Особым, радостным и светлым, настроением была наполнена встреча отдыхающих отделения дневного пребывания для пожилых людей и инвалидов «Тульского городского центра социального обслуживания №1» с иереем Александром Брыксиным, настоятелем тульского храма Рождества Христова, и Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, состоявшаяся в дни попразднования Успения Пресвятой Богородицы.

По благословению иерея Александра Брыксина с небольшого, но содержательного обращения Олега Сенина, заместителя председателя регионального отделения Общества русской словесности. В первую очередь он поздравил пожилых людей с великим  событием — Успением Пресвятой Богородицы, состоявшимся 28 августа, а также пояснил, что встреча проходит в особые дни, когда Русская Православная Церковь совершает попразднество сего двунадесятого праздника.

«Неоднократно во время наших предыдущих встреч мы подчеркивали мысль, что в череде  богослужений, праздников, постов, чтения Святого Писания, составляющих церковный год, перед верующими открывается вся история, весь Божий замысел спасения человечества от греха и его последствий через Сына Божьего – Иисуса Христа, — продолжил Олег Михайлович.- Сегодня  мы обратимся к празднику Успения Пресвятой Богородицы, которым опять же промыслительно завершатся церковный год,  поговорим о  его   глубочайшем смысле и значении его для каждого из нас».

Примечательно, что прежде чем обратиться непосредственно к предмету разговора, выступающий  напомнил о Богородничных торжествах, предстоящих Успению Божией Матери: Рождестве, Введению во храм и Благовещению Пресвятой Богородицы, а также самым непосредственным образом связанных с Преблагословенной празднованиях Рождества Христова, Сретения и Светлого Христова Воскресения.

Изложенные кратко события, известные из Священного Писания и Священного Предания, воссоздали в общих чертах жизненный путь Богоматери, рассказали об изначальном Её призвание от Господа —  послужить Тайне Боговоплощения, отдать всю себя незримому, незаметному, но верному служению Сыну Божиему и  Сыну Своему, испытать невыразимую и непередаваемую боль при виде Его Крестных мук,  а затем, по Воскресении Христа,  с радостью нести в мир свет  Его Учения…

Таким образом, Олег Сенин подготовил слушателей к сообразному пониманию Успения Пресвятой Богородицы: «Как мы видим, Пречистая Дева Мария от рождения была такой же как и все люди, как и мы с вами, — пояснил он.- Но в тоже время Она была дитя молитвы Своих благочестивых родителей, их ожиданий. Пресвятая Богородица, с детства получившая правильное воспитание и зачатки веры,  в годы пребывания и обучения при Иерусалимском храме и в последующие годы своей жизни исполнилась еще больше благочестия, преданности Господу, смирения и готовности всецело принять Его святую волю, что, по учению Святой Церкви, Она не имела личных грехов. Да, как и всякий из нас Божья Матерь была наклонна ко греху, к этому Адамову наследию. Но первородный грех не проявился в Ней, благодаря Ее вере и получаемой от Бога благодати, которая Её укрепляла и защищала. И поэтому кончина Божией Матери была блаженной и названа не смертью, а Успением».

С нескрываемым интересом восприняли пожилые люди повествование  иерея Александра Брыксина о последних днях жизни Пресвятой Богородицы, Её удивительном и блаженном Успении в окружении апостолов, для которых Она была не только Матерью их возлюбленного Учителя, но и Помощницей.  и Покровительницей, как и для всех христиан, о чудесах, которыми сопровождалась погребальная процессия Божией Матери и многие другие обстоятельства.

«Если мы обратимся к иконе Успения Пресвятой Богородицы, то увидим Преблагословенную на смертном одре и Господа нашего Иисуса Христа, держащего на руках Её душу в образе младенца, которую Он вознес на Небо, — произнес батюшка.-  Как известно из Священного Предания, Фома, один из апостолов, не успел попрощаться с Пресвятой Богородицей и не присутствовал при Её погребении. Он очень скорбел и просил, чтобы ему дали возможность проститься с Богоматерью, преклонить колена пред Её гробом. Однако, когда апостолы отвалили камень и вошли в гробницу, то обнаружили, что  во гробе Богородицы нет, в нем лежали лишь  Её одежды и пояс. Это говорит о том, что Господь не дал видеть тления Своей Пречистой Матери и вознес Её тело как и душу на небеса. И мы как истинные христиане  убеждены  в блаженной участи Матери Господа, которая скончалась безболезненно, попросту говоря, уснула для земной жизни, потому и обращаемся к ней как к живой, заботливой и любящей Матери, усыновившей всех нас, просим Её заступничества и помощи, а Она уже просит за нас Сына Своего – Иисуса Христа.

Нужно отметить, что на Руси, а потом и в России православный люд всегда особо почитал праздник Успения Пресвятой Богородицы. Простые люди всегда придавали большое значение смерти, а правильнее сказать, успению,  как некоему экзамену по завершению земной жизни, после которого начинается новая, вечная жизнь со Христом, если, конечно, экзамен пройден. Именно поэтому первый собор, построенный в Киеве, был Успенским, первым же собором Московского Кремля тоже стал собор во имя Успения Божией Матери. И вам всем известно, в нашем городе Туле до наших дней сохранилось два Успенских собора. Все это проявление почитания празднества Успения Богоматери, зримое выражение уважения к тайне смерти, как к явлению неизбежному для всякого человека, но светлому и радостному, конечно, если земные дни он прожил как истинный христианин. А потому и наше христианское житие необходимо соделовать сообразно Божиим заповедям, придерживаясь закона добра и уклоняясь от зла. Сделать это непросто, но к этому нужно стремиться, и тогда наше успение, наш смертный час будет не страшен, а  радостен».

Подводя своеобразный итог общения, Римма Михайловна Кичимова, культорганизатор отделения дневного пребывания для пожилых людей и инвалидов «Тульского городского центра социального обслуживания №1», отметила важность просветительских бесед людей зрелого возраста: «Встреч с отцом Александром и Олегом Михайловичем отдыхающие нашего отделения всегда ждут с нетерпением. Для них это хорошая возможность получить знания о родной вере в живом непосредственном общении. Это большой плюс, потому что здесь же можно обратиться с вопросом к батюшке или Олегу Михайловичу и получить исчерпывающий ответ, разъяснение или совет, что почитать, как подготовиться к посещению храма, к встрече праздника. И, конечно же,  настоящее удовольствие слушать выступления их обоих. Вопреки расхожему мнению, пожилые люди интересуются не только новостями или развлекательными передачами, они хотят говорить и на серьезные и важные темы, связанные с нравственностью, духовностью. Поэтому мы очень рады нашей дружбе с отцом Александром и Олегом Михайловичем».

Марина Полянская, фото автора