В этот день братия и прихожане Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря испросили друг у друга прощения, чтобы сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

 Монастырский чин прощения

На вечернем богослужении присутствовали все: игумены, иеромонахи, монахи, послушники и трудники монастыря. А также пришли многие прихожане для участия в монастырском чине прощения.

Вот открылись царские врата, братия переоблачилась в постовые одежды, зазвучал великопостный великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…».

Чин прощения дает возможность примириться с ближними и своей совестью – «солнце да не зайдет во гневе вашем», так как гнев или нарушение благословения встанут в час молитвы стеной, через которую «достучаться» до Бога будет почти невозможно. «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь», — говорит нам Священное Писание (Сир. 7: 39).

Иеромонах Лазарь обратился к молящимся со словами проповеди. В Прощеное воскресенье утром на литургии читалось библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших Божественную заповедь послушания. Отец Лазарь говорил о том, что можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания найти, обрести, вернуть то, что люди потеряли грехом. Также говорил он и о Евангельском повествовании, в котором Господь Иисус Христос пояснял содержание молитвы «Отче наш»:

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»(Матф.6:15).

На аналой возложили икону страдающего Спасителя в терновом венце. Братия сотворила земные поклоны, испросила прощения своих грехов друг у друга и у прихожан, и народа, каждый из братий говорил:

— Благословите мя, отцы святии и братия. И простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы.

Все ответили земным поклоном и сказали:

— Бог да простит и помилует вас, отцы святые. Простите и помолитеся и о нас, грешных. 
В ответ прозвучало:

— Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

Игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеромонах Лазарь (Поляков), игумен Михаил (Тополев), иеродиакон Евлогий (Харитонов) встали на солее, держа в руках иконы, Евангелие, крест, с ним подходили монахи, послушники, трудники, прихожане, у каждого по отдельности просили прощения, прикладывались к святым образам, Евангелию и кресту. 
Во время обряда прощения монастырский хор пел «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения.

После чина прощения все старались не говорить лишних слов, прихожане кланялись друг другу, просили прощения и в знак прощения отвечали: «Бог простит, меня прости, и я прощаю».

— Как велико для меня значение просьбы о прощении, — сказала прихожанка Галина Михайловна Аленина. – На душе становится легко, она словно раскрывается навстречу Богу и ближнему моему, то есть тому человеку, у которого я искренне попросила прощения.

Этот удивительный, трогательный чин раскрывает сердца. Часто на глазах у многих были видны слезы, даже у мужчин. Все простили друг друга не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

Братия разошлась по своим кельям для уединения и молитвы.

Первые свидетельства о служении чина прощения в монастырях России нашлись в русских монастырских обиходниках и архиерейских чиновниках, где записывался установленный ход богослужений, и принадлежат XVI – XVII векам. Более ранних сведений об этом пока нет, но известно, что этот трогательный чин возник из уставного чина прощения, который в более раннюю пору совершался ежевечерне.

Истоки этого церковного чина в истории христианства — в житии преподобной Марии Египетской. В египетской церкви, в Иорданском монастыре у отшельников был обычай в последнее воскресенье перед началом Великого поста просить прощения друг у друга, а затем, по благословению игумена, удаляться в пустыню на все сорок дней поста, до Вербного воскресенья, чтобы, вернувшись на Страстную неделю, вместе встретить праздник Пасхи.

Но так сердечно и будто навсегда монахи прощались и просили прощения у Бога и между собой всей братией перед сорокадневным испытанием еще и по той причине, что из пустыни возвращались не все: кто-то мог погибнуть от голода или жажды, кто-то попадался диким зверям, которых в те древние времена в пустыне было можно встретить гораздо чаще, чем сейчас. Отшельнику надо было уйти с облегченным сердцем, знать, что не оставляешь обиженных тобою и сам – прощен и отпущен.

Прощеное воскресенье – один из очень важных дней в жизни каждого, кто приготовился к сорока постным дням и еще семи дней Страстной седмицы, чтобы потом, в Светлое Христово Воскресенье – на Пасху Великую- услышать: «Христос Воскресе!» – и с радостью воскликнуть в ответ: «Воистину Воскресе!»

В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса). Верующие стараются строго соблюдать чистоту телесную и душевную. Начинается Великий пост…

Информационная служба 
Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы