Социальная служба Щегловской обители предоставила возможность старшей группе центра реабилитации №1 посмотреть новый фильм «Герой» в кинотеатре «Киносити» Гостиного двора.

Все вместе – и старшие друзья, и подростки – сходили в кино. А после просмотра сюжет картины стал темой для серьезного разговора, который состоялся в зеленом дворике Успенского храма.

В военной драме «Герой» раскрывается тема Веры, царя и Отечества. Действие  разворачивается сразу в двух эпохах – во время Первой мировой войны, октябрьского переворота и в наши дни. По сюжету главный герой картины, простой парень Андрей Куликов, приезжает в Париж на могилу своего прадеда, офицера белой армии Андрея Долматова.

Дед участвовал в Первой мировой войне, затем был октябрьский переворот в 1917 году.  Мир перевернулся, он охвачен ненавистью, злобой, жаждой власти. Одна война сменяет другую. Люди делятся на два враждующих лагеря, начинают судить друг друга, чинить жестокую расправу.

— Как вы поняли сюжет фильма? – спросили старшие друзья подростков, которые живут в центре реабилитации №1.

— Это история России, – сказал Евгений.

— Здесь и война. И революция, – добавил Саша.

— И любовь парня и девушки, – сказала Надя. – До революции это княжна и офицер. А в наши дни это уже их внуки.

— Да, это исторический фильм, – объясняли старшие друзья, – но в его основе не точная передача событий, а вызываемые этими событиями чувства и переживания людей, которые жили в те далекие  годы октябрьского переворота и гражданской войны. Это кино про Россию, которую мы потеряли.

В фильме звучат слова: «Россия объявила войну Германии», – но не сразу людям того времени кажется опасной та пропасть, перед которой они оказались. В те годы был еще романтическо-патриотический подъем, балы, красавицы, юнкера. А потом уже стал понятен страшный ужас войны и кровопролитных боев.

В фильме есть две составляющие – историческая и романтическая. Здесь дана и современная линия, и она не такая трагичная. Это даже было прекрасно: улочки, окна, цветы, красивая таинственная девушка – потом выяснится, что она внучка княгини и двоюродная правнучка той княжны Веры, которую любил прадед героя Андрей Долматов.

На экране перед зрителями две временные линии: красивый современный Париж и исторические костюмы царской России, красивые люди дореволюционной страны и несимпатичные физиономии тех, кто играл «матросню» и пролетариат.

Белые офицеры верны Православию, Родине и воинскому долгу. Становится печально, когда видишь, как на поле боя убивают молящегося священника, который, умирая, произносит:  «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят!»

В этой картине, в отличие от фильмов середины и конца двадцатого века, «красные» показаны как  бандиты, грабящие других, и расстрельная рота с присоединенным пропагандистом.

Очень красноречивы диалоги фильма:

— Кризис показал лишь бессилие царского правительства, но мы, патриоты, имеем программу спасения России, – говорил богатый человек Терещенко, персонаж фильма.

Его участие показывает финансовую основу всех революций, переворотов, войн. Если проанализировать нынешние «горячие» точки, то можно увидеть,  что технология переворотов одна и та же. Всегда есть люди, которые финансово поддерживают перевороты. Такое объяснение звучало в обсуждении кинофильма старших друзей и воспитанников центра реабилитации.

По сюжету был спор не белых офицеров и красных революционеров-большевиков, а «лавочника», капиталиста Терещенко, с которым схватывался в словесных баталиях белый офицер, барон фон Ливен.

Терещенко – капиталист, заговорщик, наверное, он и масон, и член Временного правительства. В будущем он просто бандит, а в прошлом – некий темный персонаж, который, собственно, и повлиял на свержение самодержавия, при этом он из лавочников, денежный мешок революции.

— Нельзя посадить новое дерево, не истребив старых корней, – уверенно говорил господин Терещенко.

— Пусть мы идем в небытие, а кто придет нам на смену? Вы? – продолжал спорить офицер.

— Мы! Мы – предприимчивые люди. Пока вы обучались танцам, поэзии в пажеском корпусе, мы стояли за прилавком в отцовской лавочке, получали зуботычины, первые медяки прятали за иконку. Мы – те, кто поднялись из грязи, вырвав кусок собственными зубами, мы плоть от плоти этого народа. И Россия с нами поднимется и воскреснет, как феникс из пепла. Историю пишут победители, а проигравшим остается только сгинуть, – говорил Терещенко.

Вот так показана суть государственного переворота –  олигархия стремилась к большей власти, а Временное правительство арестовало царя, пока благородные аристократы искали выход из положения.

«Вдумайтесь, ребята, в такое положение дел, когда группа людей из-за стремления к власти и деньгам совершает переворот, а в это время страдают обычные люди, которые хотят простого счастья и доброй жизни своим детям», – объясняла Ангелина Кудрявцева, прихожанка Щегловского монастыря. И участники диспута соглашались с ней.

Вскоре Терещенко покидает Москву со словами:

— Этот дикий народ не смог принять свободу, он ее не заслуживает. Россию качает плетью и виселицей – иных путей нет.

Белые офицеры  встречаются в добровольческой армии Корнилова, с боями идут от Ростова к Екатеринодару. Долматов погибает на руках фон Ливена, успев передать письмо Вере.

— Вы говорили мне о свободе, о демократии, вы требовали власти, вы погубили всех нас – тысячи людей самых лучших, самых благородных. И все это ради этих проклятых денег. Они все погибли, а вы? Вы спокойно живете, – так упрекнули в фильме господина Терещенко.

Воспитанники центра с интересом смотрели фильм, а потом слушали объяснения старших товарищей. Ангелина объяснила подросткам, что из-за октябрьского переворота пострадала царская семья. В семье были юные царевны, такие же, как героиня фильма барышня Вера. Они были воспитаны достойным образом, верили в Бога, желали служить России. Они осознавали, что такое честь и достоинство, а с ними поступили бесчестно: увезли на Урал и там расстреляли в подвале одного из домов. Расстреляли императора и императрицу, и наследника престола царевича Алексея.

Сделать это могли только нечестные злые люди, которые не понимали, что поднимают руку на волю Божию. Царь – это помазанник Божий, только Бог ставит царя на престол, и те, кто решился свергнуть его с престола, дадут ответ Богу.

Ангелина предложила войти в Успенский собор и поставить свечи перед иконой Царя-мученика и царственных страстотерпцев.

Подростки тут же согласились, вошли в храм. Они ставили свечи и молились перед иконой царской семьи.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы