В Преображенском соборе г. Тулы в рамках ХII Областных Рождественских образовательных чтений состоялось секционное заседание отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии на тему: «Осмысление концепции духовно-нравственного воспитания через призму социального служения и национальных ценностей», собравшее около 40 представителей духовенства и мирян из социальных групп милосердия и сестричеств Тульской епархии.

Работу секции возглавил протоиерей Виктор Рябовол, заместитель председателя Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, духовник сестричества во имя святых Жен-мироносиц при Всехсвятском кафедральном соборе Центрального благочиния г. Тулы, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководитель Епархиального центра по противодействию и профилактике алко-и наркозависимости.

Разноплановая тематика представленных к обсуждению докладов отражала различные аспекты и особенности церковного социального служения. Динамизм социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня человеческое сообщество всё настойчивее обращаться к теме духовно-нравственного воспитания, выступающего условием и средством сохранения как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Серьёзная проблема современности состоит, в том числе, и в забвении правил нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей, когда общество забывает о непреложном постулате необходимости «возвращения блага в лоно морали».

Как известно, социальное служение – это исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия. Милосердие – инициативное чувство и активное действие проявления к человеку сострадания и любви, это не жалость, это образ жизни всего церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие – это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, а «ради Христа». Милосердие побуждает заботиться о спасении ближнего в самом широком смысле этого слова, и, прежде всего, о Спасении бессмертной души каждого человека.

Собравшиеся на секционном форуме священники и миряне совместно размышляли о том, что целостность и продуманность социального служения помогает объяснить те или иные явления, ответить на вопросы и преодолеть противоречия, неизбежно возникающие у каждого социального работника. По словам Леонардо да Винчи, «Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет». Теория – это рассуждение и размышление, основанное как на объективных данных, так и на наших собственных ощущениях и мыслях. Теория может и должна опираться на практику, а может выходить за пределы практики, тем самым согласуя и примиряя личный опыт человека с опытом других людей.

Всеобъемлющая тема Рождественских Чтений позволила выступающим обратиться как к историческим фактам, так и к анализу конкретных примеров и ситуаций из приходской практики.

Иерей Александр Елисеев, клирик храма в честь великомученика Димитрия Солунского г. Тулы, координатор работы с глухими и слабослышащими людьми Тульской епархии обратился к исследованию традиций введения глухих и слабослышащих в церковную жизнь.

Понятие «немой» было характерно для педагогики и медицины дореволюционной России. Современные неслышащие люди получают хорошее образование и живут насыщенной жизнью. В советское время педагогами и сурдопереводчиками были созданы прекрасные условия для социализации глухих и слабослышащих, но инвалиды по слуху практически не участвовали в церковной жизни. В девяностые годы XX столетия начинается возрождение приходских общин глухих: в Москве, Минске, Вологде и Астрахани, Санкт-Петербурге, Львове, Казани, Новосибирске и многих других городах.

Но сказать, что духовное просвещение глухих – явление новейшей истории, нельзя. В древнем обществе глухие имели низкий общественный статус. Геродот считал глухих неспособными, Аристотель – необучаемыми. Приобщение глухих к христианскому вероучению в Европе началось в XVI веке.

В России при монастырях существовали приюты, больницы и богадельни для сирот, нищих и убогих. В 1763 году в Москве был открыт первый воспитательный дом, а в 1806 году императрица Мария Фёдоровна основала первое училище для глухонемых в Павловске, где обучающиеся становились «участниками Христовой веры». Со временем при училище был построен храм, в котором неслышащие люди принимали участие в богослужении.

Существует 2 типа богослужения для неслышащих: ориентированное непосредственно на них; и богослужение, совершаемое в обычном порядке, но сопровождающееся сурдопереводом. Второй вариант распространен чаще.

При богослужении, ориентированном на глухих, священник читает молитвы на языке жестов. Неторопливый, плавный перевод более доступен восприятию неслышащих и помогает избежать рассинхронизации действий во время Божественной Литургии при запаздывающем переводе.

Каждому из нас необходимо помнить о том, что глухие – это часть большого сообщества людей. Если в храме появляется глухой или слабослышащий прихожанин, нужно установить с ним контакт: приветливо улыбнуться, кивнуть, махнуть рукой, т.е. показать своё расположение. А далее следовать правилам привычного общения.

Выступления протоиерея Сергия Сёмочкина, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник” с. Лёвинка Богородицкого благочиния и иерея Алексия Зенина, настоятеля Свято-Богоявленского храма с. Хитровщина Кимовского благочиния затронули опыт организации церковного социального служения в сельской местности.

Протоиерей Сергий Сёмочкин напомнил собравшимся, что «всё, чем проявляет себя Церковь в этом мире – это Евангельское благовестие, исполнение Заповедей Божиих и душепопечение! Можно сказать, что Церковь проводит социальную, молодежную, миссионерскую работу, но это будет условно. Церковь просто живет двумя главными заповедями Божиими, выражая их через многообразие своего служения. Первая заповедь Нового Завета: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». (Мк. 12:30)

И вторая заповедь, подобная первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мк.12:31)

Затронул отец Сергий и особенности менталитета сельского жителя: «Наиболее консервативной, то есть традиционной группой населения являются жители села. Это связано и с ритмом жизни, он сезонный, привязан ко временам года, а следовательно более соразмерен. И с родственными связями, иногда во всём селе жители носят две-три фамилии. И живут, и общаются по принципу – “родственников не выбирают”. Да и соседей приходится терпеть, как в квартире за дверью не спрячешься, огород не перенесешь, скотину не перевезёшь. Вот и исполняют люди закон Христов, «друг друга тяготы нося». (Гал. 6:2)

Люди, живущие бок о бок из поколения в поколение, знают друг о друге всё: и хорошее, и плохое. Для того, чтобы стать равноправным членом этого сообщества, односельчанином, нужно влиться в эту жизнь делами. Только делами, по поступкам будут оценивать вас люди.

Христос в Евангелии говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, да видя добрые дела ваши, люди прославили Отца вашего, Который на небесах». (Мф. 5:16)

И если мы, христиане, исполним слова Спасителя, тогда, то делание, которое мы называем социальным служением, в техническом плане, будет довольно простым и необременительным».

Иерей Алексий Зенин на примере конкретных случаев рассказал о концепции социального служения на приходе Свято-Богоявленского храма с. Хитровщина и сложностях, возникающих у приходского социального работника. Отдельным вопросом стала тема иждивенческого поведения отдельных людей, ведь после оказания помощи в преодолении кризисной ситуации человек должен стремиться вернуться к самостоятельной жизни, но так, к сожалению, получается не всегда.

Тем значимее примеры полноценного воцерковления и, главное, изменения не только мышления, но и образа жизни принимающих помощь молодых семей, поскольку проблема смены поколений на сельском приходе с уходом в мир иной постоянных пожилых прихожанок очень актуальна.

«Духовные и душевные аспекты зависимости и её влияние на жизнь человека на примере игромании» и «Азартные игры вне времени и границ»: на примере произведений классической литературы и современности» – так звучали темы докладов протоиерея Виктора Рябовола, настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководителя Епархиального центра по противодействию и профилактике алко-и наркозависимости и Ольги Павловны Зеленовой, сотрудника отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии, предложенные к дальнейшему углубленному профессиональному обсуждению в рамках научно-практической конференции с привлечением специалистов из Тульского общества православных врачей.

Отец Виктор рассмотрел духовные причины возникновения страсти к азартным играм. Основой единения человека с Богом является любовь. Это деятельная сила для жизни и творчества. После грехопадения человек подчиняется закону «Трех «С»: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Каждая буква «С» подразумевает создание новой «вселенной», центром которой является эгоистическое «Я».

Игромания, а также её современный, более изощренный вид – компьютерная зависимость, базируются на сребролюбии и славолюбии. Общество новой формации строится на стремлении к деньгам и славе мира сего.

Личные качества человека выстраиваются на основе душевных сил: рассудка (умная сила), чувств (эмоций) и человеческой воли. Чем питаются эти свойства? – Фантазией, образами нашей памяти. Чувства связаны со зрением, слухом, обонянием, осязанием. Действуют в нас и инстинкты, и условные рефлексы.

Всякая игра делится на три части. Вначале возникает интерес: «Я просто попробую!»

Потом появляются ставки: «Но это же небольшие деньги! Это не страшно!», – успокаивает себя игрок.

Отсюда рождается иной интерес – желание «заработать». Игра опирается на сребролюбие, к которому примешивается тщеславие. Человек верит в то, что он – особенный, и ему непременно повезёт.

И, наконец, третья стадия: у игрока уже есть долг, и он играет, чтобы его отдать.

Результатом любой игровой зависимости становятся необратимые личностные изменения и искажение чувств. В этом таится её основная опасность.

И это хорошо понимали гениальные писатели, как русские, так и зарубежные. Историю возникновения азартных игр, наложения запретов и новых всплесков пагубного пристрастия подробно проследила в своём сообщении, сопровождаемом презентацией и фрагментом художественного фильма – экранизацией новеллы известного немецкого писателя Стефана Цвейга “24 часа из жизни женщины”, Ольга Павловна Зеленова.

Проделав внушительный путь развития вместе с цивилизацией, игровая индустрия стала её частью. Например, в культуре. Во многих её направлениях азартная тематика проявила себя и прочно закрепилась. Это: изобразительное искусство – многие художники любили рисовать игроков и страсти, бушующие в их глазах; музыка – темой бесчисленных песен, оперетт и мюзиклов стала азартная игра; художественная литература – написано немало книг об игромании и её проявлениях в обществе.

Золотой век русской литературы совпал с “золотым веком карточным”. При императрице Екатерине, по свидетельству историков, дворяне просиживали за картами часами, играли и мужчины, и женщины, и старые, и молодые. В начале XIX века страну захлестнула уже настоящая игромания. Всё это нашло отражение в русской литературе. Вспомним персонажей Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др. Мастера слова талантливо показывают, как азартная игра разрушает психику героев, делает их одержимыми этой страстью и доводит до гибели.

Сообщения Нины Петровны Зеленской, старшей сестры милосердия Тульского сестричества во имя святых Жен-мироносиц при Всехсвятском кафедральном соборе Центрального благочиния г. Тулы, Ирины Петровны Лукъяновой, сестры милосердия сестричества во имя прп. Сергия Радонежского г. Новомосковск Новомосковского благочиния, Галины Сергеевны Акимовой, старшей сестры милосердия сестричества во имя прп. Сергия Радонежского при храме прп. Сергия Радонежского Северного благочиния г.Тулы, Галины Владимировны Курденковой, старшей сестры милосердия сестричества в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой при храме Преображения Господня г. Донского Новомосковского благочиния и Елены Сергеевны Ясинской, старшей сестры милосердия сестричества в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при храме иконы Божией Матери «Державная» п. Косая Гора Западного благочиния г. Тулы затронули особенно актуальную на фоне общего старения населения тему будущности сестричеств милосердия, связанную, прежде всего, с притоком новых сил в сестричества.

К сожалению, многих сестер, стоящих у истоков сестринского Христоцентричного служения, уже нет. Многие, по состоянию здоровья и вследствие возраста, уже не могут выполнять послушания, и скоро сами перейдут в разряд нуждающихся, а социальной работы не становится меньше.

В связи с этим старшие сёстры милосердия предложили: формировать при сестричествах добровольческое движение, объединяющее людей, готовых не только пассивно сочувствовать нуждающимся в помощи, но и оказывать им регулярную деятельную поддержку в свое свободное время; проводить лекционные курсы, затрагивая тему социального и нравственного престижа сестер милосердия в обществе, для студентов педагогических и медицинских учреждений; рекомендовать духовникам и руководителям Воскресных школ ввести курс «Уроки милосердия сестринского служения» для учащихся старших классов Воскресных школ и их родителей»; размещать информацию о сестринском служении в храмах и в СМИ с целью привлечения добровольцев и молодежи; создавать социальную рекламу тематической направленности; налаживать и укреплять партнерские отношения между сестричеством и светскими организациями волонтерского движения, различными благотворительными фондами; проводить «День открытых дверей» для всех желающих познакомиться с деятельностью сестер милосердия.

В ходе дискуссии сёстры отметили, что «посвятить свою жизнь делу служения готов далеко не каждый. И если пожилые женщины, худо-бедно поддерживающие свой быт пенсией, могут позволить себе бесплатно потрудиться во славу Божию и во спасение души, то молодым девушкам, студенткам, неоплачиваемая добровольческая деятельность грозит нищетой.

Женщины, работающие и обеспеченные, как правило, не могут уделить достаточного количества времени сестринскому служению из-за плотного рабочего графика и семьи. Поэтому сестричество на сегодняшний день является действительно и трудным, и жертвенным выбором».

Тем не менее, милосердие – это самое простое, что можно делать во все времена, уповая на помощь Божию и покровительство Пресвятой Богородицы.

В заключение секционного заседания протоиерей Виктор Рябовол от имени митрополита Тульского и Ефремовского Алексия вручил благодарность Галине Петровне Ковалёвой, директору ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» в связи с 20-летием создания отделения Центра, расположенного по адресу: г.Тула, ул. Седова, 31 «Г».

Настоящим подарком делегатам Рождественских Чтений стало выступление театрального коллектива Добровольческого молодежного центра Тульской епархии с мини-постановкой «Не запятнай души своей святой», посвященной нравственному выбору юношества: вслед за стремлением к удовольствиям вне брака согласно высшим нравственным и духовным законам придут опустошение и великая скорбь. Но, что невозможно человеку, возможно Богу. У каждого из нас есть выбор и время для покаяния.

Руководитель Добровольческого молодежного центра диакон Владимир Мартынов напомнил о возможности организации выступления добровольцев и в благочиниях Тульской епархии.

Возвращаясь на приходы для дальнейшего социального служения, участники секционной встречи размышляли о том, что всем нам, по мнению епископа Пантелеимона, главы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и духовника православной службы помощи «Милосердие», – необходимо неустанно благодарить Господа за возможность исполнять заповедь о любви. «Мы с вами, имея веру во Христа, знаем, что Он принимает сделанное для нуждающихся в помощи как сделанное для Него Самого. Когда каждый из нас отдаёт силы, материальные средства, молитвы, тогда и получается замечательное сотрудничество, такой плод любви, которым является церковная социальная служба».

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии