Баптизм как одно из направлений религиозного сектантства довольно широко распространён сегодня в нашей стране. Баптистские общины имеются во всех субъектах России. Но баптизм – явление далеко не однородное. Существуют несколько направлений баптизма. Одно из них – т.н. «отделенные» баптисты, или баптисты-инициативники.

Баптизм возник в Англии в 17 веке [1].Вероучительно баптисты продолжили заданную реформацией тенденцию к отрицанию практически всего, что есть в истинной Церкви Христовой для Спасения.

Со временем баптистское учение распространяется за пределами Англии, чему изначально способствовали гонения, которым подвергались сторонники этого нового учения от английских властей и других протестантских объединений [2]. Затем сектанты инициировали свою миссионерскую деятельность целенаправленно, создав для этого «Баптистское миссионерское общество» [3].

В Российскую империю баптизм начинает проникать с конца 19-го столетия [4]

В советское время баптисты, как и представители всех иных религиозных учений, вынуждены были существовать, испытывая сильное влияние со стороны государственных органов, для которых единственно приемлемой была лишь атеистическая советская идеология. В результате такого вмешательства государства в жизнь баптистских общин Советского Союза, в их рядах в начале 1960-х годов произошел крупный раскол. От некогда внешне единого объединения баптистов в СССР – «Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов» (ВСЕХБ) начали отделяться одна за одной общины баптистов, несогласных с проводимой руководством указанного объединения политикой. Этот процесс не имел хаотичный характер, а инициировался и руководился «инициативной группой» (отсюда втрое название баптистов данного направления – «инициативники»), в состав которой входили несколько оппозиционно настроенных баптистских пасторов. «Инициативная группа» была сформирована в г.Узловая Тульской области в апреле 1961 года [5]. Инициатором ее создания, помимо прочих, был пастор узловской общины баптистской секты Геннадий Крючков, ставший впоследствии бессменным лидером движения «отделенных».

Все отделившиеся от ВСЕХБ баптистские общины «инициативной группой» были включены во вновь созданное баптистское объединение «Совет церквей евангельских христиан-баптистов» (СЦ ЕХБ).

С середины 1970-х в руководстве «Совета церквей» начинает формироваться жесткая иерархия с элементами административно-командной системы и своеобразный «культ личности» Крючкова [6]. Прежние лидеры данного движения отодвигались от принятия решений; характерный для баптистов принцип независимости общин всё чаще попирался; начались «чистки» рядов от неугодных руководству [7]. Это впоследствии спровоцировало раскол уже внутри СЦ ЕХБ. В результате него в начале 1990-х годов от «Совета Церквей» отделились группы баптистов, несогласных с деятельностью и моральным обликом Г.Крючкова. Эти несогласные в итоге образовали новое объединения баптистов – «Братство независимых церквей евангельских христиан-баптистов» (БНЦ ЕХБ).

В период правления Крючкова одной из важных (почти вероучительных) особенностей баптистов-инициативников становится отказ от государственной регистрации своих общин. По мнению сектантов, «церковь – это духовная сущность, а поэтому ее регистрация является вмешательством во внутреннюю жизнь церкви и свидетельством обмирщения» [8].

Вплоть до конца 1980-х годов «отделенные» баптисты действовали подпольно [9]. После распада СССР «Совет церквей ЕХБ» сохранил единство на постсоветском пространстве и был переименован в «Международный совет церквей ЕХБ», объединяющий «отделенных» баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также США и Канады. В свою очередь объединение «регистрируемых» баптистов — ВСЕХБ переименовывается в «Российский союз ЕХБ» (РС ЕХБ).

Возникшая в России религиозная свобода не способствовала преодолению разногласий между двумя этими объединениями баптистов. По сей день «отделенные» баптисты в самых мрачных тонах отзываются о баптистах из РС ЕХБ, называя их иной раз даже «служителями сатаны».

В нашем городе в конце 1990-х годов баптисты-инициативники начинают строительство одного из важнейших и крупнейших своих культовых зданий — «Дома молитвы» на улице Станиславского. Важно отметить, что строительство этого здания велось нелегально [10]. Сектанты не посчитали нужным оформить свою стройку как положено по Закону. Более того, они упорно игнорировали все предписания и требования местного отдела архитектуры, продолжая незаконные строительные работы. И, вполне закономерно, что впоследствии им это довольно сильно аукнулось.

Помимо общины на ул.Станиславского в Туле имеется еще одна община баптистов-инициативников в пос.Скуратово. Есть общины в области. Общая численность приверженцев этого сектантского направления в Тульской области 700-800 человек.

В самой Туле и области баптисты-иницитативники с начала 1990-х годов ведут относительно активную миссионерскую деятельность. Они обклеивают фонарные столбы на улицах Тулы красочными листовками, посредством которых приглашают туляков на «богослужения христиан» или некие «праздничные концерты» в «молельню» на ул.Станиславского. Одно время тульские «отделенные» баптисты рекламировали себя, заказывая рекламу на небольших световых рекламных щитах.

Сектанты привлекают новых людей также организацией «передвижных библиотек». Для этого на улицах Тулы и других населенных пунктов Тульской области они устанавливают столики с разложенной на них литературой секты. Затем баптисты предлагают случайным прохожим записаться в «библиотеку» и взять для прочтения на дом любую понравившуюся книгу. Тем самым с новым человеком налаживается контакт, а дальше, как говорится, все зависит от умения и старания вербовщиков.

Данные «передвижные библиотеки» устраиваются, как правило, нелегально. В результате эта деятельность сектантов периодически пресекается полицией. Но «инициативники» все равно с упорным постоянством выходят с «библиотеками» на улицы города.

В последние несколько лет сектанты начали распространять среди туляков «христианскую» газету «Веришь ли ты?». Эта газета, по сути, анонимна. В ней нигде не указано, что издается она баптистами. В выходных данных газеты не сообщается, какому религиозному объединению она принадлежит. Лишь в некоторых номерах газеты на предпоследней странице сектанты ставят печать синего цвета с указанием адреса «Дома молитвы» на ул.Станиславского в Туле и номер контактного телефона. Издатели, возможно, намеренно не указывают в газете свою религиозную принадлежность, чтоб не отпугнуть случайного читателя. Может это делается и по другим причинам. Но, в любом случае, некрасиво действовать в условиях конфессиональной анонимности, т.к. многие могут решить, что эта газета издается православными. Хотя, на это, возможно, и рассчитывают сектанты. Тем более что шрифт, которым пропечатано название газеты, явно стилизован под шрифты, используемые в православных изданиях.

Неоднократно тульские «инициативники» и свои листовки стилизовали «под православие». Незадолго до празднования православной Пасхи, сектанты расклеивали по фонарным столбам на улицах Тулы цветные объявления, в которых крупным шрифтом было напечатано традиционно свойственное православным пасхальное приветствие: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!…». Ниже в объявлении размещалось следующее предложение: «Приглашаем посетить Пасхальное богослужение». Далее указывались время данного «мероприятия» и номер дома по ул.Станиславского без какой-либо информации о конфессиональной принадлежности тех, кто проводит по указанному адресу «богослужение».

Исследователи данного направления сектантства утверждают, что «инициативники» довольно аполитичны [11]. Но, несмотря на свою закрытость и аполитичность, тульские представители этой секты в середине 2000-х годов сыграли ключевую роль в одном из эпизодов крупной антироссийской провокации.

Причиной этому стало следующее происшествие.

В 2004 году в «Доме молитвы» тульских «инициативников» произошел взрыв. Взрыв случился в ночное время, когда в здании практически никого не было, кроме сторожа и возможно еще одного-двух человек. После проведенного расследования правоохранительными органами была названа его причина — утечка бытового газа. Такая версия не удовлетворила баптистов и иных лиц, заинтересованных в другой интерпретации случившегося. В результате информация о происшествии дошла до американского Конгресса. На слушаниях в «Хельсинской комиссии» Конгресса США представитель «Объединения независимых российских баптистов» Андрей Охотин настаивал на версии террористического акта против тульских баптистов. Он утверждал, что взрыв был совершен преднамеренно с целью уничтожения баптистов и их «Дома молитвы» [12].

После этого незамедлительно последовала реакция Конгресса США, нацеленная на ухудшение репутации России. Конгрессмены выступили с антироссийской резолюцией и выразили свое недовольство, требуя «положить конец запугиванию незарегистрированных религиозных групп» [13].

Тульские «отделенные» баптисты представили себя «мучениками за веру», и это, вполне возможно, способствовало притоку к ним обильных денежных средств, т.к. в кратчайшие сроки на месте разрушенного молельного дома вырос новый и более крупный.

Новое здание «молельни» на Станиславского также было построено нелегально, и вполне закономерно, что у тульских баптистов в связи с этим со временем появились проблемы.

Осенью 2017 года на сайте скандально известной сектозащитной организации «Славянский правовой центр» были опубликованы несколько статей, из которых следовало, что в Туле светские власти якобы «с нарушением здравого смысла и Конституции» [14] конфискуют у местных баптистов-инициативников их молельню, и даже что это все, якобы, чревато «дестабилизацией ситуации в стране…». [15]

Авторы сайта «Славянского правового центра» дописались до того, что тульским баптистам якобы «запрещают молиться» [16].

Истерические и искажающие действительность выступления сектозащитников по поводу сектантской «молельни» в Туле имели своей целью раздуть очередной скандал. И здесь очень важно понимать, что произошло на самом деле.

В 2017 году официально было установлено, что владельцы участка, на котором расположена баптистская «молельня», используют его не по назначению. Баптисты все эти годы свой «Дом молитвы» «маскировали» под простой жилой дом. В итоге сектантам было указано на необходимость использования ими участка и построенного на нем здания по назначению.

В связи с этим тульские баптисты написали жалобные письма губернатору Тульской области и президенту Российской Федерации. В этих письмах, в частности, они утверждали: «С первого дня наш земельный участок используется именно по назначению – на нём возведён и эксплуатируется жилой дом»[17]. Но это неправда! Сами баптисты отлично знают, что изначально этот дом строился как здание религиозного назначения, а не как жилой. Сама архитектура этого дома и внутреннее устроение однозначно указывают на то, что это здание построено для религиозных собраний. И используют его сектанты еженедельно в культовых целях. Данная ситуация с незаконным использованием баптистами здания на ул. Станиславского в Туле остается неразрешённой и по сей день.

В советский период по понятным причинам «отделенные» баптисты стали довольно закрытым сообществом с резко негативным отношением к внешнему миру. Ныне ситуация несколько меняется. Но, тем не менее, «инициативники», возможно по инерции, продолжают искать в окружающем им обществе «скрытые угрозы». Отсюда, например, у них и резкое неприятие светских властей, а так же единоверцев – баптистов РС ЕХБ, официально регистрирующих свои общины.

Весьма показательным в связи с этим является распространённая среди тульских баптистов настороженность по отношению к некоторым современным идентификационным и платёжным средствам, например к пластиковым картам и электронным чипам. Возможно, их опасения в данных вопросах связаны только с боязнью появления новых возможностей влияния на них неких внешних недоброжелателей через эти средства. Но также возможно, что тульские «отделенные» (как и представители псевдоправославных новораскольнических объединений и движений, выступающих против ИНН, паспортов, разных электронных средств, медицинских прививок и проч.) боятся этого всего именно в мистическом смысле, считая их «средствами установления власти антихриста».

Пренебрежение правилами и установлениями «внешнего мира» приводит порой сектантов и к отказу от необходимых медицинских средств, направленных на защиту общества от различных эпидемий болезней. Так, например, в Тульской области в 2013-2014 годах были выявлены случаи заболеваний корью среди детей последователей секты баптистов-инициативников.

По данным управления Роспотребнадзора, против кори дети не были привиты по причине отказа родителей [18].

Завоз кори в тульские баптистские общины произошел из Курской области, где с января 2014 года регистрировалась массовая заболеваемость корью среди баптистов (на 27 января 2014г. – 147 случаев). Все заболевшие не были привиты против кори.

Как рассказали в Роспотребнадзоре, члены общин баптистов-инициативников под влиянием своих пасторов отказывались прививаться от кори сами и прививать детей, что создало угрозу распространения инфекции, в том числе за пределами их общин. Более того, некоторые сектанты категорически отказывались от госпитализации больных [19].

Такое отношение к безопасности детей среди баптистов привело к еще одной скандальной ситуации, связанной с организацией «инициативниками» детского летнего лагеря в Тульской области.

В 2017 году правоохранительными органами был обнаружен «подпольный» детский лагерь баптистов-инициативников в селе Гремячево Тульской области. В итоге, из-за массы выявленных нарушений в его деятельности, лагерь был закрыт [20].

Как выяснилось, на территории частного домовладения, именуемого сектантами «летним детским лагерем», находились десятки детей (более 70 чел.), преимущественно в возрасте 10-12 лет.

Пренебрежительное отношение к установленным Законами нормам безопасности у баптистов-инициативников не случайно. Дело в том, что они делят действующие российские Законы на «законные» и «незаконные». Соответственно, все непонравившиеся им Законы они признают «незаконными» и считают себя в праве их не исполнять. Такой подход очень опасен и, как наглядно было показано выше, приводит к довольно неприятным последствиям и ставит под угрозу как личную безопасность самих сектантов и их детей, так и безопасность окружающего их общества.

И конечно же, более всего прискорбно то, что баптистские проповедники вовлекают в свою секту часто людей искренне верующих в Бога, ищущих Его. По незнанию такие люди принимают вероучительные заблуждения баптистов, тем самым лишая себя возможности Спасения.

Из Священного Писания мы знаем, что Спасение возможно только в Церкви Христовой. Баптистские же объединения Церковью не являются. Подтверждение тому мы находим в Священном Писании. Сам Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Начало бытия Церкви в полном виде и значении приходится на день Пятидесятницы после вознесения Господня. В этот день после сошествия Святого Духа на апостолов в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек. И случилось это почти две тысячи лет назад. В связи с этим, мы задаем баптистам вполне резонный вопрос, отчего же тогда их «церковь», которую они считают единственно правильной, ведет свое начало лишь с 17 века, где же была тогда истинная Церковь почти 16 столетий до появления баптизма? Не мог Спаситель основать неправильную Церковь, и исчезнуть на какое-то время до появления баптизма она тоже не могла, т.к. Он сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Вразумительного ответа от сектантов на данный вопрос, как правило, получить не удается. И это вполне понятно, т.к. баптизм есть продукт религиозных брожений западного общества 16-17 веков, это религиозное учение является всего лишь плодом человеческого воображения. От таких «учений» и «учителей» предостерегает нас Апостол Павел словами: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Алексей Ярасов

[1] Баптисты // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/77510.html (дата обращения: 21.10.2019).

[2] Британские и европейские баптисты. Происхождение и преследования // Русский баптист [Электронный ресурс]. URL: http://rusbaptist.stunda.org/dop/hist03.htm (дата обращения: 21.10.2019).

[3] Баптисты // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/77510.html (дата обращения: 21.10.2019).

[4] Там же.

[5] Филатов С.Б. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов — М.: Логос, 2003 — с. 187.

[6] Гордеева И. А. Религиозное подполье как среда формирования гражданского общества // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение : журнал. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2011. — № 1 (62). — с. 80—81.

[7] Там же. — с. 80.

[8] Баптисты против Советов: церковная свобода без компромиссов // Российский союз евангельских христиан-баптистов [Электронный ресурс]. URL: https://baptist.org.ru/news/korotko/view/article/95144 (дата обращения: 22.10.2019).

[9] Инициативному движению – 50 лет (1961-2011) // Российский союз евангельских христиан-баптистов [Электронный ресурс]. URL: https://baptist.org.ru/news/korotko/view/article/95144 (дата обращения: 22.10.2019).

[10] Логинов И. Баптисты презирают Закон // Засечный рубеж. 2000. 10 марта.

[11] Филатов С.Б. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов — М.: Логос, 2003 — с. 190—191.

[12] Конгресс США озабочен положением незарегистрированных религиозных объединений в России // Голос Америки [Электронный ресурс]. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2005-04-15-voa13/601509.html (дата обращения: 23.10.2019).

[13] Комитет конгресса США потребовал от РФ соблюдать религиозные свободы // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20051117/42121224.html (дата обращения: 23.10.2019).

[14] Власти взялись за баптистов. В России начинается конфискация Домов молитвы // СПЦ [Электронный ресурс]. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=487&ELEMENT_ID=7706 (дата обращения: 23.10.2019).

[15] Религиозные конфликты дестабилизируют ситуацию в стране накануне выборов. О ситуации вокруг Дома молитвы ЕХБ в Туле // СПЦ [Электронный ресурс]. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=486&ELEMENT_ID=7708 (дата обращения: 23.10.2019).

[16] Власти взялись за баптистов. В России начинается конфискация Домов молитвы // СПЦ [Электронный ресурс]. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=487&ELEMENT_ID=7706 (дата обращения: 23.10.2019).

[17] Обращение Международного Союза церквей ЕХБ в связи с угрозой конфискации Домов молитвы // СПЦ [Электронный ресурс]. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=486&ELEMENT_ID=7707 (дата обращения: 23.10.2019).

[18] Баптисты-инициативники отказываются прививать своих детей от кори, несмотря на вспышку в тульской общине секты // Сектаинфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.sektainfo.ru/glavnaya/baptisty-iniciativniki-otkazyvayutsya-privivat-svoih-detey-ot-kori-nesmotrya-na-vspyshku-v-tulskoy-obshchine-sekty/ (дата обращения: 23.10.2019).

[19] Там же.

[20] В Тульской области разогнали сектантский лагерь для детей // Сектаинфо [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.sektainfo.ru/glavnaya/v-tulskoy-oblasti-razognali-sektantskiy-lager-dlya-detey/ (дата обращения: 23.10.2019).