В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы идет подготовка к престольному празднованию 9 августа — дня памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона.

На синем большом куполе монастырского собора засияли золотые звезды

Главный престол нижней церкви собора Щегловской обители освящен во имя целителя Пантелеимона. В настоящее время здесь воссозданы иконостасы всех приделов этого храма, установлены Царские врата.

Восстановление Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы продолжается уже двадцать пять лет. Осенью 2001 года восстановлена историческая справедливость: решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь преобразован в мужской. В этом году исполняется 15-лет с начала реставрации Щегловской мужской обители.

Нынче настало время, когда взялись за реставрацию куполов центрального монастырского собора. Лет пятнадцать тому назад уже были установлены купола над центральной главой и небольшими главками. Теперь же улучшается благолепие — на синем большом куполе засияли золотые звезды. А над главками совсем недавно установили золотые купола.

Сняли прежние серые куполочки из нержавеющей стали, изготовили куполы из металла золотого цвета и они словно поплыли по воздуху к месту установки. Последний купол установили на днях. Прихожане и паломники радуются, видя, как обновляется и улучшается внешний вид Богородичной Щегловской обители.

Рассказ о новых изменениях в храмах и соборе можно вести бесконечно. В главном монастырском соборе центральный престол верхнего храма освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». Здесь уже многое сделано: освобождены от кирпича замурованные окна, вставлены рамы и укреплены потолки. В соборе установлен пятиярусный иконостас. В северном и южном приделах закончена реставрация. Написаны иконы и установлены в резные киоты. Позолочены Царские врата приделов верхнего храма главного монастырского собора. Для горнего места в алтаре написана икона Господа Вседержителя и установлена в резной позолоченный киот.

Стены соборного храма украшены многочисленными иконами в резных киотах, можно многое рассказать об истории написания и дарения каждой из этих икон.

Собор был освящен в день Покрова Божией Матери, тогда здесь был отслужен первый молебен. А затем митрополит Тульский и Ефремовский Алексий освятил алтарь и совершил в монастырском соборе первую Божественную литургию.

В Щегловском монастыре все делается с благословения владыки Алексия. Священноархимандрит Пречистенской Щегловской обители митрополит Алексий прикладывает много сил, чтобы здесь были намоленные святыни и иконы.

Восставшая из небытия Пречистенская Пантелеимонова Щегловская обитель дышит и живет, помогая всем приходящим обрести мир и тишину в Боге. Видя благодатные перемены, произошедшие здесь всего за несколько лет, каждый человек, прославляя Господа, может сказать, что воистину невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18, 27).

— Все мы помним масштаб разрушений, который был в монастыре и в соборе, — рассказывает архимандрит Клавдиан, наместник Богородичной Щегловской обители. -Проходя мимо того или иного придела или той или иной части собора, невозможно не вспомнить, как все это выглядело, каким запустевшим был собор еще несколько лет назад и каким он стал. И то, что прихожане и паломники сейчас видят, скажем откровенно, создает у них очень сильное впечатление. Глядя на величественный монастырский собор, трудно поверить, что совсем недавно на этом святом месте была «мерзость запустения». Совершилось явное чудо – вновь над обителью Пресвятой Богородицы сияют золотые кресты, здесь возносятся молитвы, звучит колокольный звон, подтверждая слова Господа нашего Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф,. 16, 18).

Отец наместник не понаслышке знает о начальных днях восстановления Щегловского монастыря – он в его ограде с самых первых дней реставрации мужской обители: около года был экономом, а в 2002 году Святейшим Синодом утвержден архимандрит Клавдиан наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря.

Колокольня обновляется, декоративные обводы придают ей завершенный вид

Работа ведется не один год. В надвратной колокольне полностью завершены реставрационные работы – стены и своды оштукатурены, побелены, перекрытия заменены. Купол и куполочки с крестами покрыты металлом и позолотой, прежде выглядевшая почерневшей колокольня полностью отремонтирована.

После реставрации колокольня предстала в былой красоте: все повреждения были устранены. В Святых вратах появилась новая решетка с надписью года освящения главного собора: 1864 год.

В настоящее время идет покраска стен колокольни, контуры которой обводятся синей краской. Декоративные обводы придают завершенный вид отреставрированной колокольне.

— Уже сделанное словно приводит нас к порогу новых, еще более объемных работ, — продолжает рассказывать архимандрит Клавдиан. – Продолжается время, данное Богом для исполнения порученного нам служения. Цель служения Церкви в современном мире та же, что и столетия назад, спасение человеческой души, соработничество Богу в деле, важнее которого нет на земле. Мы должны сознавать, что живем в уникальное, благодатное время, когда Церковь может развивать все формы своего служения и когда ничто нам не препятствует в этом, кроме нашего собственного человеческого несовершенства. Красивейший монастырь с более чем полуторавековой историей, переживший революцию, две войны и запустение советского периода, обрел достойный вид, былое благолепие. Я благодарен и братии, и нашим прихожанам, паломникам  за неравнодушное отношение к обители, за их поддержку.

Атмосфера возрождения, радости чувствуется во всей обители. Из разрухи, хаоса словно явлены светлые  чистые храмы. И можно сказать, что это общая заслуга. Многие люди вносят свои заботы в благое дело.

Теперь в Туле есть место монашеской молитвы. С помощью Божией восстановили Щегловскую обитель, какой она была полтора века назад.

— Люди по-разному относятся к Церкви. Все в нашей стране знают, что Церковь еще с 1918 года отделена от государства, и, как только речь заходит об активном участии Церкви в общественной жизни, об этом сразу вспоминают, — говорит архимандрит Клавдиан. — С другой стороны, очень многие, в том числе люди церковные, уверены, что государство содержит Церковь. Порой думают, что у Церкви есть источники больших доходов. То, что храмы на самом деле существуют за счет скромных пожертвований прихожан, вызывает у них удивление. В настоящее время финансирования со стороны государства Церковь не получает. Едва ли не единственный случай, когда выделяются средства, связан с реставрацией храмов и монастырей, являющихся памятниками истории и культуры федерального или областного значения. Но для того, чтобы добиться финансирования, настоятель и его помощники должны потратить колоссальное количество времени и сил. Чтобы получить эти средства нужно истратить килограммы бумаги на кипы документов. Получается, что государство сначала отняло у Церкви имущество (храмы, церковную утварь), затем довело его до жалкого состояния. А в большинстве случаев восстановление приходится  вести самим верующим.

Основные средства на реставрацию нашего монастыря собираются силами окрестных жителей и приезжающими сюда молиться из других мест. Из капелек собирается ручеек на общее дело восстановления обители, порушенной безбожной властью.

Вспоминается случай, рассказанный одним священником. Его назначили настоятелем разрушенного храма, над восстановлением которого трудились все прихожане. Кто-то принимал личное участие в строительных работах, кто-то жертвовал деньги, кто-то  — стройматериалы. И вот к батюшке подошла одна старенькая прихожанка и спросила, что ей делать. Сил для работы у нее нет. Пенсию она получает столь маленькую, что, даже если она отдаст ее целиком, на эти средства ничего нельзя будет сделать. На что священник ей ответил: «А ты, поди, сядь возле храма и молись». И кто знает, может, благодаря ее молитве кого-то Бог уберег от несчастного случая на стройке, а чье-то сердце смягчилось, и он решил пожертвовать денег на строительство.

«Послышался Голос, призывавший великомученика в Небесное Царство…»

Только молитва и горение духа могут восстановить стены обители, и, главное, нерукотворенные храмы – души заблудших, и вернуть их Богу ожившими.

— Оживать души прихожан начали на ежедневных Богослужениях. Народ стал прибывать, и это понятно, только молитва, искренность, доброта могут привлечь людей, — убежден архимандрит Клавдиан. — Именно стараниями и пожертвованиями благотворителей удалось благоукрасить монастырский двор, установить новые иконостасы.

Братия благодарна за любую жертву, большую или маленькую. И самое главное – Господь с любовью приемлет любую жертву, принесенную в храм. Даже если, подобно евангельской вдовице, мы способны дать всего две лепты, эта посильная жертва не останется без благодарного и щедрого ответа от Господа – в этом веке и в жизни вечной.

… И еще одно тихое и незаметное празднование будет в этот день: 27 июля 1805 года (по новому стилю 9 августа) в Замоскворечье на улице Пятницкой родился Василий Макарухин, основатель Богородичного Щегловского монастыря в городе Тула, будущий преподобный Варсонофий, канонизированный в Соборе Тульских святых в 1987 году, накануне 1000-летия Крещения Руси. Над местом захоронения основателя монастыря схимонаха Варсонофия установлены сень и надгробие; ему приходят поклониться и прихожане, и паломники.

Василий Макарухин рос в богобоязненной семье, а значит, в день своего рождения посещал храм, исповедовался и причащался Святых Таин. И наверняка слышал, как настоятель храма рассказывал в проповеди о святом целителе Пантелеимоне: «Когда по повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке, то звери лизали его ноги и старались коснуться руки святого. А зрители кричали: «Велик Бог Христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову. Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призывавший его в Небесное Царство…»

— Святой преподобный Варсонофий с помощью Божией,  трудами всей жизни своей и посредством богатства, скопленного дедами и отцом семьи Макарухиных, создал для нас  святую обитель, чтобы прихожане и паломники могли с помощью молитвы ко Господу войти в  Царствие Божие, куда призвал Бог великомученика Пантелеимона, — сказал отец Клавдиан. —  А нынешним прихожанам и паломникам, и братии остается использовать все возможности для сохранения Богородичной Щегловской обители в красоте и целостности. Да благословит Господь всех благотворителей и трудящихся на восстановлении  монастыря  в жизни сей и в веке будущем.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы