В гостях у отдыхающих и сотрудников центрального военного санатория «Слободка», расположенного в одноименном поселке Большой Тулы, побывали иерей Сергий Тимошенко, настоятель храма во имя преподобного Александра Свирского села Хомяково, и Олег Сенин, заместитель председателя Тульского отделения Общества русской словесности. Беседа, носившая просветительский характер, была посвящена событию, который недавно отпраздновала наша большая страна, – Дню народного единства.

Встреча началась приветственного слова священника Сергия Тимошенко, который поделился радостью от возможности встретиться с отдыхающими санатория: «Отрадно, что темой нашего общения является состоявшееся 4 ноября празднование Казанской иконе Божией Матери, которое мы, как люди православные, совершаем и почитаем, начиная с 17 века. Однако с 2005 года этот праздник стал государственным и именуется Днем народного единства, хотя в его основе по-прежнему находится православное торжество. Казалось бы, назвать новым праздник День народного единства уже нельзя, тем не менее, многие граждане нашей страны до сих пор не имеют полного представления о его истинном значении, а самое главное – актуальности. И сегодня нам предстоит интересный разговор на эту тему с Олегом Михайловичем Сениным, который является не только заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, но и преподавателем Тульской духовной семинарии, магистром богословия, литератором и просто человеком незаурядной судьбы, уверовавшим в Господа много лет назад».

Предваряя главную тему беседы – духовно-историческое основание праздника Дня народного единства – Олег Михайлович обратился к известной мудрости, гласящей, что рождаясь на свет, человек не выбирает, но получает свыше в дар самое дорогое: родителей, родину и веру. «С этим знанием из поколения в поколение жили наши предки, для которых их малая родина, родная земелька, будь то деревенька или городок, центром жизни, которых был православный храм, была отражением всего огромного Отечества. Ведь, как вы помните, с момента Крещения Руси князем Владимиром и на протяжении многих веков, вплоть до 1917 года, благодаря неустанному труду Церкви, мы в пределах нашей большой страны создали православную цивилизацию, – подчеркнул он.- И мы должны об этом помнить и иметь в виду, прежде всего, говоря о Дне народного единства, который был установлен государственной властью, но по инициативе Русской Православной Церкви, поскольку он имеет как историческое основание, так и религиозное содержание».

Далее гость кратко, но убедительно и доказательно ознакомил собравшихся с одним из сложнейших периодов русской истории, именуемым Смутным временем. При этом, исторический экскурс начался с предпосылок и причин его возникновения. А именно – с момента смерти царя Иоанна IV, именуемого Грозным, кратковременного правления его сына Федора Иоанновича и восшествием на престол в 1958 году боярина Бориса Годунова, положившего начало Смуте, продлившейся до 1612 года.

В своем повествовании Олег Михайлович обратился к важным событиям, составившим это трудное и страшное время: пресечение династии Рюриковичей, междуцарствие, трехлетний неурожай и страшный голод, бесконечные бунты и лихоимство, отсутствие управления появление самозванцев – Лжедмитриев, измена и вероотступничество бояр, жаждущих власти…. В итоге – захват Москвы и царского престола иноземцами и иноверцами. Все эти события и явились выражением государственного и общенационального кризиса, который был спровоцирован не только экономическими и социальными причинами, но в первую очередь – тяжким духовным состоянием власти и самого русского народа.

«Но Господь не оставил Россию и обратился к народу, как и всегда в трудные времена, через Матерь – Церковь, которая в Смутное время сохранила данное Богом устройство и порядок,- продолжил Олег Сенин.- Патриарх Московский Гермоген, который будучи священником в 1579 году возглавил в Казани крестный ход с образом новообретённой Казанской иконой Божией Матери, несмотря на то, что находился в заточении, с декабря 1610 года начал рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению. И эти обращения находили отклик в разных землях».

Особое внимание в повествовании было уделено осаде Троице-Сергиевой лавре, мужеству, которое по молитвам к Господу Богу, Пресвятой Богородице и Божиим угодникам, явили монахи, стрельцы и казаки, посадские люди и жители близлежащих деревень, ценою своей жизни не позволившие польско-литовским интервентам прорваться к Москве.

И, конечно же, о такому важному свидетельству того, что Господь не оставил Россию, находившуюся в то время на краю гибели: в Нижнем Новгороде, преподобный Сергий Радонежский явился городскому старосте, гражданину, как мы сейчас говорим, Козьме Минину и его, этого скромного, но уважаемого земляками человека, побудил обратиться к народу, чтобы поднять его на освобождение Москвы, а, следовательно, и России.

Обратившись к народу, Минин призвал его встать за родную веру, за землю и за государя, и люди откликнулись. Осенью 1611 года он начинает формировать ополчение и собирать средства на воинские нужды. Когда войско уже было собрано, а руководить им призвали опытного и авторитетного воеводу из Зарайска князя Дмитрия Пожарского, то прежде, чем выдвинуться к Москве, было приято решение несколько дней поститься, молиться и каяться. Народу было необходимо очищение совести через покаяние, возрождение веры и через молитвы, укрепление духа через упование на силу Божию и предстательство Пресвятой Богородицы.

А когда войско под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выступило в поход – впереди несли Казанскую икону Божией Матери, список чудотворного образа. С ним ополчение пришло в Ярославль, где остановилось на четыре месяца, затем – в Троице-Сергиеву Лавру и уже оттуда в Москву. При подходе ополченцев к осажденной столице, как свидетельствуют историки, произошло чудо, которая явила Богоматерь через Свой образ: если бы они пришли хотя бы на день позже, то столкнулись бы с прибывшим на подмогу полякам многочисленным и хорошо вооруженным войском из Литвы. Но прослышав, что ополчение стоит у стен московского Кремля, литовцы повернули назад.

«Начиная с 1649 года, празднование Казанского образа Божией Матери, через который Богоматерь явила Свою милость в избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году, стало повсеместным, хотя до этого момента, было торжеством Первопрестольной, – сказал в заключение Олег Михайлович. – Праздник этот был увековечен Русской Православной Церковью, а впоследствии – государством, ибо, как показала история, внутренний стержень русского человека, русского народа заключается в его преданности вере христианской, в любви к Богом данной ему родной земле, родной стране, к своей семье и роду».

Однако на этом встреча не закончилась – на радость слушателям гость прочитал несколько стихотворений известных русских поэтов, классиков и современности, воспевающих красоту Божьего мира, родную Отчизну, силу и мощь ее народа, его милосердие и доброту.

Отдыхающая санатория «Слободка» Вера Николаевна Потапова из города Сасово Рязанской области призналась: «Со слов Олега Михайловича мне стало понятна глубокая связь праздника народного единства с событиями Смуты. Кризис того времени стал возможным преодолеть лишь при общенародном покаянии и готовности жертвовать всем для спасения государства и православной веры.

В детстве, я помню, так соседи помогали старикам и вдовицам сажать, а по осени выкапывать картошку на огородах. Делали это с готовностью, легкой душой и чувством удовлетворенности. Именно этого нам надо держаться и в теперешней жизни».

Анна Владимировна Ходабурдина поблагодарила гостей и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество: «Сейчас в осенний период у нас заезды небольшие по численности, потому сегодня было так немного участников встречи. Однако по выражению лиц отдыхающих я видела, что беседа им пришлась по душе. С весны желающих послушать батюшку и Олега Михайловича будет значительно больше, а послушать есть что, и людям недостает такого общения, которое сближает и согревает душу».

Марина Полянская