Христолюбивая полнота человеческого рода радуется, ликует и молитвенно славословит, обращая свой внутренний духовный взор к рожденной у праведных Иоакима и Анны младенцу – девочке. В Ее личности мироздание обретает возможность безвредно и радостотворно увидеть и коснуться несозданного Божественного света, и для него себя открыть, чтобы он проникал в глубь, наполняя собой все. И это происходит не сразу, а длится во времени, как заря предвещает грядущую полноту сияния Солнца, одаряющего радостью жизни всю поднебесную. Но чтобы полнота благобытия актуализировалась на нашей Земле, ей надо встать в правильное положение по отношению к Солнцу и затем взаимодействовать с ним так, чтобы наполняться его светом и теплом. И всему многообразию сотворенного Богом мира нужно движение – ввысь, к Божественному Солнцу правды Христу.

Бог прежде творческого Своего акта, предвидел, что в могучей и пышной кроне посаженного в раю зернышка – первозданного Адама древа человечества явится немало таких людей, которые будут доброхотным устремлением своих природных сил тянуться к Божественному свету. Таковым листочком на кроне богонасажденного человеческого древа явилась рожденная в потомстве израильского царя, пророка и псалмопевца Давида у праведных престарелых и обедневших Иоакима и Анны девочка, нареченная Марией, что в переводе на наш язык означает «госпожа».

Она родилась, можно сказать, необычайным образом, потому что не явилась плодом животной похоти, сладострастной человеческой вовлеченности в бытие падшего человеческого естества, но она явилась в жизнь, как плод сознательно осуществляемого духовного призвания к богоподобию и верности Богу со стороны Ее родителей, испытываемых многими скорбями. Когда они, состарившись в бесплодии, потеряли всякую надежду на физическую силу деторождения, у них не меркла надежда, что Бог может и сухой стебель наполнить такой полнотой жизни, что он расцветет, и принесет драгоценный плод. Но для этого в свободе своей им предстояло пройти тяжелый путь самоотречения, сомнений и опыта доброхотной непоколебимой верности Богу, и они его прошли достойно. Поэтому всякому добру помогающая Божественная благодать предварила своим действием действие человеческой силы и возвела ее на совершеннейшую ступень. Так что супруги еще прежде, зачатия младенца доброхотно посвятили Его Подателю всех благ Богу.

И это дало возможность всему человеческому роду через Нее почувствовать приближение дня актуализации таинства, предусмотренного в предвечном Божественном совете, когда Сам Тот, Кто есть Альфа и Омега (Откр. 1, 8), Кто положил начало всему тварному бытию и призывает нас к себе, Сам войдет в это иноприродное и непрестанно переформатируемое бытие, Собой его возглавив, чтобы никакая сила не смогла захватить и заслонить его собой от Солнца правды. Но для этого на древе человеческого рода должна была найтись такая почечка, такая личность, которая могла бы полноправно целомудренно сказать о себе: «Я – раба Господня…» (Лк. 1, 38). И в этом доброхотном соработничестве, в старо-славянской огласовке «рабстве» не чувствовать для себя никакой обузы, никакой самомалейшей тени насилия над собой, а наоборот – чувствовать источник радости и ликования, жизнеутверждающей доброкачественности доброхотного повиновения Божьей воле, нормы богосообразности и богоподобия. Вот это – начало жизни, мы сегодня не просто вспоминаем исторически, а молитвенно переживаем, как явление благоплодной синерги́и, силы Божией благодати, пребывающей в нас и действующей в нас, потому что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21).

Рождение всякого нового человека всегда и везде – радостное событие, которое может умножаться в степени ликования и во времени его проявления, если жизнедеятельность новорожденного будет благотворна для современников и потомков. Сегодня мы торжествуем, потому что именно такой родился совершенно необычайный по своей всеобщей благотворности человек, изменивший к лучшему своим появлением все во Вселенной, весь характер существования человеческого рода. Сколько потом благодаря этой почечке на древе человеческом являлось святых и до скончания века будет являться в Церкви Христовой. Но в этот же самый день, через четырнадцать столетий в истории произошло событие, которое уже 630 лет опознается, как жизнь христианской общности, именуемой Россией. Здесь на священном поле Куликовом, в день Рождества Пресвятой Богородицы 1380 года родилась Российская государственность.

Лучшие представители сынов разрозненной на удельные княжества Руси того времени пришли сюда по зову благоверного Великого князя Московского Димитрия Ивановича, воодушевленные и благословением преподобного Радонежского игумена святого Сергия, движимые желанием и стремлением совершенным образом исполнить Христову заповедь: больше той любви никто не имеет, кто жизнь свою положит за друзей своих (Ин. 15, 13). Пришли по этому зову на явную смерть, увидели множество хорошо обмундированных, профессионально обученных вооруженных недругов, и все упование возложили на Господа, в глубинах сердец своих, говоривших Псалмопевцу: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45, 1), доверились Ему, Кому столь самоотверженно вверила Себя Пречистая Дева Мария, Кто победил Крестом Своим смерть и сошествием для нас открыл рай и победоносным Воскресением воссиял, как Солнце правды в жертвенном служении любви.

В этом доброхотном действии человеческих сердец родилось единство свободы по закону жертвенной любви, родилась новая форма уклада общественной жизни людей Московской Руси: все осуществляется по закону преданности и доверия Христу Богу. И для того, чтобы победа всегда была с нами, мы должны понять: в жизни необходимо должен присутствовать подвиг жертвенной любви, самозабвения до смерти ради Христа и Церкви Его, подвиг во славу Божию, ко благу Отечества и на радость людям. И тогда мы будем способны в меру нашего христоподобия принимать полноту Божественной жизни внутрь себя, и радость жизни будет неотъемлемо изнутри присуща нам.

Будем же усердно горячей молитвой просить у Господа благодати жертвенной любви и дерзновения, выражающегося в решимости к самоотвержению, и верности быть Ему преданными до конца. Да будет заря вечной жизни в нас воспламеняться до явления немеркнущего, нетленного света пришедшего Царства Божия в силе (Мк. 9, 1). Аминь.