В стенах Плехановского библиотечного пункта Хрущевского библиотечного объединения прошла встреча читателей библиотеки, членов клуба «Благовест» с иереем Евгением Руденко, настоятелем Богоявленского храма села Хрущево и храма во имя святой блаженной Матроны Московской поселка Плеханово, и Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподавателем Тульской духовной семинарии, литератором и публицистом. Тема встречи было определена датой, которая в нынешнем году привлекает – столетием Октябрьской революции.

Тепло и радушно собравшиеся в этот вечер в стенах библиотеки люди самых разных возрастов – от школьников до пенсионеров – тепло и радушно, как встречают, действительно близких людей, встретили своего батюшку – отца Евгения и Олега Михайловича Сенина, с которым их связывают давние и крепкие отношения.

Открывая встречу, Светлана Николаевна Лихачева, библиотекарь Плехановского библиотечного пункта, обозначила тематический вектор предстоящего общения: «Разговор нам предстоит весьма непростой. Мы попытаемся разобраться в духовно-исторических последствиях Октябрьской революции. Историки до сих пор спорят о том, как именно расценивать события, произошедшие 7 ноября 2017 года: одни убеждены, что революция, изменившая жизнь не только России, но и всего мира, другие – что государственный переворот. Итак, что же пережила наша страна: национальную катастрофу, приведшую к гражданской войне и к установлению тоталитарной системы, или прогрессивное событие в истории человечества? Какие уроки наше государство, общество и народ может вынести из того, что теперь уже составляет наше прошлое? Надеемся, что беседа с нашим гостем – Олегом Михайловичем Сениным – поможет нам приблизиться к ответам пусть не на все, но хотя бы на некоторые из вопросов».

Олег Михайлович в свою очередь также начал разговор с вопроса: чем же отличается коммунизм, который обещала народу советская власть, от христианства. После совместных рассуждений присутствующие пришли к выводу: христианство, исполненное верой, дает человеку понимание своего предназначения, смысла жизни, заключающегося в познании Господа, следованию Заповедям Божиим.

Большевики, впоследствии, коммунисты, отказавшись от христианства, подняли русский народ многообещающими лозунгами о свободе, равенстве и братстве, положив их со временем в основу новой, советской идеологии. Воинствующий атеизм, насаждаемый новой властью, способствовал тому, что лишил человека веры в Бога, дал ему неограниченную внутреннюю свободу, которая открыла в нем далеко не самые лучшие стороны.

В ходе дальнейшего разговора Олег Сенин убедительно и доказательно показал, в чем заключались губительные последствия отказа новой власти от веры в Бога, поругания Православия, и замена их коммунистической идеологией, обещанием построить на земле рай без Бога.

В итоге, в первые же годы была объявлена диктатура пролетариата, в пылу классовой борьбы целенаправленно, жестко и страшно уничтожались целые сословия: дворянство, купечество, духовенство, вскоре была объявлена братоубийственная Гражданская война. А едва страна начала приходить в себя – начались репрессии. Но еще больше человеческих жизней, только нерожденных, унесла легализация абортов: советская Россия стала первой страной в мире, узаконившей искусственное прерывание беременности, преступив через Евангельскую заповедь, гласящую «не убий».

Не остался без внимания вопрос о свободах и равных правах, с которыми принято отождествлять власть Советов. Да, первоначально крестьяне получили землю, но вскоре же в результате коллективизации и раскулачивания остались без нее, как и всякой другой собственности. Таким образом, крестьяне, став колхозниками, были уравнены с пролетариатом, которому, как известно, нечего было терять, кроме своих цепей. В советское время крестьянство оказалось в униженном положении, было лишено жизненных возможностей и элементарного права покидать свою деревню без разрешения властей, что вновь сделало людей крепостными. То самое обещанное социальное равноправие и демократия со временем обернулись разделением общества: правящая элита заменила собой самодержавие, создав культ вождей. Однако гораздо более разрушительное действие на национальное самосознание оказало искажение прошлого, объявление его позорным, что привело к уничтожению народной памяти, к потере связи с предыдущими поколениями, накопленным ими опытом, родными традициями…

«Говоря о советском прошлом нашей страны в контексте духовно-исторических последствий и уроков, неизбежно вспоминаются мудрые слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказанные им в начале минувшего века, когда над Российской империей уже начали сгущаться революционные тучи, когда зазвучали призывы к смене самодержавия на конституционное демократическое управление: «Им не нравится старинное построение государства на основании благословения и закона Божия, они думают, гораздо лучше воздвигнуть здание человеческого общества в новом вкусе, на песке народных мнений, и поддержать оное бурями бесконечных распрей… Приписывая царскую и самодержавную власть народу, то есть рукам и ногам предоставляют должность головы, народ у них царствует мятежами, крамолами, разбоями, грабежами, сожигательствами…Демократия – в аду, а на небе – Царство». Одним словом, нельзя выпускать страшного джинна из бутылки, поскольку в каждом из нас пребывает первородный грех, наклонность ко злу, которыми мы спасемся силой Крещения, благодатью Божией, подаваемой нам в церковных Таинствах, – произнес Олег Сенин.- Но в тоже время мы не должны поступать так же, как некогда большевики – перечеркивать историю своей страны, клеймить ее позором. Важно уметь и дорожить памятью тех, кто создавал эту историю. Да, люди во многом обманывались, да слепо верили в несуществующие идеалы. Но в тоже время, нашему народу пришлось пройти через множество испытаний, и он это сделал достойно, проявив самоотвержение, любовь к своей стране. Это те же люди проливали кровь и отдавали жизни в борьбе с фашизмом, создавали своим трудом, движимые энтузиазмом, промышленность страны, работали на ударных стройках, живя в бараках и обходясь малым. К сожалению, со временем эти качества угасли, что и привело к перестройке и развалу Советского Союза».

В заключение Олег Михайлович особо подчеркнул, что, несмотря на то, что наше общество еще не примерилось до конца с прошлым, оно должно быть единым в настоящем и будущем, чтобы снова не ввергнуть страну в смутные времена.

Беседу продолжил иерей Евгений Руденко, настоятель Богоявленского храма села Хрущево и храма во имя святой блаженной Матроны Московской поселка Плеханово, который заметил, что тема духовных и нравственных уроков наследия Октябрьской революции сложная и многогранная. «Когда обращаешься к Книге Книг – Библии – в поиске ответов на сложные исторические вопросы, то неизменно их находишь. Многим из нас известен период Ветхозаветной истории, называемый Вавилонским пленом, который неизбежно вспоминается в связи советской властью, – произнес батюшка.- Иудеи были уведены царем Месопотамии Навуходоносором в 605 году до Рождества Христова, и плен их продлился 70 лет. Заметьте – как и правление коммунистов. Господь через Своих пророков предупреждал и вразумлял иудейский народ не следовать за миром, не служить идолам. Но Израиль оказался недостоин милости Божией и щедрот, которые Господь посылал им : пророков гнали, всячески преследовали, а истинная вера была разменяна на поклонение ложным богам. Однако, за семьдесят лет плена, иудеи поняли, что они должны сплотиться, чтобы не раствориться среди многочисленных народов вавилонского царства. И сплотила их истинная вера в единого Бога. Однако для того, чтобы раскаяться в своих грехах, в первую очередь, в том, что они отвернулись от веры своих предков, от Господа, им понадобилось 70 лет».

По словам Натальи Шаховой, одной из участниц встречи, она сегодня почерпнула много полезного: «Беседа получилась запоминающейся, насыщенной историческими фактами, личными воспоминаниями о жизни в Советском Союзе Олега Михайловича и других представителей старшего поколения. Для нас, молодого поколения, родившегося уже после перестройки, это особенно интересно. Мне запомнилась мысль, высказанная нашим гостем, что не стоит отказываться от своего прошлого, каким бы они не было, не стоит ломать копий. Нужно делать выводы и не забывать, что раскол в обществе начинается всегда с того, что люди перестают благодарить Бога за то, что имеют, перестают думать о душе, а только том, что они живут не так, как им хотелось бы. Это сегодня очень актуально».

Согласен с Натальей и Дмитрий Яковлев, который в этом году заканчивает школу: «Меня вообще привлекает история, и особенно история России. Поэтому я стараюсь читать историческую литературу, смотреть документальные фильмы, вместе с родителями бывать на таких беседах. Особенно, когда их проводит Олег Михайлович, его всегда интересно послушать. Если говорить о сегодняшней встрече и ее теме, то мне открылся новый взгляд на Октябрьскую революцию – с точки зрения изменений духовной жизни общества, народа. Мне это интересно. Надеюсь, что у нас еще будет возможность пообщаться с Олегом Михайловичем на эту тему».

Марина Полянская, фото автора