Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин провел с прихожанами беседу о Рождественском посте.

Отец Павел рассказал об истории установления поста, а затем ответил на вопросы присутствующих на разные темы – как молиться на домашней молитве, какие поклоны в храме во время литургии следует класть – земные или поясные?

Началась беседа с истории установления Рождественского поста.

– Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий, – начал разговор отец Павел. –

Рождественский пост установлен Церковью за 40 дней до празднования Рождества Христова в честь этого величайшего события. Он призван, прежде всего, к тому, чтобы люди достойно, в чистоте тела, души и духа встретили рождающегося Младенца Христа. Этот пост подготавливает нас духовно, душевно и физически к этому величайшему для всего мира событию…

Отец Павел рассказал о том, как в разные времена, в том числе – во время гонений на православие, христиане соблюдали посты и хранили Веру Христову.

Он привел слова отцов Церкви о посте, отметил, что время поста должно быть благоприятным по некоторым причинам: человек должен очиститься от греха, должен сделаться готовым и годным для принятия Царства Небесного, которое есть внутри каждого человека, как говорит Христос.

И для того чтобы это величайшее дело совершилось, нам необходимо выполнять определенные правила и указания Святой Матери Церкви, которая завещает всем православным христианам определенный ритм жизни, тип питания, темп молитвы, определенное духовное состояние. Это способно изменить нашего внутреннего человека, возродить в нас духовного человека, очистить наше тело от греховной скверны, сделать его более утонченным, более легким, а нашу душу сделать более чувствительной к принятию величайшего события – Рождества Христова.

На вопрос одной из прихожанок, почему Рождественский пост называют Филипповым, отец Павел рассказал, что это – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост и называют Филипповым.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам святого Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Был вопрос и том, как при сегодняшнем темпе жизни поститься.

– Мы должны разделять некоторые общественные слои, которые действительно каждый живут своей жизнью, ответил отец Павел. – Монашествующие живут особенной, усиленной молитвой, усиленными богослужениями и воспоминаниями о Господе и Пресвятой Богородице. Если говорить о приходе, то также делается особый упор на наше внутреннее состояние: богослужения не становятся более длительными и скорбными, как во время Великого поста, но вместе с тем само это время пропитано духом встречи рождающегося Христа. С церковных амвонов также звучит проповедь о том, как необходимо проводить это время: воздерживаться от увеселений, придерживаться правил нашей Святой Церкви, воздерживаться от пьянства, блуда, от того, что оскверняет наше сердце, ум, душу. Чтобы наша домашняя молитва была пропитана духом любви, благодарности, созидания, чтобы за время поста мы вспомнили все наши грехи и прегрешения. И главное – не забывали прийти в это время в храм Божий покаяться и сделать себя причастными Евхаристической трапезе, которая совершается в каждом храме, сделаться таким человеком, который удовлетворял бы требованиям и благословениям Господа нашего Иисуса Христа.

Надо меньше уделять времени «желтой» прессе, отказаться от просмотра увеселительных передач. В это время православный христианин не сможет пойти в какой-нибудь клуб или театр, чтобы отвлечь свою душу от воспоминания о таких великих и спасительных событиях нашей христианской жизни, как Рождество Христово. Но главное – следует отказаться от осуждения, от того, что делает нашу душу более тяжелой и способной воспринимать в себя грех, поэтому Церковь рекомендует людям возрождать в себе духовного человека.

Прихожане спрашивали отца Павла, как ограничивать себя в пище, и он ответил, что людей, которые не могут по телесной немощи нести строгость поста, никто не заставляет соблюдать гастрономический пост. Тем, кто имеет хронические болезни, страдает сахарным диабетом, какими-то генетическими патологиями, когда пищеварительный тракт не может справиться с теми или иными продуктами, пост послабляется и усиливается молитвенная сторона. Таким людям рекомендуется воздерживаться от всего греховного, что отвлекает нас зрением, слухом, обонянием, осязанием и оскверняет нашу душу. Пост – это не цель, это средство спасения, он как колышек, который выравнивает криво растущее дерево и помогает нам справиться со страстями.

– Святые Отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление: «если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безрассудности; тогда как воздержание – одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждый же день вкушать со скудостью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждый день в определенной час», – говорит нам святой Феодор Студитский.

Истинный и прямой пост – воздержание от всякого зла, устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся», – говорит нам святитель Василий Великий.

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния», – читаем у святителя Иоанна Златоуста.

А в письмах игумена Николая (Воробьева) мы читаем: «В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе», – сказал в заключение беседы отец Павел.

Пресс-служба миссионерского отдела