По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в Тульской духовной семинарии прошел пятый семинар, посвященный архимандриту Киприану (Керну) – выдающемуся деятелю русской эмиграции, православному богослову, патрологу и литургисту. Организаторами семинара выступили епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» и Образовательный фонд имени братьев Трубецких.

Встреча, начавшаяся с совестной молитвы, продолжилась приветственным словом  директора епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Александровны Михалёвой: «Отрадно, что  с каждым годом Кернский семинар вызывает все больший интерес, – произнесла она. –  В число его участников входят  не только  исследователи, занимающиеся изучением историей Русской Духовной Миссии на Святой Земле, историей русского зарубежья, его философии, богословия и культуры,  но и все, кого привлекает  история Тульского края, поскольку архимандрит Киприан  (Керн) был нашим замечательным соотечественником».

Бессменный руководитель Кернского семинара иерей Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма города Венева, председатель Образовательного фонда имени братьев Трубецких, тепло поприветствовал участников семинара, а также отметил актуальность обращения к наследию архимандрита Киприана: «Важно, что история жизни и труды этого выдающегося  пастыря и богослова  обогащают нас в церковном смысле, – произнес он. – В тоже время в душевном, человеческом смысле,  мы приносим свое искреннее благодарение отцу Кипирану – человеку, потрудившемуся на благо Церкви, человеку, пережившему историческую катастрофу России, унесшему любимое Отечество с собой в эмиграцию и ставшего там его голосом».

Вместе с тем выступающий обратился к истории Кернского семинара, начавшейся в 2012 году,  вкратце напомнил основные темы, которые были рассмотрены за это время в его рамках, и презентовал недавно выпущенные сборники видеоматериалов  форума.

Перейдя к проблематике нынешнего семинара, отец Георгий отметил, что на сей раз в центре внимания находятся  Иерусалимский  дневник и эпистолярное наследие архимандрита Киприана (Керна), которые, по его словам, являются «документом  самосознания выдающейся во многих отношениях личности, а с момента их публикации –  и культурным явлением большой силы».

С  радостью отец Георгий  предоставил собравшимся  почетных гостей и основных докладчиков: диакона Александра Занемонца, кандидата исторических наук,  служащего в Иерусалиме, и  уже хорошо знакомую многим постоянным участникам Кернского семинара  Наталью  Юрьевну Сухову, доктора исторических наук, доктора церковной истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

С огромным интересом собравшиеся восприняли выступление отца Александра Занемонца – открывателя, исследователя, редактора и издателя «Иерусалимского дневника» архимандрита Киприана (Керна). Внушительная тетрадь, объемом в 284 полностью заполненных страниц,  была обнаружена им в архивах Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, где, как известно, долгие годы преподавал и жил отец Киприан. Своего часа – подготовки и публикации  – пока еще ждут хранящиеся там же и другие дневниковые тетради архимандрита Киприана.

Как отметил отец Александр, архимандрит Киприан в настоящее время известен скорее по парижскому этапу свой жизни – наиболее продолжительному и значительному. Однако не меньший интерес представляют собой и предшествующие периоды. И особенно – иерусалимский, когда будучи еще молодым человеком, которому не исполнись и тридцати лет, вскоре после пострижения в монахи, отец Киприан  возглавил Русскую Духовную Миссию на Святой Земле, находящейся в то время под правлением Британии. Все три года своего служения – с 1928- го по 1930- ый – он почти  каждый день  писал дневниковые заметки. Сегодня они представляют собой не только свидетельство жизни и быта  «русской Палестины», но и подробное свидетельство процесса  внутреннего изменения, эволюции  самого отца Киприана. В «Иерусалимском  дневнике» он предстает скорее как  фундаменталист, которому свойственна некоторая категоричность во многих вопросах духовной и церковной жизни, что контрастирует с его восприятием,  сложившимся позднее,  как весьма либерального профессора-богослова.

В ходе выступления отец Александр привел целый ряд дневниковых наблюдений архимандрита Киприана, сопровождая их комментариями и пояснениями, воссоздающими исторический контекст. В поле его зрения оказываются не только дела Русской Духовной Миссии, постоянное взаимодействие с англичанами, но жизнь и быт  русских монастырей, отношения, складывающиеся, как внутри русского духовенства, так и в общении с представителями иных конфессий, особая тема – связи с Россией, русским зарубежьем.

Затем к собравшимся обратилась Наталья Сухова, доктор исторических наук, доктор церковной истории СТПГУ. Ее исследование, которое еще  не опубликовано, перенесло слушателей в иную историческую эпоху – парижский период архимандрита Киприана. Основу работы составили уникальные архивные материалы, никак не введенные в научный оборот. А именно  – переписка отца Киприана (Керна) с иеромонахом Климентом (Лялиным)  –  представителем русской диаспоры, принявшим католичество, но со временем, по определению Натальи Юрьевны,  «дрейфовавшим» в сторону Православия.

«На мой взгляд,  этот источниковый комплекс представляет немалый интерес с точки зрения исторической. Прежде всего, с точки зрения так называемой «кернианы», и с точки зрения русской диаспоры, ее межконфессиональных связей, а, значит, и с точки зрения истории Русской Православной Церкви в целом, –  подчеркнула Наталья Юрьевна. – Но не с богословской позиции, а с точки зрения вопросов, поднимаемых в переписке двумя незаурядными личностями».

Тематика переписки, длившейся двадцать лет, с 1937 по 1957 год, с разной интенсивностью, обширна, чувствуется, что вопросы, затронутые в ней, были важны и значимы для  участников. Помимо событийной канвы, в первую очередь  заметна  тема  монашеского служения, монашеской мистики и  монашеской учености в восточной и западной  монашеской традиции. Значительное внимание в этом живом и доверительном диалоге уделено отношению к богословию и современным критическим наукам. Еще одна существенная тема – это христианское единство и пути его достижения.

По окончании выступлений докладчики с удовольствием ответили на вопросы участников встречи.

По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия Марина Михалева вручила гостям благодарственные письма, подписанные Владыкой, и  от лица присутствующих поблагодарила за доставленное удовольствие, назвав их выступления «пиршеством мысли и радостью православного сердца»: «Важно отметить, что в докладах  позиции и мысли героев, которым был посвящен  семинар, были обозначены не в каком-то приглаженном или размытом  виде, а вполне четко. Возможные точки – не только схождения, но и расхождения –  были указаны. А главное, заключается в том, что перед нами предстали люди, которые не искали Бога, как довольно часто можно услышать сегодня, а уже с Богом жившие. Но как они перед Ним ходили, как они искали и  находили друг друга, несмотря на возникающие расхождения,  в Свете Божием! – продолжила она.- И, безусловно, поражает уровень профессионализма отца Александра и Натальи Юрьевны, выражающейся в сочетании глубокого исторического исследования, с восхищением перед людьми, жизни и творческое наследие которое они изучают,  и изумительным, богатым русским языком».

Марина Полянская, фото автора