с принципом своей сущности, одновременно участвуя в общей жизни на благо всего организма. Свое Богочеловечество Христос открывает для нас, как Дверь, войдя в которую найдем жизнь с преизбытком (Ин10,7;10) и получим внутри себя ощущение жажды исполниться светом разумения конечного Божественного замысла, воспетого хорами небожителей: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение» (Лк. 2,14).Аминь!

 


Илья Кухаренко,
Федор Передериев,
Алексей Анкин

Состав Собора святых новомученикови исповедников Тульской митрополии
Обращение Святейшего Патриарха по случаю празднования Дня православной молодежи
Циркуляр Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с авиакатастрофой Ту-154 25 декабря 2016 года






ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел