В миссионерском отделе Тульской епархии состоялся круглый стол, на котором обсуждались такие современные явления, как  псевдостарчество, псевдоиконы и псевдоправославные деятели, которые встречаются по всей стране, в том числе – в Тульской области.

Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин в своем докладе коснулся темы старчества, которое И.М. Концевич определил, как «пророческое служение». Это – особый благодатный дар, пророк обладает духовным зрением – прозорливостью, но такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью: «Старец есть руководитель своего ученика в крайне трудной и крайне сложной «духовной брани», цель которой есть достижение бесстрастия. Чтобы руководить другими, старец сам должен быть в этом состоянии».

«Старчество не есть иерархическая ступень в Церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ каждому. Старцем мог быть монах без всяких духовных степеней, каким был Варнава Гефсиманский. Старцем может быть и епископ, например, Игнатий Брянчанинов, или Антоний Воронежский, великий современник преподобного Серафима. Из иереев назовем Иоанна Кронштадского, о. Георгия Чекряковского.  Наконец, старчествовать может и женщина, как например, прозорливая блаженная Прасковья Ивановна во Христе Юродивая Дивеевская, без совета которой ничего не делалось в монастыре…»

Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявлялось в монастырском старчестве.

В то время, как церковной власти обязаны подчиняться все члены Церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого.

Старец никогда никому не навязывается, подчинение ему всегда добровольно, но найдя истинного, благодатного старца и подчинившись ему, ученик уже должен беспрекословно повиноваться во всем старцу, т.к. через последнего открывается непосредственно воля Божия…»

Отец Павел в своем докладе подробно остановился на духовном основании старчества, о том, как определяют его отцы Церкви – святой Феофан Затворник, святой Игнатий Брянчанинов. Он отметил, что жития Оптинских старцев изобилуют примерами прозорливости старцев, и есть повествования о трагических последствиях непослушания им.

Затем докладчик обратился к дню сегодняшнему: почему в наше время трудно найти старцев?

На этот вопрос ответил когда-то своему духовному сыну архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому что нет послушников, но только одни совопросники. И я говорю вам из опыта жизни: духовник отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше – замолкает…»

Протоиерей Александр Соколов темой своего доклада выбрал псевдоиконы, которые появляются в наши дни. Некоторые адепты новонаписанных псевдообразов проталкивают их для  поклонения, не прислушиваясь к голосу Церкви, хуже того: они пытаются обвинить Церковь в иконоборчестве. Их аргументация проста, вот цитата из статьи «Воскрешающая Русь»: «Возник удивительный парадокс: появилось много новых святых чудотворных и, в то же время, гонимых духовенством образов, к которым так и льнут толпы верующих! Однако это почти никого из священства не вразумляет…»

Но если ни один православный храм не мыслим без икон, а духовенство выступает против псевдоикон, то стоит задуматься: а чем же они не устраивают священнослужителей и являются ли они вообще иконами?..

Да и почитателей этих псевдоикон не так уж много, термин «толпы верующих» – явное преувеличение, недаром и сами адепты называют себя «малое стадо».

Отец Александр перечислил причины, которые не устраивают духовенство в псевдоиконах, и главные – их несоответствие церковным канонам и написание без благословения священноначалия.

В частности, докладчик подробно рассмотрел иконографию Божьей Матери, для православного образа которой характерны определенные цвета одежды красный (бордовый) омофор и синее нижнее одеяние. Эти цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, земной природы и небесного призвания. Важная деталь одеяния Богородицы – поручи, которые являются частью облачения священников. На иконах это – символ сослужения Божьей Матери (а в Ее лице – всей Церкви) Первосвященнику Христу. На плечах и на челе Богородицы изображаются три золотые звезды – как символ того, что Она пребывала Девою до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Существует 5 основных типов изображений Богоматери: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая) и Агносортиса (Заступница).

Можно только констатировать с печалью, что при неправильном отношении, даже иконы могут стать соблазном для многих верующих, особенно если они новые, неканонические, и написаны по самочинию иконописца или по велению лжестарца, а порою и того хуже – на основе каких-то сомнительных «видений». Существуют и такие, которые иконами назвать сложно: ведь пока человек не канонизирован, у него не может быть иконы. Поэтому в Русской Православной Церкви нет икон Ивана Грозного, Григория Распутина, Евгения Родионова.

Для примера была взята икона «Воскрешающая Русь», о которой писал священник Борис Михайлов в газете «Церковный вестник» и отмечал, что эта икона появилась в следствии «видения» некой Ольги Павленко – жительницы Пятигорска и практикующего экстрасенса. Икона эта распространяется без благословения священников, причем ее реклама осуществляется настойчивостью и агрессивностью – явное проявление самочиния. И написана эта «икона» с абсолютным нарушением церковных канонов, причем с каждой новой копией образ женщины, изображенной на ней делается все ближе к типичному рериховскому образу «Матери Мира». Что же касается цветовой композиции, изображения там Бога Саваофа, неких анонимных «святых дев», то все это – самопроизвольная фантазия художника, не имеющая никакого отношения к канонам Православия. Так, что не все изображения Спасителя, Богородицы или святых, которые появляются в народе (но не куплены в церковных лавках) могут именоваться иконами и не стоит им поклоняться.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал о лжестарцах и лжесвященниках, которые осуществляют свою деятельность  на территории Тульской области: часть из них сами себя «рукоположили», и теперь, купив облачение православных священников, монашеские рясы, вовсю практикуют в частных домах или квартирах, «исцеляя», «изгоняя беса» и оказывая прочие услуги доверчивым людям за немалые деньги.

В Туле и области в последние два-три года активизировался лжесвященник Алексей Мяснов, который учредил виртуальную общину «Приход во имя святого Алексея, человека Божия» (теперь она называется «Кафолический приход во имя святого Алексия»).

Чего только нет в его «послужном списке»: сбор денежных средств на ремонт храма, якобы переданного ему министерством культуры Тульской области (чего, разумеется не было в действительности). «Рукоположение» Мяснов принял в псевдоправославной секте «Патриархия Российской Истинно Православной Катакомбной Церкви» («ПРИПКЦ»), один из функционеров которой Александр Хмелев открыто заявлял о своей гомосексуальности, и Мяснов затем в своих заявлениях утверждал, что «однополые семьи имеют место быть… Это не норма, но и не нонсенс».

Деятельность Мяснова протекает в основном в соцсетях, причем в переписке с адептами он демонстрирует полную безграмотность. Покинув в 2016 году «Патриархию Российской Истинно Православной Катакомбной Церкви», Мяснов со своим «приходом» перебрался в «РПКЦ» – «Российскую православную кафолическую церковь». Эта секта была организована лжеепископом Яснополянским – Виктором Чекалиным, бывшим школьным учителем, отсидевшим срок за педофилию. Таким образом, сменив секту, где ее члены открыто объявляют себя гомосексуалистами, Мяснов вступил в организацию, основанную педофилом – завидная карьера…

Еще в Тульской области проходили проповеди некоего Игнатия Тихоновича Лапкина, который именует себя «православным миссионером» и ездит по стране. А еще он возглавляет «Крестовоздвиженскую общину Российской (не Русской!) православной церкви г.Барнаула», основной костяк которой находится в деревне Потеряевка Мамонтовского района Алтайского края.

Еще Игнатий Лапкин активно издает свои книги, о которых опубликована информация на сайте Кемеровской епархии: там предостерегают кузбасовцев от чтения этой ереси, поскольку автор откровенно поливает грязью и Русскую Православную Церковь и ее священников. Впрочем, это – обычная практика как доморощенных лжестарцев, так и заезжих проповедников из-за рубежа или из-за океана.

В завершение встречи отец Павел обратился к присутствующим и призвал быть бдительными: сегодня предлагается много информации в соцсетях, книг – о псевдостарцах, предсказаниях. Надо больше знать о своей вере, чтобы не стать жертвой мошенников, и тут большая задача возложена на миссионеров, которые должны помогать людям разбираться в происходящем.

Пресс-служба миссионерского отдела