Монастырская олимпиада по Основам православной культуры проведена в воскресной школе Щегловской обители. В ней приняли участие  ученики Основной группы обучения Воскресной школы.

Сначала был проведен урок вместе с родителями, на котором шла речь о церковных праздниках, о встрече Святой Пасхи. А потом началась олимпиада, вопросы которой составлены по материалам Олимпиады «Русь Святая, храни веру Православную!», которая проходила совсем недавно в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете.

Сначала дети выбирали правильные ответы из числа ответов, приведенных после вопросов о седмичном круге богослужений, о том, как называется книга, лежащая на антиминсе на престоле, какое наименование прилагается к русским святым, пострадавшим за веру Христову во время гонений в XX веке, кто были первые святые мученики на Руси – отец и сын, пострадавшие в Киеве при князе Владимире, когда он был еще язычником и так далее.

Ребята сидели над листочками с вопросами и вспоминали все, что им рассказывали на уроках воскресной школы. Мало помалу на листочках выстраивались правильные ответы.

— Конечно, преподобный Нестор Летописец считается автором «Повести временных лет», — комментировал свои ответы после олимпиады Миша Костенев.

— Русские князья Аскольд и Дир жили и стали христианами еще до Крещения Руси князем Владимиром, — рассказывал Саша Авдошин, — они крестились в 867 г.

Один благочестивый русский правитель, живший на рубеже XI–XII веков, оставил своим детям наставление, в котором говорилось: «…В пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя краткую, но лучшую молитву: «Господи, помилуй». Не засыпайте никогда без земного поклона, а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе…». Кто автор этого поучения? Вот такой был задан сложный вопрос. Не все дети сумели ответить на него, потому что не все читали древнерусскую литературу.

— Да-да, это Владимир Мономах, — подтверждает преподаватель Римма Николаевна Сорвина.

Шли поиски ответов и на другие вопросы. Первый русский иконописец – это преподобный Киево-Печерской лавры Алипий. А киевский храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный св. князем Владимиром, назван Десятинным, потому что великий князь выделил на содержание храма десятую долю своих доходов.

Икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) сюжеты из его жития, называется житийной.  А в местном ряду иконостаса слева от Царских врат помещается икона Пресвятой Богородицы.

А потом все решали кроссворд, в котором необходимо было назвать Церковный праздник, который установлен на Руси святым князем Андреем Боголюбским. Назвать принятое у славян название столицы Византийской империи, чин святости, в котором прославляют благочестивого царя или князя, заботившегося об укреплении в народе православной веры и так далее.

Дети рассказывали о своем отношении к церковным праздникам. Они были согласны с мнением, что «Пасха – это, прежде всего, Воскресение Христово. Христос воскрес для того, чтобы спасти род человеческий от греха. Рай снова стал доступен для людей. Не зря Пасху называют еще Праздником Праздников. Когда стоишь на Пасхальной службе в храме, душа радуется и ликует, сразу забываешь обо всем земном. Пасха — радость о Воскресении  Христовом». Дети вспоминали, как православные христиане готовятся к Пасхе, высказывали мнение о том, что надо сделать, чтобы люди стали милосерднее и добрее.

Ученики воскресной школы монастыря устанавливали правильное соответствие между именами святых и их чинами. Нужно было, не путаясь,  ответить, что Андрей Первозванный – это Апостол, который по преданию дошел до Киевских гор и сказал своим ученикам: «На сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать». А в таблице с именами святых напротив имени святого стоял другое определение подвига святого, который относился, например, к преп. Сергию Радонежскому. Преподобный Антоний Печерский – это святой, который при  Ярославе Мудром основал один из первых монастырей на Руси, почитаемый как «колыбель русского монашества». Были вопросы о митрополитах, простых монахах, о благоверных князьях.

— Конечно, нам было непросто ответить на эти вопросы, — рассказала Настя Деракова, — но мы так старались все вспомнить. И было очень интересно вспоминать, нам нравится церковная история.

Победителем монастырской олимпиады стал Саша Сорвин, второе место у Коли Седых. А третье место разделили между собой Миша Костенев и Настя Деракова. На Пасхальном утреннике им были вручены грамоты. А Саша Авдошин получил грамоту за стремление познать истину и за волю к победе.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского  монастыря города Тулы