В миссионерском отделе Тульской епархии в рамках XII областных Рождественских образовательных чтений прошло заседание круглого стола на тему «Формы и методы современной миссионерской деятельности».

Его возглавил первый заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Серапион Митько, в работе приняли участие руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин, сотрудники миссионерского отдела, помощники благочинных по миссионерской работе, волонтеры, слушатели миссионерских курсов.

Протоиерей Павел Картушин в своем докладе «Миссия примирения» коснулся актуальной на сегодняшний день темы. Ведь в современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.

И миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»

– Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы в бытовой и социальной сферах к иным культурам и религиозным убеждениям, отметил отец Павел. –  Заповедь Господа Иисуса Христа призывает любить ближнего. А ближний для нас — любой человек, независимо от веры, национальности, пола и социального происхождения. Такое отношение к ближнему, обществу и ко всему миру является действием Божественной благодати согласно ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Миссия примирения развивается как «диалог жизни», когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, уважают друг друга, учатся друг у друга, потому что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «у нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего».

Докладчик коснулся важной темы: одним из важных аспектов миссии примирения является «миссия примирения в памяти», когда примирение происходит в социально политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения». Слова Господа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» показывают, что Евангелие адресовано всему человечеству, и никакая нация не может быть лишена права услышать о Христе.

Была в докладе тема, касающаяся деятельности миссионеров, которым надлежит, как указывает святитель Иннокентий, «иметь всегда скромное и смиренное расположение духа». Самое главное — иметь в сердце любовь к тем, кому проповедуешь.

– Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому непременно, оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения различных религиозных традиций, – сказал в завершение отец Павел.

Иерей Захария Сигарев рассказал об опыте воцерковлении людей на примере работы священнослужителей храма Владимирской Божьей Матери поселка Шатск, настоятелем которого он является.

Миссионерская работа с теми, кто ищет Господа, включает в себя предоглашение, оглашение и, собственно, само воцерковление. Отец Захария рассказал о тех методах, которые осуществляются на базе его храма, проблемах и путях их решения.

Докладчик коснулся и работы с подрастающим поколением.

– Зачастую в беседе знакомые священники на вопрос, ходят ли они в школу, отвечают отрицательно, мотивируя тем, что их не приглашают, – отметил отец Захария. –  Но не нужно дожидаться приглашения, мы должны сами налаживать этот контакт: Христос не сидел и не ждал, когда к нему придут люди, Он Сам шел к людям навстречу и проповедовал. Но есть проблема: не всегда детская, подростковая аудитории готовы говорить о Боге. Да и родителям тоже эта тема может не быть близкой. Что делать? Беседовать о том, что интересно и понятно каждому: о семье и браке, об отношениях родителей и детей с точки зрения христианского учения. И только потом, когда у собеседников уже сложится положительное отношение к людям верующим, к Церкви, заводить разговор о Боге…

Наше прагматичное время накладывает отпечатки на людей, зачастую отношение к Богу становится потребительским: заплатил в храме, получил услугу, и – все! А движения души навстречу Создателю отсутствуют, и даже на вопрос «Зачем нужна исповедь?» многие отвечают: «Чтобы мне на душе стало легче». Но разве это – отношения любви с Богом, с Церковью?

– Если перед тем как отпевать усопшего, призвать скорбящих родственников к молитве, объяснив им, что они собрались здесь, чтобы помочь ему, не оставлять одного отвечать перед Господом за всю свою жизнь, люди это запомнят. И поймут, что свое горе надо направлять не на собственный эгоизм, а – на молитву за ближнего, которого уже нет рядом, на любовь к нему. И можно заметить большую разницу в молитве – люди поймут, зачем они пришли в церковь, поскольку это будет первый опыт настоящей молитвы. А потом человек начнет задаваться вопросами, ходить в храм – на моем опыте таких людей немало, – сказал докладчик.

Тема доклада иерея Евгения Руденко – «Миссия в интернете». В начале своего сообщения он привел слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на Архиерейском Соборе: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги и социальные сети дают новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там – значит, расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в различных медиа проявляется огромный интерес, пусть не всегда здоровый, наш долг – обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей в Церкви…»

– Как мы видим, священноначалие благословляет нас на миссионерскую работу в сети, – отметил отец Евгений. Он в своем выступлении описал формы работы в сети, ее плюсы и минусы, динамику, а также привел примеры собственных наработок.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов в своем докладе «Апологетическая миссия», прежде всего, определил ее сущность на основе Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

«Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов»…»

Докладчик отметил, что для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность. Коснулся методов эффективного противодействия прозелитизму. Необходимо, в частности – актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений; активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.

Для эффективности работы необходимо использовать исторический опыт –  публичные беседы и диспуты, личное увещевание, листовки. А также – его современную реализациютематические встречи на приходах и вне церковной ограды миссионерские противосектантские программы.

Были освещены методы и современные способы апологетической миссии, к которым относятся современные средства коммуникации – соцсети, диспуты на форумах и др. интернет-площадках.

Иерей Павел Джерики рассказал о том, что сегодня из себя представляет внешняя миссия и каково ее назначение.

В завершении круглого стола первый заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Серапион Митько дал высокую оценку работе миссионерского отдела Тульской епархии, рассказал о сегодняшней ситуации, касающейся деятельности сект в России и ответил на вопросы.

Пресс-служба миссионерского отдела