Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы слышали слово Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа в котором Он сравнивает Себя со светом.  Свет – это удивительная сила, которая действует многообразно в окружающем нас мире, все так или иначе причастно ему. И каждый из нас имеет в себе некую часть тех свойств и действий, которые присущи свету. Источником света в видимом мире, в котором мы живем, осознаем самих себя, погружающим нас в действительность является солнце. И все многообразие жизненных форм причастно его энергии. Каждый листочек, пылинка, цветок растет, созревает и размножается, потому что и они причастны свету, не сущности солнца, каким оно является как термоядерный реактор, но усваивая в себя действие, энергию солнца, трансформируя ее в жизнедеятельные силы своего существа. Все реагирует на этот свет по-своему, к примеру, камень будет накаляться или блистать под его лучами, растение расти, цвести и плодоносить, животные греться, черпая у него энергию жить.

И мы по-своему причастны солнечной энергии, взаимодействуем со светом разнообразно: и как неодушевленный предмет, и как растение, и как животное. Но мы имеем особое, личное, разумное его восприятие, которое пробуждает в нас осознание чувственных впечатлений и ощущений. Свет через хрусталик нашего глаза воздействует на зрительные нервы, и начинается электромагнитная реакция, возбуждающая электрические движения в нервной системе и мозге. А наш дух, наше «я», осознает их, как, некое художественное произведение живописца.

А звуки музыки вызывают в людях целый огромный мир эмоций, переживаний, движений чувств, которые побуждают к действию, достижению цели. Это – иной образ причастности взаимопроникновенного обмена свойств. Аналогично в межличностном общении по сходству. Происходит обмен свойствами между взаимодействующими. И наш триипостасный Бог, для того, чтобы мы поняли, каков и кто Он есть, стал Одним из Лиц Святой Троицы и одним из нас, потому что мы в межличностном общении по сходству с Ним можем знать себя изнутри во всем многообразии своих проявлений и достигать в доброхотном соединении с Богом, по сходству с Ним как с Идеалом всех наших  идеалов конечной своей цели — богоподобия.

Но наши наличные проявления далеко отстоят от Того, в Ком мы видим проявление абсолютной нормы человечности – Богочеловека Христа, Спасителя мира Он действительно есть Солнце человечества, тот самый источник света, который открывает нам, прежде всего, правильное представление и понятие о себе самих. Мы знаем по опыту, какими бываем: и скотоподобными, и бесоподобными, теряющими человеческий облик только кажущимися людьми, не будучи ими. А что такое быть человеком в действительности, впервые было явлено и понято в Нем, во Христе, Сыне Бога Живого (Мф. 16, 16), и сыне Девы Марии. Нам известно начало Его жизненного пути и завершение. Он своим единосущным со всеми людьми человечеством, зачавшимся в лоне Матери-Приснодевы, восходит в самоотверженном подвиге послушания всеблагой Отчей воле жертвенной любовью к Богу Отцу в одесную Его сидение и всем нам через Свое пророческое служение, Крестную смерть, Воскресение и Вознесение.

Он, как свет, показывает на Своем примере, как эталоне и начало, и завершение. Но чтобы мы могли войти в ту славу, в восприятие той полноты радости и счастья, которые имеют Он Сам, Его Отец и Дух Святой. Мы доброхотно должны осуществить себя в межличностном общении с Ним в органическом единстве. Потому что мы, как люди, имеем возможность быть причастными друг другу не только биологически и физически, но еще и личностно, по сходству в солидарности, дружбе и взаимной любви. Через единство со Христом мы доброхотно по сходству с Ним, начинаем жить иначе христоподобном, тогда Дух Святой наполняет нашу личность своим действием, одухотворяет Своим присутствием. И тогда можно сказать о человеке, насколько он – друг Иисуса, и чем обогатился от этой дружбы.

Нам дано счастье быть детьми Божьими, но в действительности это случится не тогда, когда механически повторяются слова молитвы «Отче наш», а сердцем своим человек ощущает свое единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие, единодействие со Христом именно, как сына, радостно проявляющего покорность Отцу Небесному. И об этом Он нам сейчас тоже говорит: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт» (Ин. 7, 37). И у того, кто становится причастным Ему, как Свету Жизни, Дух Святой будет жить, как Его собственная внутренняя сила, и человек чувствует: Христос живет в нем (Гал. 2, 20). В этом проявляется наше сыновство Богу и Отцу.

Вот то ядро, вокруг которого мы с вами и составляем настоящий праздник. Чему радуемся, молитвенно вспоминая исторический факт, пятидесятого дня по Воскресении Христа, когда Дух Святой пришел в христоподобное содружество апостолов и всех учеников Его. И этот праздник – праздник ликования, что мы можем, наконец, во свете Христовом понять промысл Его о нас, и правильно откликнуться на него всем сердцем своим. И в соответствии с этим откликом получить реальную силу в восприятии Духа Святого. Аминь.