Воспитанники Муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества и учащиеся школ города Богородицка получили замечательную возможность прикоснуться к истории российско книжной культуры. Интерактивные занятия, посвященные этой объемной теме, провела Марина Михалёва, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Местом встречи детей самых разных возрастов из различных учебных заведений, которых привлекало не только предстоящее необычный урок, но и возможность познакомиться друг с другом, стал великолепный богородицкий Дворец детского творчества.

Вера Евгеньевна Шамаева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», отметила, что идея организовать подобную встречу с Мариной Михалёвой, представляющей епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор», нашла поддержку не только у руководства Дворца детского творчества, но и у сотрудников Комитета по образованию Богородицкого района: «Мы в работе с детьми уделяем большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Наши воспитанники участвуют в маршрутах по изучению героического прошлого наших земляков, истории родного края, в различных областных и муниципальных творческих конкурсах, непосредственно направленных на изучение и сохранение традиционных ценностей, православной веры и культуры.

Так, в частности неоднократно они становились участниками Церковно-краеведческих чтений, которые проводит Тульская духовная семинария. Там-то мы и познакомились с Мариной Александровной Михалевой, с программой тематических интерактивных занятий центра «Фавор», открыли для себя музейные собрания семинарии, среди которых особое место занимает собрание редких, древних книг. Поэтому мы решили, что познакомиться с этим богатством должны не только наши воспитанники, но и школьники богородицких школ. Наше предложение нашло отклик, и сегодня состоятся занятия с тремя разными группами ребят, в число которых вошли учащиеся всех школ нашего города.

На мой взгляд, приобщение детей к истокам книжной культуры играет важную роль в формировании у них интереса к книге, любви к чтению, к русской словесности, как источнику духовности».

Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалева отметила: «Безусловно, тема интерактивного занятия «Русская книжная культура» — объемная и многогранная. Но все же первоочередная его задача представить книгу не только как памятник духовной и материальной культуры, но и как

составной части культуры русского народа, подготовившей фундамент для создания российской государственности. Об этом свидетельствует сама история: Промыслом Божиим в 862 году в пределы Руси была привнесена славянская азбука, и этот же год принято считать годом основания Древнерусского государства.

Иными словами, наша цель донести сегодня до ребят, что от Крещения и до сегодняшнего времени Россия была и по-прежнему остается книжной державой, и на протяжении столетий бережное отношение к книжному слову, постоянное обращение к нему остается благочестивой традицией нашего народа, а книга – «духовным руководителем» на великом книжном пути».

В процессе общения с ребятами из трех разных групп основной акцент был сделан именно на этой мысли, которая, исходя из возраста юных слушателей, прозвучала в различных интерпретациях. Однако всех без исключения участников интерактивного занятия поразили темпы развития письменности, распространения и утверждения книголюбия на Руси. На что указывает такой факт: в 988 году Русь приняла Святое Крещение и менее чем через сто лет, приблизительно в 1056-1057 году, было переписано Остромирово Евангелие – великолепный памятник книжного искусства, но в первую очередь – свидетельство духовного просвещения Руси появившийся в результате перевода Святого Благовествования с греческого языка на церковнославянский.

Разумеется, значительная часть каждого занятия была посвящена книгам, которые ознаменовали пришествие на русскую землю православной веры, несли свет Священного Писания, учили молитве, жизни по христианским заповедям, знакомили с житиями святых…

Чтобы проникнуться сполна красотой и мудростью церковнославянского языка, участникам встречи была предложена словесная зарядка под названием «Чтобы значили эти слова?». Марина Александровна предложила набор весьма поучительных слов и цитат из книги Ольги Седаковой «Церковнославно-русские паронимы». Так, узнав, что мнение — это безумное превозношение, иллюзия, ребята призадумались над тем, стоит ли торопиться с выводами и сгоряча высказывать свое мнение. Определенный урок был вынесен после знакомства с истинным значением слова «безнадежно», которое в церковнославянском языке означает не безвыходность и отчаяние, а «сверх ожидания»: «Ты дал еси им изобильну воду безнадежно», — гласит цитата из 11 главы Книги премудрости Соломона.

После такой необычной разминки ребята попробовали прочитать заранее приготовленные тексты на церковнославянском языке из акафистов, сборников житий Божиих угодников, Последования ко Святому Причащению и других книг духовного содержания, изданных в 18-19 веках.

Замечательно была воспринята часть урока, посвященная книге, как произведению искусства, обладающим определенной художественной ценностью. С восторгом дети рассматривали уникальные печатные и рукописные книги из книгохранилища Тульской духовной семинарии, пробовали на ощупь бумагу, изготовленную из вываренной ветоши, вдыхали запах страниц, впитавших в себя за десятки лет запах свечного воска, лампадного масла и ладана, с удовольствием стучали по деревянным обложкам, обтянутым кожей, разглядывали нарядно украшенные буквицы и красивые заставки…

Закончилась встреча с каждой группой традиционно практической частью. Все желающие смогли поупражняться в письме самым настоящим гусиным пером, а также попробовать свои силы в искусстве красивого и изящного письма перьевой ручкой, какой писали их бабушки и дедушки в школе.

При этом, Марина Александровна попросила ребят написать важные, значительные, на их взгляд, слова. Воодушевленные возвышенными словами, только что прочитанными в мудрых и добрых книгах, к радости гостьи и педагогов, большая часть участников занятия обратились к словам «любовь», «добро», «сердечность», а рядом с ними старательно вывели имена своих родных…

Одна из участниц интерактивного занятия Юлия Костенко, воспитанница творческого объединения «Память» Дворца детского (юношеского) творчества и ученица МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Богородицка, подчеркнула, что, несмотря на информационную насыщенность, занятие прошло легко и динамично: «Во многом, благодаря тому, что Марина Александровна хороший рассказчик, у нее очень богатый словарный запас, как у настоящего ценителя русской словесности. Такую непростую тему она преподнесла нам живо, эмоционально. Мы тоже принимали участие в разговоре, так что было интересно. Особенно мне запомнилась информация о реформах русского языка, которые были проведены в разное время, о том, как вместе с ними менялась русская орфография, изменялся, а порой и утрачивался смысл слов. А самые важные слова, которые я написала, это мир, свобода, счастье, милосердие и отзывчивость».

Наташа Крючкова, ученица 7 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Богородицка поделилась: «Занятие мне очень понравилось, я узнала много интересного о том, какие книги первыми появились на Руси, что сначала их делали из телячьей кожи, а потом бумагу вываривали из ветоши. Марина Александровна показала нам много старинных книг. Среди них заметно выделялась одна рукописная книга, украшенная красивыми рисунками. Мне очень понравилось читать текст на церковнославянском языке, но больше всего — писать гусиным пером. Хоть у меня и не очень хорошо получилось, но меня это очень увлекло. Я написала слово «любовь»!».

Ксения Сергеевна Дуванова, педагог-организатор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Богородицка выразила от имени педагогов и ребят огромную благодарность и признательность Марине Александровне за проведенное занятие: «Мероприятие удалось и произвело на детей заметное впечатление. Марина Александровна с таким воодушевлением подошла к уроку, так грамотно расставляла во время общения акценты на разных моментах темы. Ребята не просто узнали много нового из истории письменности, русской книжной культуры, но и смогли прикоснуться к уникальным книгам, подержали их в руках, прониклись их красотой, духом. И это тоже немаловажно, поскольку сейчас все чаше книга уступает место современным гаджетам. Будем надеяться, что сегодняшнее занятие станет еще одним напоминанием о том, какую важную роль в жизни человека во все времена играет хороша, умная, добрая книга. Одним словом, мы все будем очень рады новой встрече с Мариной Александровной!».

Марина Полянская, фото автора