Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во исполнение непреложного Своего обетования: там, где двое или трое соберутся вместе во имя Мое, чтобы максимально в общении друг с другом выразить свою устремленность и жажду к богопознанию, – там посреди них обязательно буду Я, – говорит Господь и Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 18, 20). И Он пребывает непреложно верным этому Своему обещанию.

И сегодня мы пришли в собрание единомышленных и единонравных, единодушных и единоверных нам братьев и сестер во Христе и ждем исполнения обетования Христова – встречи со Христом и в Нем со Отцом и Святым Духом, а через Них и друг с другом, как рядом с нами стоящими, так и незримо, но неисходно силой любви живущими в памяти наших сердец родных, близких и знаемых наших, живых и усопших. И Господь выявляет Свое присутствие тем, что беседует с нами, вводя в евангельские события через слышание слова Священного Писания, выявляющего наше отношение к Богу подобно отношению голоса и эха. А что такое эхо? Звук отраженный, который существует, пока не теряет связи с источником звука и в случае эха человеческого голоса обнаруживает присутствие чьего-то невидимого «я», присутствие кого-то. Бог и есть этот Источник – Тот, Кто говорит нам словами Писания. Причем: «Он сказал, – и сделалось, Он повелел, – и сотворились» (Пс. 148, 5). Он называет несуществующее, как существующее (Рим. 17, 21). Мы не можем видеть Его «Я», но действием отношения к услышанному опознаем присутствие Его среди нас.

Каждый из нас, внимая его словам, по-своему способен осмыслить самого себя и всех остальных, как эхо Божиих уникальных неповторимых призывов. Все призваны Им из небытия в бытие в конкретности уникальных наших бесчисленных «я» для возрастания в меру друзей Божиих (Ин. 15, 15), но мало избранных, согласных на такое призвание. Когда же силы наши для достодолжного ответа угасают, Бог посылает своих вестников, которые способны к слышанию слова Божия и могут его выразить понятным для нас образом и пробудить нашу ревность к достижению благой цели. И, как Он в древности посылал пророков, так и Сына Своего послал к нам (Гал. 4, 4), чтобы и мы в ХХI веке слышали Христа Спасителя, как и святитель Спиридон Тримифунтский, родившийся в 70-е годы третьего столетия на третьем по величине острове в Средиземном море – Кипре, тоже слышал Его. Ко времени его рождения больше, чем два с половиной столетия существовала христианская Церковь, основанная на Кипре апостолами Павлом и Варнавой.

Спиридон родился в простой крестьянской семье, с детства сеял и жал хлеб, был пастушком, подрос, женился, девочка родилась. Так же, как мы за богослужением в храме то же самое слышал Священное Писание и к своей жизни применял: бегать от блуда, всякой скверны и греха, быть милосердным, не говорить никому лжи, не делать зла. Так он и жил: третью часть от трудов своих отдавал на нужды Церкви, другую – для семьи, а третью – всем, кто нуждался и к нему приходил. Никогда в этом никакой корысти для себя не имел и не требовал ничего назад. При жизни он творил бесчисленное множество разных чудес во славу Божию и на утешение людей, и потому всегда ощущал себя именно эхом голоса своего Творца. И никогда не терял из виду, что он соткан любовью Бога, и поэтому действовал силой богоподобной ответной верной любви, которая из него, как из источника, беспрестанно источалась. 78 лет прожил он на своем Кипрском острове и, после того, как жена его скончалась, был посвящен во епископа города Тримифунта. Будучи на I Вселенском соборе в 325 году с другими духоносными отцами поборником исповедания апостольской православной веры, когда зашла речь о нераздельности и неслиянности Святой Троицы, он, простой, не книжный человек, не учившийся теоретическому богословию, а с кротостью и смирением несший свет и силу его в своем чистом сердце (Мф. 5, 8), по откровению свыше и повинуясь Духу Божию, взял обычный кирпич, сжал его в ладони – и на глазах у всех присутствовавших пламя вырвалось вверх, вода потекла вниз, глина осталась у него в руке. И стало всем явно Триединство Святой Троицы – Бога, явлена неслиянная Триипостастность Единосущного Бога. Так заставил он замолчать безумие кичливых рационалистов, «мудрых мира сего» (1Кор. 3, 19), симпатизировавших Александрийскому священнику Арию, впавшему в пагубную ересь.

Когда же он с собора приехал домой, умерла его молодая и красивая дочь. И только что ее похоронили, как на второй день приходит к нему селяночка со слезами и говорит, что последнее сбережение, приготовленное на смерть, отдала на сохранение ей. Спиридон пошел вместе с ней к могиле своей дочери, и во Имя Господа нашего, ждущего нас на суд совести и воздаяние земных деяний по всеобщем Воскресении, вопросил, как утешить рабу Божию, и дочь ему отвечает: «Отец мой, я взяла порученное мне и положила там-то – пойди и найдешь». Святитель пошел, нашел и отдал просимое, и потом сказал: «Теперь, родная моя, почивай в мире до Второго пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

А что происходило по его кончине?! Господь через него, через его целокупные мощи, до сегодняшнего дня не перестает творить благие зна́мения и чудеса тем, кто к нему прибегает с верой. В VIII веке пришли мусульмане. Тогда мощи всей христианской общиной были взяты и перемещены в столицу православного христианского мира – Константинополь и находились там до ХV столетия. Когда город завоевали, тогда мощи святого были перенесены на остров Корфу под протекторат Венецианской республики. С тех пор местные островетяне поставили святителю Спиридону храм и раку для его мощей, и он там нетленно почивает. Современные люди конца ХХ и начала ХХI века не могут понять, как это – нетленно, целокупно столько столетий сохраняется бездыханное тело? Решили исследовать с точки зрения науки. Оказывается, когда прикладываются к стопам святителя Спиридона, то ощущают, что они теплые, его мощи хранят постоянно температуру живого тела – 36,6 градусов, более того – ногти и волосы у него растут! Раз в полгода ему меняют сапожки и одежду, и видят, что подошвы истерты, словом, это физиологически обычный живой организм!

Для жителей острова день начинается и заканчивается одним только – обращением к святителю как к своему родному и любимому дедушке. Спиридон для них самый первый и дорогой «старший друг» – без него никто никуда ни шагу: дети перед учебой ежедневно идут к святителю, взрослые берут благословение на работу, а если какие болячки – все к нему, и он всем первый добрый помощник и врач, и отец.

Рака с мощами, когда нет богослужения, обычно закрыта на два замка, ключи от замков бережно хранят всей общиной, – из числа которой избираются два благочестивых христианина, которые утром каждый день приходят и двумя ключами открывают раку, и тогда можно приходить и благоговейно прикладываться к мощам. Однажды была буря в море, и по обычаю пришли открывать гробницу, но не смогли. В это время, в море, один человек оказался захвачен этой бурей и, утопая, возопил: святитель Спиридон, помоги и спаси меня! И тотчас оказался на берегу – вода по нему течет, а он идет прямо к святителю Спиридону в его храм. А там эти двое не могут никак открыть замок. Приходит и рассказывает, что он только что спасся из пучины морской по молитве к святому. И, как только он сказал это, ключи сразу повернулись. Открывают раку, смотрят – а на ногах святителя Спиридона – водоросли…

Для чего земная жизнь? Для чего ее христианское измерение? Для того, чтобы внутреннего своего человека очистить по сходству с чистотой христоподобия, в меру ее пригласить внутрь себя Господа Христа, чтобы Он напитал нас Своими Пречистыми Тайнами – чтобы быть с Ним и нам и единочувственными, и единокровными, и единотелесными, и единодушными, и единодейственными с Ним, а в Нем с Единосущными с Ним Святым Духом и со Отцом нашим Небесным, и со всеми, кто хочет стать богоподобным, как святые – как Николай Чудотворец, как благосердый Спиридон Чудотворец, как наша матушка Матрона Себинская, Московская Чудотворица. С теми, кто хочет быть христианами не формально попостившись в качестве диеты Рождественским постом, а по слову апостола Павла: не блудить, не завидовать, не раздражаться, не искать никакой корысти, а жить во славу Божию и на радость людям, славя великое Имя Святой Троицы – Отца и Сына и Духа Всесвятого! Аминь.