Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Милостью Божией, следуя укоренненой в обыкновении Святой Соборной Вселенской Апостольской Церкви, утвержденной в богооткровенной библейской традиции (Быт. 1, 5), начинать день с вечера, так же и мы вчера начали этот день, стоящий на грани двух 2012 и 2013 годов от Рождества Христова, — благодарственной молитвой, обращенной к Святой Живоначальной Троице, жаждущей действием своего Божественного промысла блага для всякого творения, и призывающей нашу человеческую свободу к соработничеству ради раскрытия и умножения богодарствуемого блага во Вселенной.

Вместе с молитвенной благодарностью мы принесли и молитвенный вздох сокрушения сердечного о тех неправдах, которые после падения наших прародителей, бывшего в раю, по естеству своему, удобопреклонному ко злу более, чем к добру, мы сами сумели в своей жизни, к сожалению, «радостно» осуществить максимально полномасштабно. И осознав эту мнимую «радость», которая доставляет нам и физическую, нравственную и моральную муку, принесли Богу сокрушение сердечное и молитвенный вздох, просящий об исцелении всего того, во что мы внесли разлад, ущербность и недостаток, и наполнить все благоуханием полноты Его несозданной присносущной Божественной силы блага.

Мы вознесли свою просительную молитву и о том, чтобы в предлежащее нам время, которое Он уделяет нам для реализации открываемого от Него призвания нашего обо́жения в межличностном доброхотном общении с Ним по сходству, оно было воспринято нами достойно Призывающего. А в этом достоинстве восприятия открылся бы нам реальный опыт того, чего мы ищем, но очень редко находим в своей жизни что именуем, по обыкновению, счастьем. Как только побежали первые мгновения нового лета благости Божией, мы опять в совместном церковном собрании молим Всеблагого Щедродателя о том, чтобы не напрасным явился для нас усваиваемый опытом нашей жизни великий дар обетования обо́жения (2 Пет.1, 4) открытый нам по благоволению Бога и Отца действием спасительного вочеловечения и воплощения Единородного Божьего Сына созданием Святой Церкви, исполненной нетленным дыханием животворящего Святого Духа.

Но при этом, до дня Страшного суда подверженного из-за нашего грехолюбия и гордыни силам тления и смерти. Однако силы эти одолеть Святой Христовой Церкви не смогут, потому что во Христе, для всякой человеческой личности, свободно и достойно откликающейся на призыв Святой Живоначальной Троицы, дается всесильная и вседержавная благодать Подвигоположника нашего Господа и Иисуса Христа – Победителя  смерти, и ада Разрушителя, дыханием единосущного Ему Святого Утешителя Духа Истины способствующая тварным природным человеческим свойствам и силам действовать нормально не только человеческим образом, но и образом богодвижным и богоподобным по доброхотно достигаемому верой, действуемой любовью (Гал. 5, 6), христоподобию (1 Кор. 4, 16).

В нашем новогоднем церковном собрании мы самим своим присутствием засвидетельствовали факт поиска верности, преданности и упования на обетование Божие, по благоволению Отца Небесного спасительным самодействием Господа Иисуса содействием Святого Духа данное нам в Святой Его Церкви, а также доверия Его безграничному всеблагому о нас смотрению и жажды научиться любить Его всем движением своих ума, воли, чувств, чтобы своей плотью и кровью быть с Ним едиными в приобщении святейшей Евхаристии и последующего единонравия, единомыслия, единодушия и единодействия со Святой Троицей.

Ради этого нашего произволения Христос Господь не оставляет нас без понятного для нашего сознательного восприятия ощущения Его действенного посреди нас присутствия, проявляемого в том, что благословляет Господь своему верному рабу, посланнику и великому учителю всех христианских народов Земного шара, святому апостолу Павлу возглавить сейчас наше церковное собрание и предложить нам глагол вечной жизни.

Апостол Павел свидетельствует, что Бог говорил с отцами нашими через праотцев и пророков, которые могли своей свободой открыть себя в послушании и смирении перед Богом, дабы внутренне умом и сердцем привлечь, принять, вместить и удержать Его Божественные мысли и действия. Приняв же, по-человечески их осознать и языком, доступным для восприятия других людей, которые не способны двигаться вслед за Божественной волей, как подсолнух двигается за солнцем, сказать им слово Божие и повести за собой слушающих как пастух ведет за собой стадо к полноте благобытия. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1, 1-2), — продолжает апостол Павел.

И дальше, чтобы было понятно, приводит первый образ этого собеседования Бога с народом, который даже не умел следовать за Богом, но говорить с неопытными в богообщении  людьми надо было, так как Господь не желает погибели своему творению, а хочет, чтобы через познание истины все пришли бы в наследие спасения, блага и счастья.  Апостол Павел вспоминает, как при исходе народа израильского, пророк и боговидец Моисей, выводя своих людей из плена Египетского, привел их к горе на Синайском полуострове, где приготовил их к слышанию воли Божией, чтобы услышав живоносные глаголы, затем положить их в основание народной жизнедеятельности.

Когда утомленный сорокадневным путем через пустыню народ пришел к Синайской горе, где совершил очищение перед Лицом Божиим, Моисей взошел на сотрясающуюся от явления славы Божией беспрестанным землетрясением гору… Когда Господь говорил, народ пребывал в ужасе, так как гора полыхала словно негасимая печь, а им при том было сказано, что если кто-нибудь, человек или животное, пойдет по своему желанию вслед за Моисеем на эту гору, то будет тут же побит специально поставленными для этого смотрителями, или камнями, или устрелён на смерть стрелой.

Этот ужас удерживал людей, потому что принять, вместить и удержать Божественную истину по нравственной своей дряхлости и малодушию они были не в состоянии. А, услышав откровение истины, посрамить ее и через это нанести своему духовному устроению еще больший вред могли. Страхом Господь спасал народ свой! Моисей принял от Господа заповеди жизни на скрижалях и передал их, но люди по себялюбию не смогли их сохранить, так как при обезбоживающем действии эгоизма к исполнению заповедей Господних не хватает силы без могущества содействующей благодати, ибо Бог гордым противится и только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5). При этом, чтобы по-своему устроить все в этом мире, лукавство человеческое ищет любую лазейку для подчинения Божией силы себе. Усердствуя же, устраивает с Богом рыночные отношения: или желает поработить Бога себе, впадая в абсолютное безумие, выдумывая себе божеств по подобию своему или совершением религиозных «ритуалов» и обрядов мнимо покупая Божию благосклонность.

В Новом Завете Отец Небесный говорит с нами через Сына Своего образом Его животворящего и жертвенного служения каждому из нас. Это служение, изумительное принятием всей глубины и полноты ответственности за каждого из нас, может и должно пробуждать в нашей человеческой природе, устроенной по образу и подобию Божию, соответствующее резонансное доверие и устремление к тому, чтобы отвергнувшись от себя, взять свой крест и идти вслед за Ним, доброхотно в жизненном общении по сходству достигая в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) и достойнства друга Божия (Ин. 15, 15). Апостол Павел, увещая, говорит нам: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (Евр. 12, 25).

Господь говорит не только о том, чтобы мы отверглись себя и, взяв свой крест, шли за Ним. Господь призывает: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). Только тогда станем мы детьми Отца нашего Небесного и войдем в уготованное нам от Него во Христе Иисусе Царство Небесное, в котором обителей много (Ин. 14, 2). Этот обращенный к нам Божий призыв действует так же, как действует любое слово, являющееся результатом движения личного умного духа – Божественного несозданного или духа человеческого и ангельского.

Слово, являющееся внешним знаком действия голосовой энергии говорящего, касаясь внешнего слуха внемлющего человека всегда, будучи результатом направленной духовной деятельности конкретной личности,  несет в себе ее информационное воплощение и наполнено присущими этому духу силами. В случае слова Божественного, несозданными и нетварными, а в случае слова человеческого, ангельского или бесовского – их тварными силами и энергиями. Слово всегда пробуждает в каждом воспринимающем его духе реакцию отношения и восприятия. Если реакция открывается в любви и послушании к исполнению смыслового содержания услышанного, то наполнит нас содержанием энергий, принятых нами. В случае послушания слову Христову — благоуханием благоволения Отчего, послушания Сыновнего и наполнения дыханием Святого Духа.

Откликнувшегося же непослушанием Христу, наполнит отчуждением от благодати и святыни, принеся лишь смерть, тление и скрежет зубовный, и соединение с демонами мучителями. Сегодня мы собрались именно для того, чтобы тем образом, который Бог дал нам в Церкви, образом взаимной самоотверженной жертвенной любви к друг другу и к Триединому Богу  в первые мгновения нового лета Его благости, максимально наполнить себя нетварными Божиими силами, открывающимися в жизни Церкви, прежде всего на уровне материальном, через вещество этого мира, которое Бог благоволил принять от нас в Себя Самого в Своем Единородном Сыне через благодарно приносимые Ему нами вещества этого мира – хлеб  и вино Евхаристии.

Мы на проскомидии принесли Ему вещество этого мира хлеб и вино, все атомы и молекулы, из которых соткано все в этом мире, но без того, чтобы заявлять на них свою власть, как на нечто, дающее нам восполнение ежеминутно истощающихся собственных наших физических сил, недостающих для нашего выживания. От этой власти мы доброхотно отказываемся, как только хлеб и вино Евхаристии отдаем священнослужителям, принимающим и уносящим их в алтарь, где на них присутствует печать лишь Божественной власти…

Господь в таинственном священнодействии литургии принимает в Себя атомы и молекулы благоговейно, с любовью и благодарностью принесенного нами хлеба и вина так, как когда-то принял в Себя такие же атомы и молекулы этого мира от приснодевственных кровей Своей Пречистой Матери, соткав Себе Свою царственную багряницу человеческого естества – такого же как и у каждого из нас естества из плоти и крови, чтобы в них обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).

Этим же Господь питает и нас для одной только цели, которая так важна и желанна нам, что мы даже Новогоднюю ночь проводим под сводами храмов в общей церковной молитве благодарения по всей территории России. И мы благоговейно принимаем этот Божиий дар, чтобы на телесном уровне отдать себя в единокровность и единотелесность со Христом с единой целью – дабы все сущее в нас стало органически единым с Его Богочеловечеством. Чтобы сотканное из молекул и атомов вещество двигалось в нас так, как движется во Христе, давая нашему самосознанию возможность жаждать, искать и приобретать Святого Утешителя Духа Истины, который бы действовал в нас так, как Он действует по благоволению Отца в Его Единородном Сыне.

Тогда мы сможем сказать о себе то, что сказал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).  Это и есть цель для нашей земной жизни, потому что в этом достигается не только наше биологическое единство со Христом, но и нравственные движения нашей совести сливаются с нравственной непорочностью действий Святого Духа. Это позволяет Богу и Отцу в каждом из нас увидеть человека, единокровного и единотелесного Своему Сыну и единодвижного по своему нравственному действию со Святым Духом.

На такового Бог смотрит как на являющегося Его чадом во всем движении мысли, сердечных побуждений и желаний, предпочитающим всегда, везде и во всем Божию волю всем прочим побуждениям и движениям, которые только могут в нем пробудиться. Все отходит на второй план, как отошли сейчас наши возможности пойти в эту Новогоднюю ночь и насытиться всякими земными скоропреходящими благами, что сыплются мишурой со всех сторон, как горох из прорванного мешка. Мы же оказались здесь! Вот апостол Павел и говорит, что когда мы слышим сейчас Божие слово, оно в нас доброкачественно и благоплодно откликается и открывает в нас пространство для вселения в нас благодати Святой Живоначальной Троицы.

Мы же, назидаясь этим опытом, будем потом жить верностью ему, потому что вера – от слышания, а слышание – от слова Божьего, а слово Божие – от Того, Кто его возвещает (Рим. 10, 17).

Вера, зарожденная действием Божией благодати в этой последовательности, рождает в нас Христа, проявляющегося в наших христианских добродетелях. Через подобие Его действиям мы становимся Божиими детьми. Бог вчера и сегодня, и вовеки тот же (Евр. 13, 8), а потому посылаемый Им нам дар в каждом мгновении Нового года, нов не тем неизменным Божиим благоволением к преодолению нами тленности и получении жизни в Нем, а нашим благодарным отношением, восходящим от силы в силу. Господь содействует каждому из нас для того, чтобы получить как можно большее пространство для взращивания обо́живающего нас открытого для нас Его призвания. Постараемся же и потрудимся усердно и мы, чтобы также как в эту Новогоднюю ночь наш выбор оказался по-христиански добрым, правильным и боголюбивым, во все мгновения, предлежащие нам в Новом году, оставаясь неизменным.

Чтобы нам хватило желания, стремления и ревности любить Бога всей душой, всей крепостью и силой, чувствуя как наша любовь прорастает как посеянное в землю наших веры, надежды и любви зернышко, которое в результате выросло растением, чтобы принести совершенный плод во славу Божию и на радость людям. Также рождается плод бескорыстной любви к ближнему, являющейся результатом наших взаимоотношений друг с другом по доброхотному сходству общения Трех Несозданных Божественных Личностей Святой Троицы, бытие и существование Которых тождественно самозабвенной самоотдаче Каждого Двум Другим. И не может быть бо́льшего счастья, радости и ликования, чем желание подарить все то, чем ты есть сам, другому.

Именно так совершается красота Божественная в условиях времени и пространства – не без нас, но с нами! Если мы причастны к ее осуществлению, то тогда мы и сами красивы и внутренне, и внешне, и все рядом и вокруг нас сияют богоподобной красотой. Если же мы не желаем причастия к этой красоте, то с нами происходят страшные изменения – и внутреннее уродство, и безобразие внешнее. Нам есть, за что возблагодарить Бога, есть на Кого возложить свою печаль и есть о ком попечалиться – о тех, кто еще заблуждается и не хочет проснуться от своего заблуждения…

Пусть же воспламенится в нас к заблуждающимся такая же жертвенная любовь, как любовь Божия, явленная к нам в Крестных страданиях и Воскресении Христовом, и в сошествии к каждому из нас Святого Утешителя Духа Истины. Дай нам Господь едиными устами и единым сердцем в земных условиях Церковной жизни непрестанно славить и словами, и делами великое имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. С Новым Годом!