Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот уже более чем два тысячелетия из года в год, из поколения в поколение по всему лицу земли Святая Соборная Апостольская Христова Церковь, обращаясь к факту священной Евангельской истории встречи в Божьем храме в Иерусалиме принесенного на руках Своей Матери сорокадневного Богомладенца Иисуса Христа в сопровождении Ее праведного обручника и названного для Иисуса отца, старца Иосифа, а так же встретивших их там древнего годами ученого мудреца Симеона и старицы пророчицы Анны, дочери Фануилевой, которым обещано было, что до тех пор не умрут, покуда своими глазами увидят исполнение обещания Божьего, данного прародителям еще в раю, сразу после их грехопадения (Быт. 3, 6), о том, что та цель, ради которой Бог сотворил все мироздание и человека, поставив его в центре этого мироздания, чтобы через него, как через существо личностное, все сотворенное Богом многообразие жизненных форм, могло бы в межличностном взаимодействии с Триипостасным Богом войти в неслитное, нераздельное, неизменное и неразлучное соединение, будучи возглавлено Личностью Единого от Святой Троицы, Единородным Сыном Божиим, в Себе Самом являющем двойное единосущее: по Божеству с Отцом и Святым Духом, а по человечеству со всеми людьми и всем материальным миром, став Спасителем — Емману́илом (Ис. 7, 14).

Потому что по факту творения, по дару существования все причастно Богу: все Им живет, и движется, и существует (Деян. 17, 28), ибо Бог благоволит Свой внутренний замысел вывести во вне Самого Себя. Для этого нарицая творчески осуществляет его иноприродным Создателю для взаимодействия с Собой. Осуществленный Божиим мирородным умом мир, каков он есть по сути, форме, движению, и свойствам своего существования, лишь отражающим неисчерпаемую благотворность Божественного естества Создателя и имеющим естественное устремление к взаимодействию с Ним.

Но не ради только демонстрации невидимых сил Божества вызвано благостью всемогущего Создателя из небытия к бытию все многообразие созданно существующих жизненных форм, а ради восхождения на новую ступень приобщения Своему Творцу и заботливому Промыслителю, Который благ и только благое творит. Его промыслительным действием и обо́живающими энергиями через богозданного человека (Быт. 1, 26), существо личностное, суверенное, разумное, самовластно-свободное в направлении движений свойств своей природы, все мироздание может войти в межличностное  общение с Богом, более внутреннее, глубинное, неразрывное соединение естеств Безначального, Бессмертного и получившего начало, поэтому ограниченного и способного умирать, но в случае воспринятия в Личность Единого от Святой Троицы в силу общения свойств стать совершенно богоподобным по благодати, то есть обо́житься.

В богословской традиции греческих святых отцов такое соединение несозданного и сотворенного естеств называется «соединением воипостасным», когда сущностно разные природы, могут так пронизывать друг друга, что происходит обмен свойствами, когда действия, выражающие сущность одной природы, начинают себя проявлять в другой природе, как ее собственные действия, что со всей ясностью явлено в таинстве Боговоплощения, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14-15).

Действия Божественной природы могут проявляться в природе тварной как собственные друг другу, если соединены не внешне, а внутренне обладаемы одним и тем же самым их Властелином. Во Христе, в Его самосознающей личностной Инаковости, то есть в Ипостаси Единого от Святой Троицы, Единородного Божия Сына явлено двойное единосущее: по безначальному самосущему Божеству со Отцом и Святым Духом и по воспринятому Им в Себя и привитому к природному Его Божеству единосущному со всеми миллиардами людей единому и общему у всех них человеческому естеству.

Поэтому в Нем может быть осуществлено для единосущных Ему по человеческому естеству людей органическое соединение с Ним и в Нем со Отцом и Святым Духом через таинство Крещения, по образу привития к лозе ветвей (Ин. 15, 5). Так становится возможным в Нем и через Него и приобретение людьми богоподобия по доброхотному сходству с Ним. Так человеческим личностям открывается возможность вхождения в живое межличностное общение с Триединой Личностной жизнью Божества Отца и Сына и Святого Духа.

Тогда весь мир, которым каждый из нас, как личность, как властная самосознающая реальность обладает, распоряжаясь всем, не только атомами и молекулами, составляющими плоть индивидуума, но через плоть – и всей землей, на которой живем: и Солнцем, и Небом, и Космосом. Так, что когда мы в хорошем расположении духа, то вместе с нами и через нас все ликует, и все радуется, но если в плохом состоянии духа, то и нам самим тошно, и все страдает вокруг, и весь мир стонет и плачет. В каждом из нас и через нас весь мир славословит или хули́т Бога, спасается или погибает.

Событие, которое сегодня положено в основу праздника, есть торжество от радости встречи различных по жизненному опыту людей с Самим Богом, во исполнение той благой воли, которую Бог изрек на заре человечества, как закон его присноблагобытия, чтобы ощущать торжество радости: быть всегда, везде и во всем только Божиим. Для этого и народу Израиля повелено было Богом всякого перворожденного мальчика, в сороковой день его жизни, родителям принести в храм Божий и посвятить его Богу, чтобы знать, что с этого мгновения этот младенец находится в совершенной, абсолютной Божьей власти: только Бог властен над жизнью его и над смертью его.

Такая встреча с Богом, с таким внутренним расположением мысли, желаний, чувствований может открыть в глубине человеческого духа источник неиссякаемой радости, ибо в состоянии непорочной детской доверенности Богу, как Отцу, сообщаемой младенцу любовью его родителей, когда сердце чистое (Мф. 5, 8), то Бога можно и увидеть, и услышать, и по-младенчески радостно улыбаться Ему, а взрослея, и понять, и принять, как смысл всех смыслов нашей жизни. И через себя, и с собой непоколебимой верностью Ему привести все в общение с Ним, весь подвластный нам и подаренный каждому из нас Богом мир. И как бывает радостно, когда вручаешь себя родному желанному человеку, всей полнотой своего существа, так и еще в большей степени отрадно отдать себя Всеблагому Богу.

Такая встреча, по-славянски «сре́тенье», становится источником неиссякаемой, неуничтожимой радости благобытия и во времени, и по переходе в мир иной. И если все вверено Богу в опыте взаимной самозабвенной любви, когда одна личность доброхотно опрозрачнивает себя для другой до самозабвения, чтобы не тесно было желанному, такая встреча делает возможным проникновение свойств одного в другого, и каждый в полноте, воспринимает другого в себе самом, как и обретает самого себя в другом, радуясь и ликуя в богоподобной красоте, гармонии множественности и единства во Святой Троице и во всех любовью неразлучно, но и неслиянно соединенные с Ней людей и ангелов. И этому торжеству и ликованию не бывает конца.

Мы видим пример такой встречи в Иерусалимском храме в сороковой день по Рождении Богомладенца Христа, в Котором впервые человек полным образом открыл себя для Бога, ибо с момента Его зачатия вся полнота Божества в Нем пребывает телесно (Кол. 2, 9). Младенец, Которого принесла на Своих руках Пречистая Дева в совершенный дар благодарной любви и послушания всеблагому Отцу Небесному, впервые в истории падшего рода человеческого был совершенно Богоподобно чистым и непорочным, потому что Он не был зачат от похоти мужа и жены (Ин. 1, 13) но по благоволению Бога Отца, содействием Святого Духа и самодействием Бога Сына в ответ на смиренное непорочное послушание Девы Марии (Лк. 1, 38).

Непросто смысл этой встречи усваивается людьми. Вот два ветхозаветных человека: Праведный Симеон, который за триста лет до Рождества Христова был в числе семидесяти двух ученейших и мудрейших, и достойнейших, и благороднейших людей израильского народа переводчиком кодекса ветхозаветных священных книг с еврейского на греческий язык. Симеон, которому досталось переводить книгу пророка Божия Исаии, которого недаром наша православная традиция именует ветхозаветным евангелистом, ибо, как и все пророки, и ветхозаветные праведники Духом Святым прозревали (1 Пет. 3, 18-19), что будет явлено во Христе, в Котором человеческое естество взошло во славу сидения одесную Бога и Отца (Мк. 16, 19), чтобы Богу в межличностном общении с людьми в Церкви Христовой быть «все во всем» (1 Кор. 15, 28), Исаия именует Его Емману́илом, что означает – с нами Бог (Ис. 7, 14).

Чтобы это могло осуществиться, нужно было, чтобы Бог воплотился и вочеловечился. А для этого нужно было, чтобы в потомстве первозданного Адама явилась такая чистейшая человеческая личность, как Преблагословенная Дева Мария. Об этом возвестил Исаия: Дева родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил (Ис. 7, 14), что означает «с нами Бог» (Мф. 1, 23).

И когда Симеон в своем переводческом труде дошел до этого места, то исходя из своего опыта, решил, что должно быть в текст вкралась описка, ошибка: не может дева носить дитя во чреве. Надо написать – молодая жена. По немощи поврежденного грехом естества не попросил он у Бога помощи. Господь же, ради личного благочестия его послал ему ангела, который удержал руку Симеона и сказал: Ты усомнился, и до тех пор не умрешь, пока не увидишь исполнения написанного! (Лк. 2, 26).

Для человека естественно испытывать удовольствие от приобщения к Богу, наполнения себя Им через исполнение Его всеблагой воли. Но слишком мало в нас желающих этой сладости. Да если ребенок придет к матери и скажет: мамочка, я хочу уйти в монастырь! Что делается с ней!? Вот состаришься, тогда и думай о Боге, а пока выбрось из головы.

Но ведь только самозабвенная любовь сердца человеческого в личности Девы Марии дает возможность Богу, став нашим братом по человеческому естеству, возглавить Собой все человеческое древо, стать для него и корнем, и стволом, и вершиной, так, чтобы мы, если захотим, смогли совершенно открыть себя в своей встрече с Богом по сходству с Ним. Поэтому нам нужно не только твердо знать, что род человеческий находится привитым на корню к стволу Божества Единородного Божия Сына и возглавлен Христом – Единым от Святой Троицы, но и доброхотно раскрыть себя для органического соединения с Ним.

Нужно чтобы в каждом из нас началось и не прекращалось движение живоносных соков Богочеловечества, дающих каждому конкретному христианину, не лишаясь своей личностной инаковости, выражать свои природные способности богообразно, на радость себе и всему древу человечества во славу Божию. И увидели старческие Симеоновы глаза Бога, по любви к людям, ради их спасения, ставшего Человеком. Тогда Симеон, держа на своих руках младенческое тельце дланию Держащего всю Вселенную, благодарственно исповедал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк. 2, 29-32).

Ему единодушно вторила глубокая старица, Анна пророчица, дочь Фануила, безвыходно жившая в служении Богу и людям в чистоте и целомудрии при Иерусалимском храме от раннего вдовства своего. Мерой чистоты наших сердец (Мф. 5, 8), раскрывающейся действием ответной сыновней кроткой и смиренномудрой любви каждого из нас к Богу, свидетельствуемой неуклонным исполнением нами воли Божией, способны мы молнию Божественной благодати неопально привлечь, принять, вместить и удержать, в чем да поможет нам Господь, молитв ради Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь.