На днях в Богучарово, родовом имении Алексея Хомякова, великого мыслителя, богослова, одного из основоположников славянофильства, состоялись Всероссийские Хомяковские Чтения «Истоки славянофильства», организаторами которых выступили Тульская духовная семинария, культурно-просветительский центр «Фавор» Тульской епархии и Тульское Хомяковское общество. Научно-практическая конференция прошла под кураторством  кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Долгожданное событие объединило духовенство Тульской епархии, представителей Тульского Хомяковского общества, научной и творческой интеллигенции, библиотечного и музейного сообщества.

Всероссийские Хомяковские Чтения открылись приветствием  протоиерея Вячеслава Ковалевского, благочинного церквей по Северному благочинию Тульской епархии: «Дорогие друзья! Позвольте мне во исполнение послушания передать вам благословение митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на все труды, начинания и мысли, – произнес отец Вячеслав, – чтобы Господь заступничеством Алексея Степановича Хомякова благословил и вдохновил вас в вашем важном и полезном деле!».

Галина Фомина, советник-наставник Правительства Тульской области, от имени  власти региона выразила благодарность организаторам и участникам  Хомяковских Чтений за их возрождение и придание Всероссийского статуса.  В своем выступлении она также напомнила, что в следующий, 2019 год, отмечен памятной датой – 215-летием со дня рождения Алексея Хомякова.

«Может быть, это не громкая юбилейная дата, но я считаю, что мы должны сделать все, чтобы грядущий год достойно начался и прошел под именем Хомякова. Региональная власть на основе подписанного соглашения тесно сотрудничает с Тульской епархией, надежным партнером областного правительства является Московский Государственный университет, налажены отношения с вновь воссозданным  Тульским Хомяковским обществом, – продолжила Галина Григорьевна.- Уверена, что, объединив усилия, мы будем настойчиво двигаться вперед в деле возрождения должного интереса к творческому наследию Алексея Степановича, изучения его трудов, присвоения музею–усадьбе Богучарово достойного статуса, чтобы наши дети и правнуки знали об этом замечательном человеке, о его вкладе в русскую и всемирную мысль, чтобы они напитывались его идеями и обогащали ими жизнь общества.

Уверена, что вы поддержите мое предложение: в ближайшее время организовать круглый стол с участием депутатов Государственной Думы, членов комитета по культуре  и представителей Министерства культуры Тульской области, руководства города Тулы и общественности  для разработки мер и плана научных и творческих мероприятий в поддержку имени Хомякова и сохранения его родового гнезда».

С приветственным словом к собравшимся обратился и протоиерей Сергий Дульнев, настоятель Сретенского храма села Богучарово, который отметил, что церковная община всегда с радостью встречает всех, кого привлекает личность Хомякова, его идеи.

«С момента восстановления прихода Сретенского храма прошло более 25 лет. Все эти годы духовенство и прихожане усердно молятся, вспоминая его основателей и создателей, также  по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия последнее десятилетие каждую весну в день рождения Алексея Степановича совершаются крестные ходы с принесением в храм на дни празднования святыней нашей епархии. В этом году в память о столетии мученического подвига семьи императора Николая II  у нас пребывала икона Царственных страстотерпцев  из Свято-Алексиевского храма Тулы, – произнес в завершение отец Сергий.-  Желаю вам, чтобы Божие благословение всегда пребывало с вами – и в нынешний день и в дальнейшие дни».

Пленарную часть встречи предварило выступление Михаила Маслина, доктора философских наук, профессора, Заслуженного профессора МГУ им. Ломоносова, заведующего кафедрой истории философского факультета МГУ, выступившей научным куратором Всероссийских Хомяковских Чтений и определившей их тему.

Михаил Александрович  рассказал, что он впервые в Богучарове, и прикосновение к историческим истокам  оригинальной русской философской богословской мысли XIX  века, породившей  плеяду всемирно известных деятелей культуры,  для него весьма волнительно.

«К сожалению, изучение русской культуры в целом происходит по формуле, состоящей из потерь и попыток вернуть утраченное. Наша величественная и в тоже время трагическая история определила сложные и непростые судьбы нашего культурного, идейного наследия. И в этом смысле кому–то из выдающихся деятелей русской культуры повезло больше, кому-то – меньше, как Алексею Степановичу Хомяков, – констатировал  он. – Однако существуют средства влияния на процессы возвращения нашего культурного наследия, называемые общественным мнением, которое так высоко ценили славянофилы и считали  его организацию в России одной из своих важнейших задач».

Вместе с тем Михаил Александрович отметил примечательный факт: личность Хомякова, его обширное наследие хорошо знают и  высоко ценят за рубежом. В последнее время в мире вновь  наблюдается рост интереса к России, к ее культуре и, в частности, к философской мысли. Причем, как показал ряд приведенных примеров, не только на Западе (в Италии, Польше, Сербии, Германии), но и на Востоке, особенно в Китае и Японии. Важно отметить, что интерес этот уже не носит антикоммунистический или антисоветский характер, как это было в 90-е годы, а принимает новые формы.

Вклад философии славянофилов в активизацию этого процесса значителен. По мнению, Михаила Маслина, объясняется это тем, что в отличие от западноевропейских философских школ и течений, идеи славянофилов  исходят из духовных, фундаментальных понятий и обращаются к душе человека, что придает им особый смысл и значение.

Затем  вниманием собравшихся завладел Борис Тарасов, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, представивший обширный доклад на тему: «Хомяков о духовных основах общественного развития».

Отправной точкой размышлений Бориса Николаевича стало известное изречение   Хомякова, кстати, взятое в качестве эпиграфа к Чтениям: «Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из человеческих обществ или исчезнуть вообще». Столь радикальный вывод, касающийся не только родного Отечества, но и всего человечества, объясняется, по мнению Тарасова,  сущностным фундаментом славянофильства. В его основе лежит то, что Достоевский называл «тайной человека», связанной с христианством, с его высшими нравственными началами.

Такой подход к процессу общественного развития был присущ многим русским мыслителям и писателям, что продиктовано самой природой человека  –  разноплановой и двойственной. С одной стороны, человек – это образ и подобие Божие, с присущим ему пониманием подлинной свободы, любви, совести и т.д. С другой – часть социологического процесса, пробуждающего в нем противоположные, приземленные  стремления: тщеславие, гордыню, зависть, сластолюбие  и прочее.

«Славянофилы придавали первостепенное значение тому,  на какие начала человека – царские или рабские – опирается эволюционный процесс. И потому во главу угла они  ставили антропологию, связанную и с этническим, и с общественным, и с государственным вопросами, – подчеркнул  Борис Николаевич. –  Хомяков заострён на мысли, что нет ничего бессмысленнее прогресса, начавшего развиваться с эпохи Просвещения  на основе принципа  «мыслящего рассудка», и в эпицентр которого устремилась человеческая мысль. Он говорил, что необходимо задаваться вопросом: прогресс для чего, во имя чего? И сам же отвечал, что нельзя бессмысленно употреблять это слово и устремлять на него преимущественное внимание. Иначе прогресс будет исключительно внешним, что приведет к гибели общества и государства по примеру Римской империи. Без субъекта прогресса это понятие есть чистейшая бессмыслица. И славянофилы, когда образовался такой контекст, и возникла полемика с западниками, призывающими оторвать Россию от ее прошлого во имя науки, эволюции и подражательного движения по европейскому пути, акцентировали внимание именно на субъекте прогресса и решающей роли духовного начала».

Выступивший следом Константин Антонов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, обратился к более раннему периоду славянофильской мысли: началу 1840-х годов и происходящей в этот период полемике, связанной с идеей догматического развития.

«Примечательно, что проблема догматического развития, которая возникла в XIX  веке в западноевропейском  христианском богословии на почве католицизма, независимым образом  в это же самое время проявилась в русской философской мысли, основанной на православии, – акцентировал внимание аудитории докладчик.- В свою очередь этот сюжет связан с историей возникновения славянофильского кружка и его дальнейшей судьбой.  Вторая вытекающая из него история – это история противостояния в России богословия профессионального, которым занимались в духовных академиях, и богословия философского, которым занимались представители светского общества: Чаадаев, Хомяков, Самарин и другие мыслители».

В завершение пленарной части выступил Андрей Попов, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии МГУ. В соответствии с заданной логикой обратного хронологического отчета, Андрей Алексеевич  представил исследование на тему: «Начальный этап развития славянофильства».

В ходе выступления ученый поделился множеством интересных фактов и деталей из жизни и деятельности Алексея Хомякова в период с1835по 1837 годы, обрисовал исторический контекст русской мысли, в котором формировалось новое течение. Проанализировав  публикации, переписку с единомышленниками  и оппонентами философа,  в первую очередь с Чаадаевым и Киреевским,  проблемы, вызывающие дискуссии и полемику, докладчик предположил, что  история славянофильства начинается не в 1839 году, когда состоялось публичное чтение статьи Хомякова  «О старом и новом» и ее обсуждение, как написано во всех учебниках и словарях, а ранее – в 1837 году.

Иерей Георгий Белькинд, клирик Иоанно-Предтеченского храма города Венева, президент Образовательного фонда имени братьев Трубецких,  ознакомил аудиторию с работой Екатерины Николаевны Цимбаевой, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории стран ближнего зарубежья МГУ им. М.В. Ломоносова, посвященной зарождающимся отношениям славянофилов с католиков.

По окончании пленарного заседания состоялся круглый стол. Участники Чтений обменялись мнениями по основной теме, отметили отдельные актуальные аспекты славянофильского наследия, позволяющие найти ответы на внешние и внутренние вызовы, с которыми в последнее время сталкивается российское общество и государство.

Хорошим подарком для собравшихся стало выступление поэта Татьяны Леоновой, члена Союза журналистов и Союза российских писателей,  и Марии Михайловой, композитора, поэта и исполнителя, представляющих Конгресс Тульской интеллигенции.

Ольга Сторожко, заведующая филиалом Тульского историко-архитектурного музея «Усадьба А.С. Хомякова» в завершающем слове поблагодарила организаторов и участников Всероссийских Хомяковских Чтений: «Я очень надеюсь, что это событие станет еще одной искрой, из которой возгорится пламя. Очень хочется верить, что костер этот не угаснет, благодаря нашим совместным стараниям, и своим светом он осветит само имя Алексея Степановича Хомякова и поможет возродиться его родовому гнезду».

Марина Полянская, фото автора