Представители Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, а также прихожане и экскурсоводы Тульского епархиального паломнического центра приняли участие в работе нескольких секций.

Развитие духовных монашеских традиций

Как всегда, Рождественские чтения включали в себя различные секции, отражающие почти все стороны церковной и общественной жизни. Большую заинтересованность вызвала работа секций по направлению «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви», которые работали 22 января 2015 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы.  И это неудивительно, так как в настоящее время идет развитие и укрепление духовных монашеских традиций.

По мнению выступающих, монашество в истории Церкви существовало, прежде всего, не как церковный институт, а как духовное движение, как старчество. В России же монашеская традиция в ХХ веке была прервана на уровне институций, но продолжилась на духовном уровне, и закрытие монастырей не означало конец старчества. По мнению докладчика, настоящего разрыва с традицией в России не было, и носители Духа «сохранили горящим факел монашеской жизни».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы, говорил о поиске практических предложений по предупреждению оставления монашества. Архимандрит Тихон обратил внимание собравшихся на тот факт, что участники навязываемой Церкви дискуссии о так называемом «выгорании» (т.е. деградации, вырождении, расцерковлении) оправдывают оставляющих монастыри иноков, в то время как ни богословских, ни канонических оснований для этого нет.

Архимандрит Ириней (Стринберг), клирик храма свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско (США) Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), отметил, что единственной целью монашества является общение во Христе. Божественная литургия – это основа повседневной жизни монашеской общины, Таинство, через которое Господь обращает монаха к Себе и предлагает ему полноту жизни, которую он ищет. Монашеское братство стремится сформироваться под действием Таинства Евхаристической жизни.

Выступающие  определяли место Иисусовой молитвы в жизни братства, рассказывали о преображающем благодатном действии молитвы и молитве как состоянии души монаха, непрестанно обращенной ко Господу.

Во время обмена мнениями присутствующие говорили о том, что главное деяние монахов – это исполнение заповедей Божиих, покаянная молитва и вопрошение старцев. Монашеское направление Международных Рождественских чтений, по сути, и есть вопрошение старцев, людей, умудренных опытом духовной жизни, – с Афона, из Греции, с Кипра, из Франции, Германии, Великобритании и других уголков земного шара.

Для монашествующих жизнь по совету — необходимая составляющая духовного подвига. Общение с игуменами, игумениями, духовниками монастырей дает возможность узнавать новое, полезное не только из книг, но и из личного духовного опыта этих людей. Учиться, в том числе и монашеству, надлежит всю свою жизнь.

Доклады одной из секций направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» были также посвящены внутреннему уставу и богослужению в монастырях. Святой равноапостольный князь Владимир выбрал православную веру после того, как выслушал своих послов, потрясенных византийским богослужением. Одна из секций направления носит название «Богослужение как основное выражение монашеского делания». Богослужение в своем полном виде сохраняется сегодня в монастырях и является стержнем монашеской жизни. В докладах  говорили об опыте построения литургической жизни монастырей, келейной молитве, святоотеческой традиции, и при этом нет ничего более ценного, чем личный духовный опыт, которым монашествующие делятся друг с другом. Монахи, принимающие участие в работе секций, увидели, услышали, и выражают желание применить то, что может быть применимо.

На Афоне отмечается подчиненность всей жизни монастыря богослужению. Богослужение у афонитов всегда на первом месте. Братия в полном составе всегда молится в храме и только потом исполняет все послушания. Паломники видят, что монахи заняты молитвой, и всеми силами стремятся помочь в обеспечении жизнедеятельности монастыря. Кроме того, несколько часов афониты уделяют келейной молитве. Быт, трапеза, реставрация, стройка – все это после молитвы.

Проблемы и служение городских монастырей

В Сретенском монастыре состоялось заседание круглого стола под названием «Актуальные проблемы городских монастырей и пути их разрешения».

Монастырь призван служить миру. Города освящались молитвой монахов. В свою очередь, вокруг монастырей, которые создавались в удаленных местах, образовывались поселения, посады, города разрастались. Если жизнь монаха сосредоточена во Христе, ему ничто не помешает быть с Богом. Для того и собираются монахи, чтобы послушать тех, у кого получилось что-то хорошее. Очень важно уметь слышать друг друга. Слушание способно подвигнуть к внутреннему монашескому деланию. Первый шаг к совершенству – это осознание своего несовершенства.

— На Рождественских чтениях и других монашеских форумах даются мнения людей, которые живут жизнью монастырей, делятся личным опытом разрешения духовных проблем. Особо ценно то, что речь об опыте всегда идет от первого лица. Площадка для выступлений предоставлена тем, кто отвечает за духовную жизнь обителей, – отметил позже архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. – Если человек считает, что он не нуждается в общении, в духовном знании, значит, он находится в состоянии духовной успокоенности и роста уже не происходит. Важно воспринимать и осмысливать опыт, накопленный не только в нашей Церкви, но и во Вселенском Православии.

Еще одно интересное заседание круглого стола состоялось в Высоко-Петровском монастыре в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председателем круглого стола выступил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, сопредседателем – игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря, ректор Российского православного университета.

Участники встречи обсудили следующие вопросы: ученое монашество в истории Русской Православной Церкви; служение ученого монашества в современном мире; статус ученого монашества и проект Положения о монастырях и монашествующих.

Выступления участников круглого стола позволили посмотреть на проблематику вопроса ученого монашества в истории и на современном этапе с различных сторон.

Игумен Петр (Еремеев) поблагодарил инициаторов проведения круглого стола за выбор Высоко-Петровского монастыря в качестве места проведения встречи. Наместник первого общежительного московского монастыря провел параллель складывающейся традиции послушаний братии Высоко-Петровского монастыря на поприще образования и просвещения с историческим путем обители, начиная с отца-основателя, святителя Петра, поскольку монастырь на различных этапах своего развития был тесно связан с просветительской деятельностью.

По мысли игумена Петра, сегодня перед каждым городским монастырем стоит задача избрать такие формы организации братских послушаний, которые, дополняя единство насельников в богослужении и молитвенном правиле, также способствовали бы их единению и в совместных трудах. При правильной организации, таким послушанием, наряду с обеспечением жизнедеятельности обители, для насельников монастыря могла бы стать работа в сфере науки и образования.

Аспекты культуры, защиты семьи и социального служения

Участники XXIII Международных Рождественских чтений приняли участие в работе секций, посвященных различным аспектам культуры, а также защите семьи, материнства и детства.

22 января 2015 года в Московской консерватории прошла конференция «Русская цивилизация в музыке, литературе и изобразительном искусстве», посвященная осмыслению исторического пути России как великого православного государства.

В докладах шла речь о проблемах русского церковного православного пения и народного музыкального творчества, о современных интерпретациях оперного искусства,  о творчестве скульптора В. М. Клыкова.

Основными темами были: «Русская цивилизация – преемница Византии и посредница в передаче православных ценностей миру»,  «Византийские образы в богослужебной практике».

Секция «Современные вызовы российской семье» работала 22 января в Международном фонде славянской письменности и культуры. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, в своем докладе говорил о российской семье, традициях и перспективах.

Ирина Медведева, директор Общественного института демографической безопасности, выразила свое отношение к вопросу о закрытии детских домов.

Выступающие говорили о помощи детским домам на территории воюющего Донбасса и работе с беженцами, о современных угрозах российской семье и защите суверенитета семьи.

Татьяна Шишова, член Союза писателей России, назвала основные проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях.

Практические и пастырские вопросы помощи ближним обсудили участники направления «Социальное служение: наследие равноапостольного князя Владимира в современной жизни Церкви».

Секции, круглые столы, дискуссионные площадки работали 22-23 декабря в Москве в рамках XXIII  Рождественских чтений. Работу секции, посвященной помощи глухим, предварила Божественная Литургия с сурдопереведом, которую возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

— В этом году в работе направления «Социальное служение» сделан акцент на помощь инвалидам, – пояснила ответственный секретарь направления Ирина Соловьева. – Этой теме посвящены две секции, причем впервые работала особая секция по работе с глухими. Об особенностях перевода богослужения на язык жестов, опыте духовного окормления глухих, опыте обучения будущих пастырей языку жестов и о том, как построить уроки ОПК (основ православной культуры) для слабослышащих детей, рассказали 22 января священники, сурдопереводчики, педагоги в рамках секции «Перспективы пастырской и социальной помощи глухим и слабослышащим людям».

Одна из самых интересных секций была посвящена различным аспектам помощи инвалидам. В рамках этой секции 23 января директор Центра лечебной педагогики Анна Битова рассказала об особенностях правозащиты в сфере психического здоровья.  Координатор проекта службы «Милосердие» Светлана Емельянова представила доклад о том, как изменяется жизненный путь детей с тяжелыми множественными нарушениями развития благодаря занятиям православных добровольцев и сестер милосердия.

Проблемы биоэтики, нравственная оценка врачебной ошибки, воспитание христианских ценностей у студентов-медиков,  православный взгляд на эстетическую медицину и пластическую хирургию – эти вопросы стали предметом обсуждения ученых и практикующих медиков в секции, которую 22 января провело  Общество православных врачей России.

Как учение Церкви о нравственности, аскетическая традиция святых отцов и подвижников, современный опыт диаконии могут помочь в служении милосердия, в духовном развитии, обсудили 22 января в ходе секции «Исповедание христианской веры в служении милосердия».

— Мы задумали эту секцию в связи с тем, что для людей, занимающиеся православным социальным служением, вопросы веры и помощи ближнему связаны, – комментировала преподаватель Татьяна Зальцман. – Становимся ли мы сами лучше, помогая ближним, не растрачиваем ли себя в этом служении? Все эти вопросы непростые, злободневные и требуют осмысления.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы