Словом мира и любви о Христе в благословенный день празднования Пресвятой Госпоже Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, когда и здесь, на той части нашей богоспасаемой Тульской земли, которая еще пращурами нашими была вседушевно искренне посвящена в удел Царице Небесной, так что град сей усвоил себе Ее радостоносное имя и называется Богородицком. В нем мы единомысленно, единодушно, единонравно и единодейственно с православной полнотой сербского Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон и со всем святогорским братством, и со всей православной христианской вселенной ныне прославляем Пречистую Матерь Божию через те действия и знамения Ее милости, которые Она благоволила явить и сербскому народу, и Хиландарской обители, и сему соименному Ей городу в образе Своем, который именуется Троеручица, чтимый список которого с любовью хранится в этом величественном храме.

Знаем и с благоговением и радостным упованием на благость Богоматери, подарившей нам на вечную память дивную историю, как Она покровительствовала и преподобному Иоанну Дамаскину, когда его за исповедование Православия невинно обвинили, отрубили ему кисть правой руки, а потом Божия Матерь исцелила эту руку, всем показав его невиновность и ревность в стоянии за истину и правду Божию даже до пролития крови. И он тогда с этой иконой, от которой получил исцеление, из Сирии, где жил, переехал в Палестину и приложил к чудотворной иконе серебряный оттиск с той кисти своей правой руки, которая была отрублена и исцелена, и с тех пор эту икону стали именовать Троеручицей. Затем, как по пророчеству преподобного Саввы Освященного, основателя великой Палестинской Лавры, когда в ХIII веке в ее стены пришел подвизаться царственный сербский отпрыск, постриженник русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, будущий святитель Савва, архиепископ Сербский, сын господаря сербского Стефана Немани, то, подвизаясь в Лавре Саввы Освященного, он молился в той келье, где жил и спасался и сам преподобный, основатель Лавры, и куда в VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин принес икону Божией Матери Троеручица. Там же хранился и другой чудотворный образ Божией Матери, именуемый Млекопитательница. И когда Господь призвал святого Савву Сербского стать первосвятителем для своего народа, то еще за несколько столетий по пророчеству преподобного Саввы Освященного, предрекшего, что настанет такое время, когда в наш монастырь придет иностранец царственного происхождения, но мой тезка, мне соименитый, и когда он будет уходить на свою родину, то пускай забирает с собой те иконы, которые пожелает. И когда это осуществилось, в ХIII столетии, то братия говорила, что исполнилось пророчество основателя Лавры, и так эти обе иконы пришли в Сербию. Но когда в ХVI столетии Сербия была завоевана турками-мусульманами, то сербские христиане стали недоумевать, как спасать эти святыни, потому что иноверцы их беспощадно уничтожали.

Но когда, по откровению одному боголюбцу, икону Троеручицы положили в мешок, навьючили на осла, и, как помните было в свое время, еще прежде, при первом гонении на святые иконы в IX столетии, когда прославилась икона Божьей Матери, которую мы именуем Иверская. Вдовица, ее хранившая, и воины, по приказу царя-иконоборца пришедшие убить непослушную женщину и ее сына, а один злодей метнул свое копье и попал в хранимую в их доме икону в щеку Божией Матери, то кровь истекла, и убоялись творить беззаконие. Тогда, на волю Божью положившись, благочестивая христианка опустила икону в море, и она поднялась, как помните, и сама пошла по морю и пришла на Афон, в Иверский монастырь, и с тех пор так там и пребывает, Сама охраняя Иверский монастырь.

Так и здесь этот ослик, никем не гонимый, а невидимо, ангелом Божиим сопровождаемый, пришел из Сербии на Афонскую гору и именно в Хиландарский сербский монастырь. И Матерь Божия одному из подвижников сказала, чтобы Ее приняли и поставили эту икону в алтаре. Когда же в ХVII столетии скончался очередной игумен этой обители, и нужно было избирать нового, то у братии не было никакого согласия между собой: стали воевать друг с другом, раздражаться, ненавидеть, обвинять, проклинать, бесчинствовать, тогда Царица Небесная показала Свой особый знак: пришли, а иконы в алтаре нет. И увидели Ее стоящей на пустом после смерти игумена настоятельском месте, напротив иконостаса, тогда икону водворили на обычное место в алтаре. Храм опечатали, поставили снаружи стражу, приходят утром, а икона опять стоит на игуменском месте. И так до третьего раза. Тогда Божия Матерь дала откровение одному из благочестивых старцев этого монастыря и сказала: здесь у вас больше не будет игумена, Я буду вам через Свой образ Игуменьей. И так до сего дня в этом Хиландарском монастыре игумена нет, есть проигумен, то есть представитель, наместник Божией Матери. И все послушания в жизни обители монахи ежедневно начинают с того, что подходят к игуменскому месту, к чудотворному Образу Божией Матери Троеручицы, полагают три земных поклона и берут у Нее благословение на все свои труды и подвиги.

Богоматерь – надежда наша, не только даровавшая Богу Слову, Единому от Святой Троицы, возможность Собой возглавить человеческий род, и чрез это подавшая человеческому роду, а значит и нам с вами, через Себя в Сыне Своем возможность опытно входить и приобщаться спасительного дара возглавления Богочеловеком Иисусом Христом всей истории бытия Церкви и всего мироздания. Поэтому и в личной жизни каждого из нас важно на биологическом уровне быть органически соединенным с Ним, Ее Сыном – Господом нашим и Владыкой всей вселенной. Жизненно необходимо нам быть органически единокровными и единотелесными с Господом Иисусом Христом, а затем через Него искать того, о чем в каждый Богородичный Праздник нам Дух Святой открывает через святого апостола Павла, когда говорит, что в нас должны быть те же самые мудрствования, которые и во Христе Иисусе, чтобы наша рассудительная способность пробуждала бы в нас правильный поиск доброкачественных духовных и нравственных ориентиров, чтобы мы не путали добро со злом, а четко разделяли и правильно определяли, где подлинное добро, а где ложное, и добра подлинного держались и им исполнялись: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5), — говорит нам устами апостола Господь Бог Дух Святой Утешитель.

И когда мы приходим в этот праздничный день к образу Божией Матери, именуемый Троеручица, и в памяти нашей возникают упомянутые исторические благознаменательные вехи, то поиском нашей познавательной способности, выявляется их внутреннее смысловое значение, и возникает правильно поставленный вопрос: а для чего каждому из нас это нужно знать? Разве оно в чем-нибудь пригодится? Наверное, к чему-нибудь да пригодится. Прежде всего для того, чтобы понять, для чего мы зачаты, для чего живем, для чего движемся к смертному часу, которого никто не избежит.

Что откроется в этом смертном часе для каждого из нас? Через богооткровенный смысл нашей жизни, показанный во Христе, откроется истинная доброкачественность, если будем Ему подражать, или обнаружится злокачественность, если не будем схожи с Ним. В добре и зле, которые мы сами самохотно в своей жизни избираем и в соответствии с этим выбором затем и поступаем, будучи оцениваемы Богом и окружающими нас людьми, а по смертном часе будем познаны всеми, кого теперь не видим, считая их мертвыми и несуществующими, но кто нас видит и знает таковыми, какие мы есть на самом деле. Поэтому будем просить у Пречистой Девы, чтобы не напрасно проходили наши годы, десятилетия, дни и минуты, чтобы мы научились мудрости христоподобия и всегда, не путая свет со тьмой, избирали бы истинное добро, зная, что оно в Сыне Богородицы, и к Нему приходили как к единому на потребу (Лк. 10, 42). Чтобы в доброхотном сходстве действий с Ним мы исполнялись и в мыслях, и в желаниях, и в словах, и в поступках своих вохристовления (Гал. 2, 19; Гал. 3, 27), христоподобия (1 Кор. 11, 1).

Поэтому в этот праздничный день вседушевно поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников и именинниц с днем тезоименитства и имею для себя приятную возможность принести видимые знаки нашей архипастырской благодарности и признательности и призвать Божье благословение на предстоящие труды тем, кто многолетно и усердно, по-христиански доброкачественно, трудится в этом дому Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во славу Божью и на радость людям. Аминь.