Директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева провела выездное интерактивное занятие в детской модельной библиотеке №14 города Тулы для воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Тополёк» Муниципального бюджетного учреждения «Центр образования № 45». Темой для урока-игры послужил «Домострой» – великолепный памятник нравоучительной литературы России XVI века.

Заведующая Модельной библиотекой №14 МУК «Тульская библиотечная система» Гальфия Рафаэлевна Сергеева рассказала, что сотрудничество с Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» позволяет расширить тематику встреч и мероприятий, проводимых с читателями и посетителями библиотеки: «Каждая  встреча ребят с Мариной Александровной Михалевой – это настоящее событие, ведь проходят они в увлекательной форме с участием самих ребят. Интересны темы, которые предлагаются, –  традиции, обычаи и уклад жизни наших предков, история вещей, давно вышедших из обихода, забытые увлечения и игры наших прабабушек  и прадедушек. Такой подход открывает ребята новый взгляд на историю своей страны, родного края, делает ее ближе. Сегодня к нам придут школьники среднего возраста, и мы решили, что им будет полезно узнать, что же это была за книга «Домострой», чему она учит, и что из нее можем извлечь мы, современные люди».

Руководитель Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва отметила, что интерактивное занятие, посвященное книге «Домострой», является одним из востребованных в последнее время: «Говоря со школьниками об этой удивительно полезной и выразительно написанной книге,  созданной как свод норм и правил жизни подлинного христианина и как учебник домашней жизни, мы преследуем  как минимум две цели. Первая – ознакомить ребят с  традиционным для России пониманием семьи и семейного уклада, а вторая – показать, что основные положения «Домостроя», созданного 500 лет назад, остаются актуальными и для современной семьи».

Прежде чем перейти непосредственно к теме разговора, Марина Александровна попросила ребят подумать над тем, чему может быть посвящена книга под названием «Домострой»? Как показали ответы, кто-то из подростков понял  название трактата буквально, кто-то сумел приблизиться к истине, сказав, что он учит, тому, как создать крепкую семью, как организовать  и вести домашнее хозяйство.

С нескрываемым интересом участники урока рассматривали саму книгу, написанную на церковно-славянском языке, и с еще большим интересом принялись определять с помощью подсказов в виде карточек с цифровыми обозначениями букв кириллического алфавита дату появления  «Домостроя».

Следующая часть занятия была посвящена истории появления книги и ее составителю – протопопу Сильвестру, духовному наставнику царя Ивана Грозного. Из рассказа Марины Александровны школьники узнали, что «Домострой» структурно разделен на несколько частей и включает в себя 67 глав.  При этом особое внимание было обращено на то, что этот свод русских традиционных правил и норм поведения человека в быту, в семье, в обществе имеет не просто тематическое, но и духовно-иерархическое устроение.  А главная тема книги – как обустроить дом и семью согласно воле Божией, поэтому содержание каждой главы, касается ли она молитвы в храме, рецептов выпечки хлеба или же воспитания детей, всегда основывается на понимании: все от Бога и ради Бога.

Затем началась самая увлекательная часть встречи: детям было предложено представить себя автором  «Домостроя» и составить оглавление книги, как это сделал бы он, исходи из значимости и первостепенности содержания глав. Сделать это нужно было практически – с помощью предметов из фондов Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии, символизирующих различные стороны человеческого бытия. Сосуд для ладана в  форме ангела, вышитые полотняные полотенца, миниатюрная копия шапки Мономаха, расписная и самая обыкновенная деревянная ложки, печной горшок, символизирующие  различные стороны человеческого бытия,  – все это было выстроено в ряд на столе перед детьми. Отдельно  из чувства благоговейности  была установлена икона  Святой Троицы.

Далеко не все варианты, получившиеся у ребят, совпали с вариантом протопопа Сильвестра. Однако важно отметить, что все школьники на первое место поставили икону. Разумеется, Марина Александровна помогла ребятам составить правильный вариант, объяснив последовательность расположения предметов, согласно первоисточнику.

В ходе совместного обсуждения дети сформулировали принцип построения «Домостроя». В  первую очередь определены  отношения человека к Богу и самодержцу, поскольку он, как  любой государственный деятель  несет ответственность за свой народ и страну,  общение в духовником, жертва на храм Божий и милостыня для нуждающихся,  и лишь во вторую –  семейная иерархия, поучения по воспитания детей, полезные советы по домоводству, правила гостеприимства и общения с людьми вне семейного круга.

Завершающая часть интерактивного занятия была посвящена  предметам быта и инструментам 19 – 20 века, давно вышедшим из обихода. Разглядывая диковинные приспособления, школьники  пытались угадать их названия и предназначение: для стирки, для стрижки овец, для валяния валенок, для чесания шерсти, для сверления и т.д.

Подводя своеобразный итог необычного урока, ребята  согласились с тем, что «Домострой» – до сих пор актуальная книга, потому что в ней заключены мудрые  советы по строению семьи и семейных отношений, взаимоотношений в обществе. А мудрые они потому, что основаны на таких непреходящих ценностях как любовь и благодарность к Богу, терпение, почитание старших, забота о близких,  милосердие, взаимовыручка и гостеприимство.

Марина Полянская