Очередная встреча членов Клуба любителей искусств, состоявшаяся в стенах Тульской духовной семинарии, прошла под знаком авангардного искусства. В первую очередь члены клуба ознакомились с выставкой Михаила Левшина, известного тульского живописца, члена Союза художников России, «Революция глазами художника», а также приняли участие в мастер-классе, попробовав себя в качестве художников-новаторов.

Творчество Михаила Левшина хорошо знакомо членам Клуба любителей искусств. Выставки известного мастера, которого с Тульской духовной семинарией и культурно-просветительским центром «Фавор» связывают давние и добрые отношения, всегда привлекают к себе внимание, удивляют и запоминаются. Однако выставка «Революция глазами художника», открывшаяся 7 ноября в день столетия октябрьских событий  — совершенно особенная, неоднозначная: и по замыслу, и по его воплощению. Но в большей степени  – по самому смысловому посылу художника, призывающего  зрителя  к откровенному разговору о современном искусстве, о происходящих в нем непростых, противоречивых процессах, начало которым  было положено еще в первое десятилетие  20-го века.

Об этом и шел разговор во время экскурсии по выставке  «Революция глазами художника», которую для участников неформального сообщества провел сам художник Михаил Левшин. В первую очередь он объяснил, что  представил  свое видение русской  революции, но не как политического и социального взрыва,  разразившегося 7 ноября (25 октября по старому стилю) в Петрограде в 1917году, а  как взрыва эстетического.

«Я достаточно долго размышлял  над тем, как именно мне воплотить  все, что я задумал.  Писать в  каком-нибудь узнаваемом авангардном стиле? Но это не совсем интересно, потому что будет выглядеть как копирование, — рассказывает  художник.-   И тогда я понял, что нужно просто представить себя в этом непростом времени, представить, как бы я жил,  стал бы я, выходец из рабочей семьи, художником, чтобы меня привлекло,  выбрал бы авангард или остался с реалистами … Вот так и родилось название проекта: «Революция глазами художника» .

По существу,  Михаил Викторович не просто представил  концепцию  выставки и свои работы, но рассказал том,  на каком историческим фоне зародилось и развивалось новаторское искусство, как формировался новый революционный  художественный язык, способный, по мнению его создателей, в отличие от устаревшего «буржуазного»  ответить на вызовы своего времени,  примирить повседневность  и искусство…  Разумеется, была затронута «идеология», выражаясь революционным языком,  некоторых известных течений, составивших русский авангард: футуризма, супрематизма, абстракционизма.

Говоря о периоде расцвета авангарда, продлившегося с 1914 по 1925 год,  Михаил Левшин, обратил  внимание на весьма примечательный факт. В 1920 году в Москве были открыты  Московские государственные высшие художественно-технические мастерские ( ВХУТЕМАС). Они были созданы  на основе слияния Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, а те в свою очередь – на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Так вот слушателями этих курсов мог стать  любой желающий, не имеющий  даже малейших способностей к рисованию, достаточно было  просто предъявить документы.

«Настолько авангардисты,  выступающие против любых форм традиционной искусства , разрушили представление о том,  что такое настоящая живопись, скульптура,  о том, что настоящий художник учится ни один год, а потом еще и совершенствуется всю свою жизнь»,  — произнес он, —  И я вас уверяю, что большая часть из вас, здесь присутствующих,  так же легко и просто, если бы захотели , смогли бы стать студентами ВХУТЕМАСа. А по окончанию курсов смело  называли  себя художниками».

Так, собственно прозвучало приглашение на мастер-класс по основам супрематизма. При этом, было объявлено, что  начинающим художникам, предстоит выполнить задание,  включенное в учебную программу самим основателем направления – Каземиром Малевичем. А именно —  композицию «Полет геометрических фигур на Луну».

Начинающие художники с помощью Михаила Викторовича вспомнили  основные принципы супрематизма, распределили  между собой  карандаши и краски  трех цветов,  как и заповедовал Малевич,  и приступили к делу. Далеко не у всех получилось сразу составить композицию из казалось  бы простых геометрических фигур: кругов, квадратов , прямоугольников разных размеров… Но довольно скоро  возникшие сложности были разрешены и началось самое настоящее творчество в рамках интуитивного понимания художественного метода. К тому же  Михаил Викторович с готовностью отвечал на все вопросы, давал советы – причем не столько от своего имени, сколько от имени Малевича, приводя цитаты из его программных статей и очерков, к которым он обращался сам в пору работы над выставкой.

«Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы, говоря образно, вам будет легче читать авангард. Поняв, какая роль в нем отводится форме, цвету, фигурам, вы  будете смотреть на полотно  уже не поверхностным взглядом, а как на некую  систему творческих  координат,  — обратился художник к участникам занятия. – Вторая цель нашего мастер-класса заключается  в том, чтобы вы уяснили для себя  следующее: авангард в любом своем проявлении  — это абсолютное  противопоставление  традиционному искусству, академической школе , а, значит, это примитивное искусство.  Вроде бы мысль простая и понятная. Но, как показывает жизнь, понятна она далеко не всем, потому что художники, искусствоведы, масс-медиа  продолжают преподносить  современное искусство, которое так же принято называть авангардным, актуальным как  искусство профессиональное.

Важно не забывать, что все относительно.  Создатели русского авангарда были  настоящими художниками, они получили хорошее классическое образование. Для них авангард стал  возможностью выразить свой протест традиционному искусству, который возник в определенном историческом контексте. Поэтому-то  каждое направление  имело свою философию, идеологию. Они  искали не только новые формы, но и новое содержание. Современное искусство, считающее себя  авангардом, примитивно  даже по отношению к  основоположникам авангарда. Оно  уже вторично, потому что  создать что-то новаторское  сегодня просто невозможно, что не придумай – все это уже было.  Если говорить откровенно, это такой  протест ради протеста,  но за ним не стит искать никакого смысла, его просто нет».

Ольга Ивановна Николаева, не  отрываясь от работы,  поделилась мыслями о  сегодняшней встрече: «Замечательно всё! В первую очередь –  выставка. И очень хорошо, что нас с ней ознакомил  сам автор, иначе, боюсь, многое  так и осталось бы непонятным. Хотя, конечно, к ней можно вернуться еще раз, внимательнее рассмотреть работы, поразмышлять. Но первое впечатление достаточно  сильное. Удивительно, как  удалось Михаилу Викторовичу создать  слепок  такого сложного, противоречивого периода в истории нашего искусства, в истории страны. Очень хорошо, что состоялся мастер-класс. Это всегда  интересно – попробовать себя в чем-то новом. Думаю, что эту картину я смогу уже выставить на семейный  аукцион ( смеется)!»

Словно дополняет рассуждения Ольги Ивановны другая давняя участница клуба  — Надежда Феоктистовна Табакова: «Спасибо  Михаилу Левшину за проведенный  мастер-класс. Сначала думала, что картина моя будет совсем уж простой и скучной. Но потом какие-то неожиданные мысли стали возникать, какие-то воспоминания, ассоциации. Увлекаешься незаметно. Большой плюс, конечно в том, что мы просмотрели выставку Михаила Викторовича, услышали много интересного от него, вдохновились его идеями.  Общение с творческими людьми всегда полезно, начинаешь смотреть на мир по-другому, замечать многое, чему раньше не придавала значение. Так что будем ждать нового занятия!»

Марина Полянская, фото автора