Все больше туляков приходят в Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь, чтобы принять участие в бесплатной экскурсии по всему монастырскому комплексу, которая проводится в последнее воскресенье каждого месяца.

Вот и в это воскресенье экскурсовод Тульского епархиального паломнического центра рассказывал паломникам о древней истории иконы Божией Матери «Млекопитательница», о создании самой Щегловской обители и формировании здесь духовной жизни, о старцах и монахах монастыря, о современных святынях обители, которым паломники, конечно же, благоговейно поклонились.

– Не так давно я узнала о существовании в Туле мужского монастыря, – сказала паломница Ольга. – Выкроила время и, после литургии в нашем соседним с домом храме поехала в Щегловский монастырь. Мне здесь нравится.

– А я еще утром пришла в монастырь на Божественную литургию. Богослужение мне очень понравилось, – сказала Анастасия. –  Я знала, что сегодня будет проведена экскурсия, и с удовольствием приняла в ней участие.

– А я и не знал, что так глубок духовный и исторический пласт деятельности монастыря, – отметил паломник Владимир. – Впервые я узнал о тульской линии старчества, и о том, чем замечателен наш Щегловский монастырь.

Вот что узнали паломники…

В середине XIX века по инициативе и на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина (основатель монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного мужского монастыря – Богородичного Щегловского.

Основатель мужского монастыря Василий Иванович Макарухин обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества. С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Так  было положено начало тульской линии старчества.

Иеромонах Илларион, ученик канонизированного в конце XX века монаха Мартирия (Кириченко), стал в Тульском монастыре братским духовником. Затем духовником Щегловской обители стал глинский иеромонах Дометиан (в схиме Серафим). Он принимал и исповедовал всех, кто к нему шел. Посетителям он дарил скромные подарки: крестик, образок или поясок. К таким подаркам верующий народ относился с особым благоговением.

Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни.

Так созидалась здесь тульская линия старчества – учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинским старцам, продолжателей дела прп. Паисия Величковского, возродившего древнее учение исихастов – священнобезмолвствующих и созерцающих в молитве нетварный Фаворский свет.

Иеромонахи, монахи и иноки Глинской обители принесли на Тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром. Шли сюда и ехали со всей России. Особенно был известен силой молитвы духовник обители, старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский и Тульский.

Основатель монастыря Василий Макарухин из рода мастеров медных дел, позже ставших купцами третьей гильдии. Жизнь Василия Макарухина была подобна жизни инока в миру: труд, благочестие, богослужения, благотворительность храмам и монастырям, молитва, самоотверженная любовь к Богу и ближним, нестяжательность.

Высоко ценил и понимал значение старчества Василий Иванович Макарухин, основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. С годами он все больше задумывался о монашеском житии для себя, о пути духовного возрастания. Василий Макарухин по древнему православному обычаю нашел себе духовника – иеромонаха Никандра, который к тому времени уже был духовником Богоявленского монастыря в Москве и стал наставником Василия на трудном пути послушания ученика  старцу.

Когда созрело в Василии Макарухине решение направить на строительство мужской обители средства, накопленные благочестивым трудом, – и собственным, и трудом отца, дедов, прадедов, словом, всех предков, – он пришел к своему духовнику отцу Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что имеет большое состояние, желал бы употребить его на одно большое богоугодное дело.

Отец Никандр был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о строительстве здесь мужского монастыря — святой обители, места обитания Святого Духа.

Василий был укреплен в своем решении посвятить главный монастырский собор иконе Божией Матери «Млекопитательница», когда в середине XIX века в Россию прибыл этот святой образ из скита святого пророка Илии на Афоне. Безмолвно стоял перед святым образом в Богоявленском соборе Василий Макарухин, отдавал земные поклоны, молился. Сокрыто от нас, какая духовная помощь была явлена тогда Василию, но в том, что чудесное явление было, нет сомнений — ведь вскоре именно после этого события была заказана икона для нового монастыря в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Чудо выбора имени посвящения главного собора Щегловской обители свершилось в сердце Василия Макарухина, пришло ему «в тихом веянии ветра», нам неслышном.

Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» заложили в 1860 году, а освятили в 1864 году. После его освящения архиепископ Тульский Никандр осмелился обратиться в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря.

Василий Макарухин подтвердил  финансовое обеспечение деятельности Щегловского монастыря. В июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Священного  Синода об учреждении Богородичного Щегловского монастыря, собственноручно написав на решении: «Согласен и благодарит».

Все три храмовых здания монастыря: и Богородицы-Млекопитательницы, и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы – имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковнобогослужебными принадлежностями» (Троицкий Н.И., 1896, С. 109). На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня, кирпичный дом настоятеля и деревянный дом-келья Василия Ивановича Макарухина. За пределами монастыря размещались гостиница и больница.

Весной 1890 г. Василий Иванович решается принять ангельский образ — постригается в монахи. 22 апреля 1890 г. резко ухудшилось состояние здоровья В.И. Макарухина. На следующий день он приобщился Святых Христовых Таин и над ним было совершено таинство Елеосвящения.

А через два часа он воспринимает схиму. Схимонаху дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого. Теперь схимонах Варсонофий всецело отдавался молитве.

Ежедневно после ранней литургии схимонах Варсонофий приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой.

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви (во имя св. Пантелеимона) двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — под алтарем северного придела,  посвященного св. Василию Блаженному.

Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия — в 1990 году, а это значит, по его молитвам и заступничеству перед Господом. 2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. 18 июля 1991 года состоялось торжественное открытие монастыря. Сохранились и восстановлены храмы Щегловской обители, сохранены святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям. Святой Дух и в наши дни живет в святой обители.

Молятся верующие святому преподобному Варсонофию. Надгробие над его могилой воссоздано в настоящее время в виде резной раки с большой ростовой иконой св. Варсонофия. В год тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий прославлен по решению Священного Синода в Соборе Тульских святых.

В Богородичном Щегловском мужском монастыре в настоящее время доступна для поклонения та старинная икона Божией Матери «Млекопитательница», которая была написана для храма в честь прп. Никандра Псковского в конце XIX века еще при жизни схимонаха Варсонофия.

А в центральном храме Щегловского монастыря сейчас хранится икона «Млекопитательница» — список со старинной иконы афонской работы конца XIX в., который хранится в Елоховском соборе. При поклонении чудотворному образу иконы Божией Матери «Млекопитательница», который хранится в Щегловской обители, были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока. Матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты о богоданных женихах. И молитвы эти бывают услышаны.

Вечером по пятницам два раза в месяц в Богородичном Щегловском монастыре совершаются водосвятные молебны с чтением акафиста Божией Матери «Млекопитательница».

В 2007 году был вставлен в чудотворную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона ковчежец с частью его святых мощей. А в великие праздники из алтаря выносится большой красивый ковчег с частицей мощей св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Несколько лет тому назад  появилась в храме в честь св. Никандра Псковского чтимая всеми святыня — икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с частицей мощей. Есть в храмах обители иконы с частицами мощей свт. Спиридона Тримифунтского, современника свт. Николая Угодника, святых преподобных старцев Оптинских, св. блж. Матроны Московской и Себинской, св. прп. Николая Алма-Атинского и Казахстанского, свв. прпп. Серафима и Феогноста Казахстанских – бывших иноков Глинской пустыни.

В соборе поставлен мощевик с частицами мощей святых отцов Киево-Печерской Лавры — с иконой Собора Киево-Печерских святых над мощевиком.

Выполняется духовное завещание преподобного Варсонофия: по-прежнему живет и действует в Тульском Щеглове мужской монастырь, является «кормчим, искусным наставником» для монахов, иноков, всех прихожан и паломников в деле спасения души.

Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.

Возрождают духовные монашеские традиции насельники Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

Близ Богородичного монастыря есть ключ-колодец, вот уже лет триста носящий имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. Но еще при самом возникновении монастыря граждане не пожелали уступить тот колодец монастырю, опасаясь, что они будут лишены свободного пользования этой водой. Тогда Василий Иванович распорядился вырыть колодец внутри стен монастыря. Над новым колодцем был устроен четырехскатный шатер, а сруб колодца накрыт чугунной доской, которая представляет надпись, сделанную сквозным церковнославянским вязаным уставом: «Почерпите воду с веселием от источника спасения». Старинный ключ-колодец, который носит имя св. вмч. и целителя Пантелеимона, сейчас также благоустроен, рядом с ним силами благотворителей сооружена купальня.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы