В воскресной школе Богородичного Щегловского мужского монастыря  состоялась ученическая конференция, которая была посвящена историческому персонажу, сыгравшему огромную роль в истории нашей страны: князю Владимиру, одному из самых известных российских правителей.

Имя святого равноапостольного князя Владимира сохранилось в летописях и былинах, а самое главное дело его жизни, которое прославило Владимира в веках – Крещение Руси в 988 году. Много преданий сложено о князе Владимире. А за то, что при нем взошло над Русью солнце Православной Веры, прозвали его Красно Солнышко.

Языческая Русь сделала первый шаг на пути к Руси Православной, великой стране с богатой культурой и глубокой духовностью. А князь Владимир Креститель был причислен к лику святых Земли Русской.

Детские чтения посвящены князю Владимиру, в них принимали участие воспитанники воскресной школы при Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы. Для своих рефератов юные прихожане Щегловского монастыря выбрали краеведческие и  исторические темы.

Как рассказала руководитель воскресной школы Римма Николаевна Сорвина, ребята очень серьезно подошли к работе – с помощью родителей и преподавателей собирали материалы о святых местах Тульской митрополии, переписывали данные о них в свои тетради.

Как князь Владимир веру выбирал

В самом начале конференции дети показали сценку «Как князь Владимир веру выбирал». Они наглядно объяснили, как и почему равноапостольный Великий князь Владимир выбрал из многих религий Православную.

Чтецы Настя и Соня Дераковы рассказывали, как неблизок путь послов к тайнам благодати, которые отправились «не чужих послушать слов – Веры испытати».

— Всюду княжеским послам и почет и слава. Веру дати рада нам всякая держава.

Потом послы прибыли к князю Владимиру и сообщили ему, что  немало они прошли чужих земель, но краше греческой страны не встретили досель.

— В магометинстве Бог  — Аллах, единый Бог для верных, но веру их спрягает страх, а страх учитель скверный. Латинцы веруют в Христа, посильна тяжесть их поста, но в службе нет величия, в том с греками различие. Нет на Земле таких красот как в Византийском храме! Казалось, там сам Бог, с высот сойдя, ходил меж нами. А у Христа ко всем любовь и милость всем без меры. Мы повторяем вновь и вновь: проси у греков веры!

Миша Костенев в сценке играл роль Добрыни, наставника князя Владимира. А Володя Гирин был самим князем Владимиром:

Князь Владимир поверил послам – своим верным слугам:

— Теперь свидетельствую верно, что этот Бог добрее всех. Пусть Бог меня благословит, пусть окрестит меня архиерей. И Русь мою окрестит поскорей! И там, где курганы были для жертв — пусть храмы высятся везде!

А чтецы Настя и Соня продолжали сказание о Крещении Руси:

— Поселенья и курганы оставляя в стороне, чуть качались истуканы, по речной катясь волне. А в столице первой русской, рано-рано поутру,  шел народ широким спуском на крещение к Днепру. Шел народ к мосткам дощатым, забывая страх и грусть. И пролег тогда Крещатик через всю святую Русь.

О значении Крещения Руси сказал духовник монастырской воскресной школы игумен Феогност (Авдеев):

— В 988 году князь Владимир крестил Русь, и это событие имело огромное значение для страны. Православная Церковь выступала за единство, силу, величие Руси. Православные священники ратовали за дружную семью, за уважение детей к родителям, за заботу о стариках. На Руси стали строить церкви и при них создавать школы, художественные мастерские и библиотеки. Расширились  международные связи страны, началось строительство городов, храмов, распространялась письменность и грамотность. Древний Киев, Великий Новгород становятся крупными торговыми и культурными центрами. В городах появляются новые строения – храмы. Всюду требуются грамотные люди. На Руси появляются рукописные книги, которые хранят в монастырях. Книги переписывали монахи.

Юные докладчики раскрывали тему наследования великого дела св. князя Владимира

Далее ученики старшей группы монастырской воскресной школы в своих сообщениях рассказывали о наследовании великого дела святого князя Владимира – о распространении и укреплении Православия и на нашей Тульской земле.

«История создания Богородичного Пантелеимонова  Щегловского мужского монастыря, главные святыни» — такова тема ученика  старшей группы  Михаила Костенева.

— Прежде строительства монастыря его основатель Василий Макарухин обратился к домостроительству своей души, — рассказывал Миша. — Василий понимал, что перед ним новый путь – постижение монашества, ангельского образа. Без этого могло не свершиться желаемое – создание обители. С помощью Макарухина его будущий духовник Кондрашев переехал в Москву, в Высокопетровский монастырь, где был пострижен в монахи с именем Никандра.

В 1836 году его рукоположили в иеромонахи и перевели в Чудов монастырь. Через 18 лет митрополит Филарет перевел отца Никандра в Богоявленский монастырь и назначил его братским духовником. Где-то в эти годы и попросил Василий Макарухин отца Никандра стать его духовным отцом. И при полном послушании ему возрастал в духовной жизни. А когда окончательно созрело в нем решение направить все свои средства, накопленные благочестивым трудом, на строительство мужской обители, – а капитал был уже изрядный – он пришел к отцу Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить его на истинно доброе и немалое дело.

Василий Иванович в этом большом богоугодном деле хотел не проявлять своей воли, а только подчиниться воле Божией и Божиему Промыслу. Он ждал, что скажет его духовник, чтобы явить послушание и выполнить его наставления. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании святой обители там, где она была утрачена, а именно в Туле. По происхождению отец Никандр был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о восстановлении здесь мужского монастыря, упраздненного при создании на его месте архиерейской кафедры, архиерейского дома.

Собор Тульских святых: св. Матрона, св. Евфросиния, св. Иоанн Тульский

«Собор Тульских Святых: святая блаженная Матрона Московская и Тульская, Себинская» — это тема выступления Коли Сонина.

— Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители, – рассказывал Коля, стараясь донести до слушателей мысль о том, что за молитвенный труд, пост, добрые дела Господь дал святой Матроне великие дары.

— Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова, – объяснял Коля. – Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Ее подвиг своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

О Евфросинии Колюпановской говорил Саша Сорвин:

— На стене в моей комнате висит картина Свято-Казанского женского монастыря, что в селе Колюпаново Алексинского района Тульской  области. На первый взгляд, это просто изображение красивого монастыря, но для меня это духовная родина. Когда в 1998 году я появился на свет, мои глаза были закрыты. Это была полная слепота, с которой мои родители пытались бороться. Мама носила меня причащать в храм преподобного Сергия  Радонежского. Именно там она узнала о чудесах преподобной Евфросиньи Колюпановской. Это была последняя надежда. Блаженная Ефросинья помогла нам, и Господь через свою Угодницу даровал мне зрение! Монастырь и храм в Колюпаново – здесь творятся чудеса, все напоминает о вечности  и трудах блаженной  старицы Евфросинии. Какую  любовь надо было иметь к Создателю, чтобы отказаться от титула «княжны», уйти с поста фрейлины  Екатерины II и принять на себя подвиг юродства…

Тема сообщения Коли Седых, Дарины Павловой – «Кафедральные Соборы г. Тулы.  Святой блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Тульский Чудотворец».

— Не земного, тленного богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых. Его светлый ум и добрейшая душа, просвещенная благодатию Божией, жаждали иного богатства. Среди торговых занятий искал он бесценный бисер – спасение верой. Он очень рано понял суетность и временность этой жизни и всею душою устремился к Богу, вступил на путь юродства Христа ради, когда ему было всего 17 лет.

В этом подвиге есть свойства всех других подвигов: монашеские, подвижнические, мученические и пророческие. За внешним кажущимся безумием скрывается тяжелейший подвиг поста, молитвы, терпения обид и насмешек и всех неудобств житейских: и холода, и голода и всего прочего. Постоянное памятование о Христе распятом было для него как песнь для херувима. Имея эту непрестанную память о Боге, он правую руку всегда держал поднятой вверх.

По воспоминаниям жителей города Тулы, блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Родные его, болея за него душой, старались одеть его в хорошую одежду, но все было напрасно. Он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище. Любовь к ближним побуждала его посещать те дома, где была беда. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, помогал молитвой страждущим.

Всю свою сознательную жизнь он нес величайший подвиг: внешний — летом босые ноги юродивого были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода; даже в жестокие морозы он молился и лишь немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти; и внутренний – великий молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда благоугодный Богу.

— Предание говорит, что однажды по торговым делам был Иван Степанович в городе Серпухове Московской губернии, — рассказывала Дарина. — Около Серпуховского Владычнаго монастыря жила тогда блаженная Христа ради юродивая старица Евфросиния. Она-то, по преданию, и благословила Ивана Степановича на трудный путь юродства Христа ради. Став на этот путь, Иван Степанович смело и твердо пошел по нему.

Старшая группа воскресной школы обучала младшую

Подвел итоги конференции иеродиакон Герасим, преподаватель школы:

— От имени отца наместника и братии нашего монастыря, от лица всех слушателей передаю благодарность всем, кто выступил сегодня перед нами. Старшая группа воскресной школы обучала младшую, передавала ей знания о святынях и святых Тульского края.  Такая форма  изучения  жития святых, наследия своего края полезна ученикам. Думается, что и далее детям воскресной школы следует участвовать в деятельности по исследованию духовного наследия Тульского края, проводить викторины, олимпиады по  этой тематике, участвовать  в постановках сценок, спектаклей на духовно-нравственную тематику, участвовать в паломнических поездках.

Все это вместе взятое и  раскрывает большие резервы для формирования жизненных ориентиров юного поколения.

— Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, счастьем и горем, — сказала в конце конференции Римма Николаевна Сорвина, директор воскресной школы. — Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В заключение конференции всем ученикам старшей группы – участникам конференции – вручили свидетельства об активном участии в организации и проведении конференции.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы