В стенах Тульской духовной семинарии открылась выставка «Мелочи жизни», организованная Клубом любителей искусств, действующем при епархиальном культурно-просветительском центре «Фавор». Необычная экспозиция — это ностальгия по прошлому, радость от настоящего, надежда на будущее и возможность осознать глубокий смысл, хранящийся в мелочах.

Торжество, состоявшееся в выставочной галерее на первом этаже семинарии, собрало почти всех участников Клуба  — и давних, и новичков. И собрание это больше напоминало праздник одной большой семьи, в которой все понимают друг друга.

Наталья Павловна Фундаева, методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета ТДС и руководитель Клуба искусств, в приветственном слове  отметила, что организация и проведение выставок  становится хорошей и доброй традицией: «На создание экспозиции «Мелочи жизни»  нас вдохновил опыт прошлогоднего проекта «Мир, в котором мы живем», — обратилась она к присутствующим.-  И я спешу не только поздравить нас всех с этим событием, но и поблагодарить каждого  за душевный отклик и участие.  Особую благодарность хочу выразить Виктории Александровне Ермаковой и Надежде Феоктистовне Табаковой за помощь, оказанную в оформлении экспозиции.

Несмотря на то, что эта выставка, как и предыдущая, составлена из личных вещей членов нашего клуба, они разные по своей задумке, по самому посылу. Если первый проект в большей степени был посвящен  разным эпохам нашего прошлого, представленным в семейных историях и реликвиях, то на сей раз идея заключается  в том, чтобы люди с новой стороны посмотрели на вещи, которые годами хранятся у них дома на антресолях, в коробках, перекладываются с места на место, но рука не поднимается их выбросить. А все потому, что они нам дороги, как часть нашей жизни, как напоминание  о самых разных ее моментах, о близких людях. Именно поэтому название выставки заключено в кавычки».

Идею выставки замечательно сформулировала в стихах Мария Казарова,  член Клуба любителей искусств, знакомая многим в Туле не только как поэт, но и прозаик:

«Изгиб изящный хрупкого стекла –

Как символ быстротечности живого.

Та жизнь, что быстротечной струйкой истекла

Из прошлого, такого дорогого,

Осядет легкой грудою вещей,

Событий, встреч, задумок и обманов –

Всех тех, необходимых мелочей,

Что мы порой теряем из карманов,

А после, так надеясь на успех,

Пытаемся сложить ее усердно,

И мнится – состояла из утех

Та жизнь. Как память милосердна».

И, действительно, первые чувства, которые вызывают экспонаты, — радость узнавания и легкая  грусть об ушедших детстве и молодости, когда «и трава была зеленее, и солнце ярче». Каких только  вещей и вещиц здесь  нет! Однако  все это разнообразие предстает перед нами под тематическими рубриками, словно главы доброй, хорошо знакомой книги, к которой хочется возвращаться.

Открывается она главой  – «Наша Родина — Тула», в ней собраны фотографии, вырезки из газет и журналов, памятные значки и сувениры, наборы открыток с видами любимого города. А продолжается «Кухонными посиделками» с дождавшимися своего часа некогда модными жестяными банками для хранения продуктов, добротным деревянным набором досок и скалок, сделанным с любовью хозяином дома, самодельными прихватками, украшенными вышивкой… Можно представить, сколько увлекательных историй, вполне достойных пера известного сказочника Ганса Христиана Андерсена, они могли бы рассказать! Столь же интересна витрина  «Аты-баты, шли солдаты…», в которой красуются мечта всех советских мальчишек оловянные солдатики и декоративные пушки – подарки  мужчинам на 23 февраля. Фотоделу посвящен  раздел — «Остановись, мгновение: ты прекрасно!».  Достаточно только прочитать название следующего — «Свет мой, зеркальце, скажи!» —  как в памяти всплывает устойчивый запах популярных когда-то духов, пудры и мужского одеколона. Наборы театрала, карнавальные маски, привезенные с берегов теплых морей камни-голыши, вышитые бабушками салфеточки, школьные тетради, исписанные пером безупречным каллиграфическим почерком, шкатулки, фигурно выставленные фарфоровые статуэтки и хрустальные вазы – здесь все одновременно погружает в воспоминания и в размышления о скоротечности нашей земной жизни, очевидцами которой становятся предметы.

«Да, возможно, кому-то собранные здесь вещи покажутся обычными мелочами, не представляющими ничего особенного, — поделилась Наталья Павловна.-  А для кого они совсем не мелочи, а повод приподняться над повседневностью, оглянуться на пройденные годы, сделать определенные выводы. У меня в связи с этой мыслью возник образ песочных часов, и вспомнилась строка из известной всем песни: «Не думай о секундах свысока…». Очень кстати пришлись неисправные наручные часы, было решено  расположить их по кругу вместо цифр. Правда, часов нашлось меньше, чем двенадцать. Но, несмотря на это, название инсталляции не утратило своего глубокого смысла».

Привлекает внимание и раздел «Памяти отца», посвященный Владимиру Константиновичу Леонтьеву. «Для каждого человека самые дорогие люди – мама и папа, — рассказывает Светлана Владимировна Тимакова.- А когда мы их теряем, то начинаем особенно ценить то, что осталось после них, те мелочи жизни, которые их окружали. Поэтому, как только я узнала о проведении такой замечательной выставки, я решила принять участие  и поделиться воспоминаниями о своем отце. Представленные предметы, принадлежавшие лично ему и его семье,  вызывают у меня самые теплые чувства: тарелочка из семейного сервиза, миниатюрная серебряная шкатулка, передававшаяся в роду Леонтьевых из поколения в поколение, папины награды. Большую часть жизни папа провел на общественной работе, был профсоюзным деятелем, некоторое время возглавлял  Тульскую федерацию профсоюзов. Он был очень жизнелюбивым и разносторонне одаренным человеком, писал стихи, рукописи некоторых из них здесь представлены. В детстве папа занимался вышивкой — таким  не свойственным мальчикам делом. Исходя из наблюдений за своими детьми, я предполагаю, что папа был весьма активным ребенком, и, очевидно, бабушка решила с помощью вышивки воспитать в нем усидчивость, направить его энергию в нужное русло. Впервые я узнала о папином увлечении и увидела его работы, когда мне было лет тринадцать, тогда я не смогла оценить их по достоинству. Сейчас же, когда я сама занимаюсь вышивкой, могу отметить, насколько они трудоемки и с какой аккуратностью  выполнены.

Огромное спасибо Тульской духовной семинарии, Клубу любителей искусств за такую хорошую выставку, с которой нужно, прежде всего, познакомить  детей, чтобы они знали, как жили бабушки, дедушки, родители».

Неотъемлемой частью выставки являются  художественные работы, созданные как самими участниками Клуба искусств, так и родными, друзьями, знакомыми: натюрморты, пейзажи, абстрактная живопись, оригинальные композиции, декоративные поделки…

«Очень приятно видеть среди такого множества экспонатов работу моей шестилетней внучки Елизаветы, которую она мне подарила в день 8 марта. Этот милый пес-такса – герой нашего с ней любимого стихотворения, — говорит Ирина Евдокимова, — Тут же представлен батик, выполненный моей племянницей Валерией Бакшеевой. Я также принесла действующий миниатюрный ночник в виде двух совушек-подружек, который выручал меня бессонными ночами, когда дети были маленькими. Это память о свекре. На мой взгляд, выставка  очень трогательная и актуальная.Она наглядно показывает, что связывает разные поколения память. Разумеется, нет ничего важнее памяти о людях старшего поколения, уважения к ним, внимания. Но должны сохраняться и передаваться далее какие-то их вещи, пусть уже старомодные и малополезные. У меня, например, хранятся  льняные рушники бабушки, которые она сама вышивала, плела для них кружева.

Вроде бы такая очевидная мысль, однако в наше время она требует разъяснения. Молодежь в желании переделать окружающее пространство согласно моде и своим  вкусам,  так легко порой расстается со всем, что, на их взгляд не представляет интереса. Надеюсь, что выставку посетят и молодые люди, и поймут, как много значат некоторые «мелочи жизни».

Марина Полянская, фото автора