Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него (Пс. 63, 11)! В сей нареченный благословенный святой день, милостью Божиею, труды, которые положены  ныне живущими в богоспасаемом граде Туле и несущими здесь, в 51-м полку воздушно-десантной дивизии имени святого благоверного князя Димитрия Донского, свое достойное служение Отечеству, Богу, во Свято й Троице славимому и поклоняемому, в этот знаменательный день завершены и мы вседушевно выражаем нашу признательную благодарность и боголюбивому народу нашему, ревностно трудившемуся  с благословения старца схиархимандрита Илия, вместе с нами сегодня разделяющего и радость нашу, и святую молитву, от чего содействуем Христовой святой благодатью, умножили мы свои устремления и усилия к тому, чтобы здесь был воздвигнут храм в честь и славу Святой Живоначальной Троицы и в молитвенное покровительство великого сына Отечества нашего, государя его и сына Христовой Церкви, святого Божьего человека, благоверного князя Димитрия Донского, мужественного предводителя, победоносного христолюбивого воинства героев священного поля Куликова.

И вот эти труды, ныне принятые Богом, принесли свой благословенный плод, и мы видим в сегодняшний день во освящении храма явление, знамение особого Божия смотрения и Промысла о нашем граде, о нашем Отечестве, и особенно, конечно, о тех, кто сегодня служит по-христиански Отечеству и Богу в вооруженных силах здесь, в этом 51-м полку воздушных десантных войск.

Господь благословил, чтобы в нынешний именно день совершилось это освящение. Чудесным образом – никто не думал, что так быстро может быть создан такой замечательный храм и получить не только внешнюю благовидность, но и такое благолепное внутреннее убранство! Никто не думал, что день освящения придется именно на сегодняшнее число календаря, которое во многом знаменательно, потому что 12 октября 1350 года (правда, по старому стилю, если это перевести на современный стиль, то этот день придется на 25 октября), родился в потомстве святого благоверного Великого князя, защитника Отечества нашего Александра Невского его праправнук —  сын Московского князя  Ивана Ивановича Красного, которого при крещении наименовали в честь добропобедного Христова воина и государственного деятеля первохристианской эпохи святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя христианских воинов. И тем самым благочестивые родители поручили младенца Димитрия мудрому водительству и руководству Божьего избранника и защитника христианских идеалов, с тем, чтобы и он, возрастая в своей жизни, впитывал бы те же самые смыслы и принципы жизни и служения своего, которые в свое время явил святой великомученик Димитрий Солунский.

И чтобы принес совершенный, благой, жизнеутверждающий и радостоносный плод – не только в видимом измерении времени и пространства, но и в том невидимом измерении, которое включает в себя всё сверхвременное и в пространстве присутствующее, и являющее безначальных и бесконечных в пресущественной благости Трех Несозданных Божественных Личностей – Отца и Сына и Святого Духа, действием благодати, преизливающейся изнутри Божественной реальности вовне её и нарицающей несуществующее, чтобы оно явилось пред Триединым мирородным Умом и Создателем как созданно существующее, и не для того, чтобы развлекаться с тем, чего раньше не было, а теперь Его волей и творческой силой осуществилось, как это может быть в наших жизни и опыте, когда мы изготавливаем игрушки и иные предметы для забав и развлечения.

Созданные по Божию образу творческими натурами, могущими сначала что-то замыслить, а потом подобрать средства и осуществить этот замысел в конкретной реальности, мы для получения большего блага себе, создаем новые, чуждые своей природе реальности для взаимодействия с ними, но не как с родными себе, а лишь инородными.  Бог же сотворил человеческий род и каждого из нас в органическом единстве древа человечества, где каждый из нас как отдельно взятый листочек, который через свой черенок встроен в веточку, а веточка в другую веточку, а та в ствол, и ствол в корень, корень в землю, макушка в небеса, и все могучее многоветвистое и благосеннолиственное древо из единого зернышка растет и развивается во всей полноте, в единстве жизни своего организма – для того, чтобы можно было бы Богу, создавшему иную по отношению к Его несозданной Божественной пресущественной природе нашу сущность, Им задуманную и осуществленную, ограниченную во времени и пространстве, включить в теснейший способ взаимодействия с Собой через воипостазирование в вочеловечении Единородного Бога Сына, восприявшего в Себя к Своему исконному природному Божеству единое и общее всем людям естество человеческое, дав ему возможность с Ним взаимодействовать, не просто как с реальностью, внешней по отношению к Нему, как мы будем взаимодействовать, к примеру, с нашей одеждой:  мы ее задумали, изготовили и посезонно меняем ее каждый день, в зависимости от цели, которая нам нужна в ближайшей или отдаленной перспективе. Нет, не как с чуждой по отношению к себе, а как с той одеждой, которая всегда, неизбывно находится с нами и называется нашей кожей. Одно дело – повредить сезонную одежду, другое дело – повредить свой кожный покров. Глубокая разница в отношении взаимодействия с внешней одеждой или со своим кожным покровом – мы знаем, что это бывает качественно совершенно по-разному.

Так и Господь сотворил все многообразие мира и в нем особо выделил человека  личностным богосообразным способом осуществления бытия, выражающим собой икону Божественной жизни, когда единая несозданная сущность – природа, Божественное естество пребывает в Трёх, одна к другой не сводимых самосознающих личностных реальностях Отца и Сына и Святого Духа, так что никакая из Ипостасей не может слиться одна с другой, всегда осознаёт Себя уникальной, ни к кому другому не сводимой, даже в своём взаимодействии с двумя другими, при этом неразлучными, единосущими, друг в друге пребывающими.

И мы, человечество, бытийно устроены таким же образом. Мы имеем единую общую для всех нас человеческую природу. Хотя она может быть в своем внешнем выражении представлена разными расами и этносами. Это не имеет никакого значения, и она не существует абстрактно,  сама по себе, но всегда с самого момента зачатия, находится в конкретной чьей-то власти, в личности кого-то, ни к кому другому и не к чему иному не сводимому, она всегда чья-то, ничейной никогда не бывает, и это не случайно, а для того, чтобы Бог мог войти во взаимодействие с человеческой природой, с этой общей и единой для всех нас реальностью, находящейся в неисчислимых миллиардах наших человеческих «Я», не как с внешней и чуждой по отношению к Самому Себе реальностью, а как со Своей собственной, не исконно, а во времени и пространстве на веки вечные воипостазированной, воспринятой, привитой, потому что принцип существования и Божественности, и человечности один и тот же – личная воипостазированность природы, конкретизация ее, обладание ею чьей-то конкретной, самосознающей духовной личностной, разумной уникальной инаковостью.

Мы видим, что одна и та же природная человеческая реальность в конкретности ипостаси каждого своего носителя выявляет себя на свой манер. Даже в семье – папа по-своему хочет, мама на свой лад думает, а бабушка настаивает совсем на другом, а дети и внуки мечтают и настаивают на своем. Если нет согласия, тогда не бывает мира, тогда начинается маленькая семейная война, которая может перерасти в общую войну человечества. Так в едином из своих Божественных Лиц Триипостасный Бог может воспринять в Себя, к природному Своему Божеству общую с нами единую человеческую природу и в Себе Самом впервые показать норму человеческой жизнедеятельности и открыть в Себе для нас Дверь (Ин. 9, 39 — 41) для органического соединения с Ним по закону донорства и доброхотного достижения единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и благодействия с Ним по закону межличностного общения по сходству, а в Нем с единосущными Ему Отцом и Святым Духом.  И современники земной жизни и служения Господа и Спасителя Иисуса Христа, те, которые видели Его своими глазами, слышали Его своими ушами, осязали Его своими руками, учились от Него, не просто запоминая автоматически Его слова, речи и дела, а заражаясь, как можно заразиться болезнью от больного человека, и здравомыслием и благочестием от Непорочного (Пс. 17, 26-27) Его образом жизни и деятельности, и перенять это как принцип своей жизни и деятельности.

На этом построена вся наша цивилизационная традиция. И очевидцы Христа и ученики Его видя, слыша Христа Господа, воспламенялись примером Его, и по Вознесении Его и сошествия на них Святого Духа, познали Его несокрушимым и непобедимым Божиим Жилищем, создавшим для спасения верующих в Него — Церковь Святую, которой Он – Глава, а верные Ему – члены (1 Кор. 12, 27). Апостолы этот опыт в своей жизни получили и свидетельствовали, что жизнь – Христос, а смерть – приобретение (Фил. 1, 20-25), и весь ее смысл – не в биологическом выживании, а в достижении уподобления Богу, жить не своекорыстно, а щедродательно, во славу Божию и на радость людям.

Эти апостольские мысли в XIV столетии, как сегодня мы с вами, слушал великокняжеский младенец Димитрий Иванович, который со временем вырос в великого, славного и святого Московского государя. И не очень большим по продолжительности времени был его отрезок земного служения Богу и Отечеству, всего лишь на всего 39 лет и передохнуть-то ему было некогда. На Московское государство той эпохи со всех сторон шли татары, немцы, литовцы, генуэзцы и прочие недруги, желая обогащения за чужой счет. А еще внутри свои братья по крови и по вере, двоюродные, троюродные удельные князья, разрывают на части русскую землю, обрекая народ на непрестанную братоубийственную войну.

И при этом такую замечательную христианскую семью создают благоверный князь Димитрий со своей боголюбивой супругой Евдокией Дмитриевной, Суздальской княжной. Господь даровал им 12 детей, их же нужно было вырастить,  воспитать, нужно им было прививать любовь к Отечеству, чувство мужества, ответственности, желание защищать жертвенной любовью своего служения все достояние христианской культуры, жизни, веры и благочестия. Нужно было эту любовь передавать от сердца к сердцу – не просто положиться на мамок, бабок, которых столько было в государевом дворе. Так ему нужно было не только жену любить, а еще и детей воспитывать, и все московское государство охранять и оборонять, и благоустраивать.

Он первый начинает строить Московский каменный кремль так что, до сегодняшнего дня Москва именуется красавицей белокаменной да златоглавой. И когда пришло  время, когда он как политик и государственный деятель почувствовал, что приближается возможность решить проблему опостылившего ордынского ига, благоверный князь пришел к духовному сыну святителя Алексия преподобному Сергию Радонежскому со своей дружиной – крюк какой сделал для того, чтобы из Коломны прийти в Сергиеву Пустынь на Маковец, к нему в Троицкий монастырь, и просить благословение. И преподобный Сергий, пророческим духом своим благословил и сказал: много, много душ христолюбивых будет увенчано венцами добропобедного мученичества, но гряди с верой. Бог дарует нам победу, любовью и единением спасемся.

Куликово поле — это чудо неувядаемой славы подвига жертвенной любви, принесшей свободу, — расположено здесь, на нашей Тульской земле! А вот теперь XXI век. И теперь полк и Тульская воздушно-десантная дивизия получают определением Верховного главнокомандующего великую честь именоваться именем этого святого славного сына Отечества и Церкви нашей. И теперь появляется этот храм в честь его, как духовное средоточие и сердце жизни военнослужащих и их семейств. И теперь на полковой территории вы, которые будете служить Отечеству в этом полку, будете иметь возможность прийти на это святое место к иконе вашего небесного покровителя для того, чтобы рядом с князем Димитрием почувствовать Бога как Отца.

И хотя многие из вас, может быть, уже отцы или скоро обязательно ими будут, мужественные защитники Отечества, но ведь каждый из нас в душе своей – Божие чадо! И вот это ощущение и потребность почувствовать себя любимым ребенком Небесного Отца, в каком бы возрасте мы ни были, это очень важно в нашей духовной жизни. И это можно осуществить именно в храме Божием на молитве. Царство Божие, конечно, пребывает на небесах, в метафизическом мире межличностного общения самосознающих уникальных инаковостей и инаковости общения святой живоначальной Троицы и Ее друзей. Но оно имеет свое посольство на земле – Божие храмы. Мы же понимаем из повседневного опыта, что такое посольство иностранных государств. Оно находится на нашей территории, но там действуют свои, свойственные этому государству законы, и когда мы приходим на своей родной земле на территорию иностранного посольства, мы уже там начинаем действовать в полном соответствии и уважением с этими законами и получаем добрый плод от этого взаимодействия.

Божий храм – посольство Бога здесь, на земле. Во всем, что в нем совершается, проявляется Отчая любовь и открывает нам свои объятия так, что то, что кажущееся скрытым здесь, может раскрыться такой глубиной, таким жизнеутверждающим наполнением очищающих и Богу нас уподобляющих сил и действований, которых больше никогда и нигде невозможно обрести. Так это важно, и так это, слава Богу, теперь осуществимо здесь.

У нас есть возможность, не покидая земли, оказаться на Небе и принять то, что это посольство небесное здесь может нам сообщить — христоподобие. Чтобы и вы смогли бы, подобно благоверному князю Димитрию, подобно всем героям поля Куликова, героям Великой Отечественной войны  ХХ века, и подобно тем героям, которые сегодня, в  XXI веке, неся свое служение Отечеству, народу и Богу, жизнь свою жертвенно приносят на алтарь Отечества, обретая внутри себя богоподобие, богосыновство и богодружество, то есть вечную память! И поэтому пусть и в вашей жизни, и в жизни всех, кто будет приходить в этот святой храм, будет негасимо и радостно сиять этот опыт, о котором Дух Святой устами псалмопевца и пророка Давида нам говорит: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на него (Пс. 63, 11)!» Аминь.