Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне, в настоящем церковном собрании в ответ на приведший нас сюда поиск, Подвигоположник  и Спаситель наш  Господь Иисус  Христос обращает к нам слово и раскрывает смысл того, что происходит с любым человеком, естественно обладающим по дару сотворенности своей Богом по образу Его (Быт. 1, 26), словесной способностью. Слово, как  физическое явление — всего навсего разночастотное колебательное движение входящих в состав  воздуха, молекул и атомов, которое воздействует на наши барабанные перепонки, а те возбуждают  электрические импульсы в наших нервных окончаниях, которые передаются в наш головной мозг, где благодаря функционированию системы нейронных связей у нас является мысленный образ информационной сути, адресованной нам иным разумным существом.

Вместе с воспринятым нами смысловым значением мысленного образа возникает то или иное отношение нашего личностного центра, нашего самосознающего и властно обладающего функциями своего естества нашего “я“ к этому образу. Затем возникшее отношение, формирует в нас движение воли, собирающей вокруг себя все присущие нам творческие силы, чтобы сформировавшаяся идея осуществилась как внешняя по отношению к нам реальность для возможного взаимодействия с ней.

Таким образом, слово есть выраженное во вне произведение личностного духа: сознательной, волевой, творящей, эмоциональной и совестной силы, присущей каждому из нас по единому и общему всем людям человеческому естеству. Это не просто звуковая волна. Она является вместилищем биохимической энергии, которая несет на себе энергию конкретной личности — разумную духовно-нравственную силу. Мы не знаем механизма трансформации духовного феномена в физический и опять в духовный, а просто естественно переживаем его результат как свою жизнедеятельность, оцениваемую нашим духом.  Слышим шумы и понимаем: это просто механический звук, а это — сверчок поет, корова мычит, или петух возвещает зарю, и ветер гудит в трубах, или обнаруживает себя иное явление окружающего нас мира.

Слово — это звучащий сгусток разумной информации, рожденной творчеством конкретной личности, сообщающей информацию во вне себя неким знаком: звуком, словом, фразой, жестом, используемыми предметами, гомогенными или гетерогенными по отношению к собственному естеству субъекта, действующего на другого индивидуума и ожидающего отклика отношения к данной информации от других личностей. При этом общая для всех людей словесная способность может действовать в нас по-разному. На одну и ту же информацию два человека, услышавшие ее одновременно и находящиеся в одной и той же ситуации, могут среагировать совершенно по-разному. Отчего? От того, что наше сердце, но не мышечный моторчик нашего телесного организма, обеспечивающий жизнедеятельность нашего тела, донося, до каждой его клеточки питательные вещества и выводя продукты распада, осуществляя обмен веществ,  но сердцевина нашего духа, средоточие нашей личностной инаковости — является абсолютной уникальностью, от которой исходят и куда возвращаются все наши мысли, желания, эмоции и творческие импульсы.

Духовное сердце действует в нашем духе, в нашем самосознании, сознании и подсознании, объемля его рассуждающие, волевые, эмоциональные и моральные способности, будучи оттиском, эхом голоса Триединого Бога, выявляющим уникальное отношение Святой Троицы к каждому человеку, оно отличает каждого из нас от всех прочих живых существ. И от того, что является сокровищем нашего сердца, напрямую зависит характер нашей жизнедеятельности, ибо по слову Господа: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).  Для разумного существа сокровище содержится в ответе на вопрос о смысле всех смыслов.   Именно это знание отличает людей от всех животных, являя нас нравственно ответственными в действиях, а значит и личностно свободными в своем разумно-предпочтительном выборе, мотивирующем наше поведение.

Сила нашей свободы, определяемая осознанием конечного и в его свете ближайшего смысла нашего существования и деятельности, формирует в сердцевине нашего духа индивидуальную ценностную шкалу и определенный навык отношения, который  увлекает за собою все остальные душевные и телесные энергии и способности, актуализирующиеся в слова и поступки, в нашу жизнедеятельность. Так проявляется многообразие наших характеров и жизненных судеб. Слово через смысловое свое значение действует по закону межличностного общения (Пс. 17, 26-27): с кем поведешься, от того и наберешься.

Так и теперь Господь нам говорит о том, что Он  осуществляет здесь и сейчас с нами, предлагая образ сеятеля, вышедшего на свое поле, чтобы сеять семя слова Божия, то есть овеществленную энергию несозданного Божественного жизненосного и жизнеутверждающего действия Бога-Слова, сила Божественного разума Которого, конечно же, сильнее и могущественнее и жизненосней,  нежели чем словесная энергия любого, даже самого интелектуально-совершенного ученого человека, с любыми нобелевскими премиями и медалями.

И Божие слово, которое мы слышим, проникая в наши сердца, в нас действует по-разному. Если сердце черство от себялюбия, то слово, подобно зерну, упавшему на проторенную дорогу, будет или затоптано, или склевано птицами, а все возможности, которые потенциально есть в семени, никогда не раскроются. Если сердце наше забито суетными заботами земного благополучия, то семя слова Божия упадет в каменистой почве, прорастет, потому что есть земля, есть влага и тепло в воздухе. Но только стоит солнышку подняться повыше, его лучи и жара убьют этот росток, потому что у него нет достаточно возможности развить свою корневую систему, получить питание, из-за недостаточности влаги нет возможности бороться с жарой и оно погибает, как гибнет под натиском себялюбия в суетной круговерти богозабвения окаменелое богонечувствием духовно-нравственное человеческое сердце.

Иное семя падает на хорошей земле, но там уже сидят сорняки. И они со всех сторон растут, и отнимают все соки, и никто не приходит их полоть, и глохнет расточек, погибая, как сердце, желающее угодить не Богу, а кому и чему угодно, кроме Него. Только то семя, что падает на добрую почву самозабвенного боголюбия, прорастая, дает семечку набрать силу и зацвести, и получить завязь, и набрать крепость, и явить плод во всей его полноте, как совершенное завершение раскрытия вложенных в семя потенций. Так Господь говорит о Своем соработничестве с нами. Он сеет, на Своем поле, Им созданном и возделываемом поле наших сердец, потому что, как и все многообразие созданно существующего, мы живем и движемся, и существуем не из самих себя, а по причастности действию Божией благости (Деян. 17, 28; Кол. 1, 16).

Чтобы стать подобными Богу, мы должны решительно захотеть научиться правильно принимать в себя Его благодатное слово, находя в нем удовольствие от даруемого нам Божественного истинного смысла. Тогда оно, по закону резонанса, усвоившись нашей человеческой разумной словесной сущностью в качестве нашего опытного познания, станет нашей собственной энергией, затем — привычной, второй натурой. Тогда источаемая Богом доброкачественная и жизненосная смысловая энергия, Его Божественное слово, отзовется в нас богоподобными добродетелями. Они не существуют в нас сами по себе, но деятельно находятся в нас как проявление доброхотно нами усвоенного, по выражению преподобного Серафима Саровского, стяженного Божественного смыслового замысла, наполняя и насыщая наши естественные свойства богоподобием в деятельности.

Любовь, кротость, вера, чистота целомудрия, милосердие, воздержание – все это по сути своей есть свойства Божественной природы. И они могут пронизывать сообразные Божественному Первообразу природные свойства богозданного нашего человеческого естества, отпечатываться и действовать в нас, как наши собственные свойства, доброхотно благоприобретенные нами в межличностном общении по сходству с Триединым Богом.

Тогда мы сможем о себе засвидетельствовать вместе с апостолом Павлом, что и мы видим и знаем, что теперь уже живем не только мы, а живет в нас Христос (Гал. 2, 20). И в молитве, и в чтении Писания и творений святых отцов, и в исполнении евангельских заповедей. Невозможно будет не сосредоточить внимания нашего на Боге, не поблагодарить Его, за все и за всех.  Мы приняли семя Христова Богочеловечества в день своего крещения, и оно всеяно в нас, и теперь наша христианская жизнь должна нас побуждать к тому, чтобы внимательнее наблюдать, изучать, вслушиваться, что происходит с движением наших мыслей, желаний, эмоций, чувств и плоти.

Что в них и как действует? Есть ли в них место Христу — Господу Богу нашему? Мы же обещались при купели крещения, сочетаться с Ним, отрекшись от сатаны, от всех дел, гордыни и от всего служения его. Не забыли ли мы в суете повседневных хлопот внимательно заботиться, чтобы зернышко Христова Богочеловечества в нас росло и приносило плод богоподобия, преобразуя как зерно в земле, в цветущее и многоплодное растение нашу падшую природу в христоподобную и богодвижную?

И в этот праздничный день, когда мы вспоминаем блаженной памяти наших предков, сто пятьдесят лет назад живших здесь, мы знаем, что и тогда, как и сейчас среди нас, были люди преклонного и среднего возраста, и молодежь, что и детей рожали, и хотели не просто дышать свежим воздухом, пользоваться  благами, которые дает земля, но и бережно взращивали в себе святыню христианства, поэтому построен был этот храм. А уже их дети и внуки решили, что не надо им ничего из устаревшего жизненного уклада, покрытого многовековой пылью.

Но когда пришла Великая Отечественная война 1941-1945 годов, то передумали, нет надо, надо вернуться к добру и благу наших дедов! Это богозданное добро, которое с рождения естественно есть во всех нас и во всем подаренном нам Богом мире, и заявляет о себе, особенно в жизненных испытаниях, звучит сильнее, так что мы хотим вернуться и возвращаемся на путь святого Православия.

И мы сердечной молитвой нашей будем просить сегодня у Бога спасительного прозрения и усвоения себя действию Его благодати, которая подвигла бы нас, не просто отстоять богослужение под этими обновляющимися сводами, не просто пение и проповедь послушать, да на окружающих посмотреть,  себя показать, но ощутить наше отношение ко Христу, к дару в Нем находящегося нашего потенциального богосыновства, да плотские похоти все поправше, духовное жительство твердо пройдем и прославим со всеми святыми всесвятое имя Отца и Сына и Духа всесвятого во веки. Аминь.