Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как приходит на лице Земли весна и вместе с ней обновляются все жизненные силы окружающего нас природного мира, так наступает и в богослужебном годовом цикле жизни Церкви духовная весна, называемая святым и Великим постом, включающим в себя время Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, предваряющих Пасху Христову. Через волевое и сознательное сопряжение нашей человеческой христианской доброхотности к достижению максимального сходства в единомыслии, единонравии, единочувствии, единодушии и единодействии с Подвигоположником и Спасителем нашим Иисусом Христом, с исцеляющей, обновляющей и преображающей благодатью Святой Живоначальной Троицы, Святым Духом нам подаваемой, мы, взаимодействуя своей свободой с Божественной энергией, в самих себе можем переживать нечто схожее с весенним расцветом сил природы.

Великий пост – это блаженное и святое время, когда мы сознательно, доброхотно и целеустремленно обращены к поиску взаимодействия всех своих способностей и сил с Божией благодатью, чтобы весна духовная пришла в нашу жизнь, расцвела благоуханием христианских добродетелей и произвела добрые плоды прочного навыка христоподобия по призыву апостола: «Подобны мне будьте, как я Христу» (1 Кор. 11, 1). Для этого мы должны направлять движения всех своих свойств таким образом, чтобы они действовали христоподобно: всегда и везде не свою, а Отца нашего Небесного волю творить (Мф. 7, 21). В дни поста Господь беседует с нами Своим словом из Святого Писания и всем укладом богослужения и молитвословий. Господь говорит, что всякий, кто слушает и исполняет Его слова, имеет жизнь вечную, потому что в своей жизни начинает действовать в соответствии с внутренним смыслом этих Божественных слов и опытно доверяет Пославшему Его Отцу Небесному. Именно в прекрасные дни Великого поста христианин начинает ощущать и понимать разницу между существованием и жизнью. В повседневной суетливости, живя «по ветру своей головы», мы, как правило, воспринимаем их, как тождественные понятия. На самом деле они различны: в самобытном Боге существование и жизнь тождественны, но в человеке – существе, подаренном себе Богом через родителей и во всем по цепочке причинно-следственных отношений зависимого от биогеоценоза, это не так. По слову Христову, Отец Его имеет жизнь в Себе Самом, ни от кого ее не принимая, так и Единородному Сыну Своему Он дал эту жизнь иметь в Себе (Ин. 5, 26) из безначальной и бессмертной Божественной Сущности Своей Отчей Ипостаси. Собезначальный Сын предвечно рождается от Отца, а собезначальный Отцу и Сыну Дух Святой, предвечно от Отца исходит, пребывая в Триединстве. Человеку же, существующему не самобытно и не из Ипостаси Бога-Отца, а сущностно-причинно обусловленному всеблагой Божией волей, которая не тождественна ни Ипостасям, ни сущности Божества, как и все мироздание обусловлено всеблагой волей Божией, которой все живет и движется, и существует (Деян. 17, 28), от Триединого Бога дается способность только самовластного действования, но не самоисточного бытия. Как свидетельствовал еще во II веке святой мученик Иустин Философ: «Насколько Бог ни в чем не нуждается, настолько человек нуждается в Боге».

Когда все наши действия в сфере желаний, мыслей, воли, эмоций, чувств, физиологии будут согласны с действиями, которые мы видим в Христовом Богочеловечестве, тогда они будут выявлять себя в словах и делах наших богоподобно, то есть радостоносно и жизнеутверждающе, как это происходит в жизни святых. Например, в жизни святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя сего святого храма, или блаженной старицы Матроны, благословившей написать образ Божией Матери «Взыскание погибших» для Своего сельского храма в селе Себино и прославленного чудесами Пречистой, который в эти дни, окрыляя нас духовно, пребывает в этом храме.

Однажды Матронушка сказала, что ей было откровение: Матерь Божия хочет прийти в их сельский храм в Своем образе, который называется «Взыскание погибших». Священник очень удивился, никогда не слыхав о таком образе Преблагословенной Владычицы, но слепорожденная блаженная сказала, что у него в библиотеке есть книга с изображением иконы, указав на какой полке стоит книга, ее название и страницу с видом образа Богоматери. Когда собрали необходимую сумму, заказали образ иконописцу из села Епифани, Матрона поинтересовалась у него, сможет ли написать икону? Тот ответил утвердительно, но, когда начал работу, понял, что ничего не получается. Иконописец пришел к Матронушке за советом, и тогда она открыла ему его грехи, в которых он не раскаялся, велела ему говеть, на исповеди с сокрушением открыть их Богу перед священником, дать обет перестать грешить, и причаститься. Когда он раскаялся до глубины души – так, что у него явилось отвращение к грехолюбию – тогда почувствовал вдохновение: его силы укрепились благодатным движением всетворческого дыхания Святого Утешителя Духа, просветляющего мысли, эмоции и творческую энергию людей. И так был написан образ Божией Матери «Взыскание погибших», который сегодня прибыл в богоспасаемый град Тулу и в этот старинный и любимый туляками храм.

Благодать Господня приходит в нашу жизнь и выявляется в наших словах и делах не механически, а когда мы движением своего доброхотного желания хотим походить во всем на Подвигоположника Спасителя Иисуса Христа, когда слышим слово Божие и воспринимаем его как бесценное сокровище свое, слагая его, подобно Пречистой Богородице (Лк. 1, 38) в самую глубину нашего духа. Святой Апостол Павел в послании к евреям писал: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: “ныне”, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евр. 3, 16) в пустыне при исходе народа израильского из Египта при Моисее пророке.

Сейчас слыша все это, мы должны сопоставить себя с Подвигоположником Спасителем Господом Иисусом Христом, искать прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), уповать на Бога, просить Господа очистить нас. Весна духовная приходит, когда мы слышим слово Божие и стараемся его исполнить. Мы понимаем, что сами не имеем силы к тому, но Господь приходит к нам в Божественных Тайнах и дает нам Себя и полноту Божией благодати в меру нашей вместимости в самозабвении ради любви к Нему.

В великопостные субботние и воскресные дни, когда совершается полное чинопоследование Божественной литургии, мы в молитвенном общении друг с другом, приходим к Отцу Небесному, обращаемся к Нему как к Врачу, просим Его очистить, исцелить и преобразить нас. В родительскую субботу мы особенно в молитвенном служении христианского братолюбия ощущаем всех тех, с кем кровно связаны неразрывной, не только генетической связью, но и благодарной памятью по дружбе и богозаповеданной любви. Приходим в храм, чтобы реально войти в общение со Христом не ради себя, а ради почивших родных и близких, просим Господа передать им дар нашей жертвенной любви, благоухающей в великопостное время, одарить их плодами нашего христианского воздержания, приносящего благоухание христианских добродетелей.

Мы знаем, что как мы сами больны грехолюбием, так и предки наши страдали этим зловредным навыком и такими ушли из земной жизни. В XX веке наши родные в большинстве своем, благодаря богозабвению и богонечувствию, умирали в состоянии одержимости бесами гордыни, тщеславия, богозабвения, но нами этот порочный круг может быть разорван, если будем жить по заповедям Христовым и в частности будем доброхотно принимать участие в Божественной литургии благодатных и благословенных родительских суббот святого Великого поста.

Да дарует нам Господь не проходить мимо такой благодати и принимать ее с благоговением и благодарностью, обретать опыт преображения всех своих тварных способностей по подобию Христова смиренного и кроткого (Мф. 11, 29) Богочеловечества, и полученный дар христоподобия через Самого Христа молитвенно передавать нашим родным и близким, усопшим о Господе в надежде воскресения и жизни вечной, а так же перешедшим в мир иной внезапно, без покаяния, чтобы и нам по всеобщем Воскресении единодушно с усопшими родными и знаемыми нашими, со всеми святыми славить великое имя Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь!