В Туле по приглашению миссионерского отдела Тульской епархии побывал известный во всем мире сектовед, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент РАЦИРС Александр Дворкин

На пресс-конференции, на которой присутствовали представители СМИ и блогеры, Александр Дворкин отвечал на вопросы присутствующих.

– Александр Леонидович, какие секты наиболее активно действуют сегодня в России?

– Самыми активными были Свидетели Иеговы, но судебный процесс по ним завершился, организация была ликвидирована. Готовится большой процесс по сайентологам, работает антиэкстремистское законодательство. Но сейчас появилась новая проблема: идет бурное развитие сект не религиозного типа, психокультов – это различные тренинги, семинары личностного роста, всевозможные курсы повышения внутреннего потенциала и прочие. И юридических механизмов противодействия этому явлению практически не выработано, но количество пострадавших от психокультов растет, как, впрочем, и число этих группировок.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться: псевдоправославные секты, которые возникают как в границах Церкви, так и за ее пределами. Тут можно вспомнить о.Владимира Головина, которому запрещено служение – впрочем, он не послушался, и сейчас события развиваются…

Сейчас идет политизация сектантства. То есть, секты всегда были политизированы, но идет активная поддержка госдепартаментом Соединенных Штатов всевозможных сектантских организаций, акций. Сюда можно отнести движение раскольников на Украине, которые в последнее время вышли на первый план: мы видим жесткую политизацию этого процесса и активное вмешательство в него госструктур различных стран.

И нельзя не отметить популяризацию развития неозычества, точнее – нативизма, этой теме у меня будет посвящена лекция для студентов Тульского педагогического университета. Эта проблема не только церковная, и противостоять ей нужно на всех уровнях общества. Представители этих организаций заявляют о своем патриотизме, «русскости» и прочем. Но на самом деле они являются явно деструктивными и – опять же! – активно поддерживаются вездесущим госдепартаментом США.

– Сектантские «уловители душ» действуют повсеместно, в том числе – в социальных сетях…

– Да, и это нужно учитывать родителям, педагогам: отслеживать их контакты, смотреть, какие сайты посещают их дети, и, если есть возможность, ограничивать посещение соцсетей. Традиционно, мы сектантов воспринимаем, как уличных вербовщиков, но сегодня большая часть представителей сект работает в интернете. И если раньше, когда я приезжал в тот или иной регион, мы обсуждали, какие секты там действуют, а каких нет, то теперь через социальные сети абсолютны все секты проникают во все самые отдаленные уголки – интернет не имеет географических границ.

Методы, которыми пользуются вербовщики в сетях – те же самые, что у уличных вербовщиков, но в интернете это сделать еще проще: там можно сразу многое узнать о человеке, понять его интересы, определить, на что его можно «поймать». И главное: в виртуальной реальности не видно, с кем ты переписываешься: под видом школьника из соседнего города может скрываться вербовщик из экстремистской организации.

– Какая из сект сегодня представляет наибольшую опасность?

– Та, в которую попали близкие люди – это стандартный ответ, и со временем  он не теряет своей актуальности. Есть аксиома: для того, чтобы человек попал в секту, нужно совпадение двух условий: чтобы сектантская «приманка» соответствовала его интересам,  и чтобы человек был в наиболее внушаемом состоянии: как правило, после стресса – болезни, потери близкого и тому подобное.

– То есть, как на рыбалке: на каждую наживку клюет свой сорт рыбы?

– Точно! И методы вербовки совершенствуются постоянно: на это работают целые организации. Но смысл все тот же – этими методами пользуются все профессиональные мошенники: войти в доверие, заболтать, вызвать сильные эмоции и через них контролировать сознание человека.

– Вы говорили о поддержке сектантов госдепом. Почему мы не наблюдаем такой шумной кампании в отношении Свидетелей Иеговы, как это было, к примеру, с группой Толоконниковой?

– Кампания в защиту иеговистов есть: Европейский Суд по правам человека в Страсбурге принял к рассмотрению жалобу Свидетелей Иеговы, и, судя по всему, решение уже принято – в их пользу, но не в пользу нашей страны, естественно.

Кстати, представители этой секты за последний месяц своего существования в России стали быстро переводить всю свою собственность,  счета, недвижимость, в частную собственность, причем – на иностранцев. Наши суды, по большей части, признают эти сделки недействительными, по понятным причинам, и собственность в разных регионах России конфискуют, а ее там – на десятки миллионов долларов.

– Как отличить обычную организацию от не религиозной секты?

– Тоталитарная секта – особого рода авторитарная организация, главной смысл существования которой – власть и деньги для руководства и ближайшего окружения. Для нее характерны 5 признаков: обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни – тоталитаризм, эксплуатация своих членов и абсолютизация лидера и/или самой организации.

Как видите, признака религиозности тут нет, и любой психокульт может подходить под определение секты: Московский тренинговый центр, «Синтон» Козлова, Гербалайф, Амвей и прочие, всех не перечислить, их слишком много.

– Если человек ищет работу, на что ему следует обратить внимание и насторожиться при собеседовании?

– Если ему говорят, что для устройства нужно заплатить некую сумму, приобрести первую партию их товара на свои деньги – а потом-то выручка пойдет! – то сразу нужно разворачиваться и уходить. Что бы при этом не говорили: какой вы замечательный сотрудник, как они счастливы видеть такого, но – чтобы работать здесь, нужно пройти небольшой платный курс…

Кстати, обычно они называют себя сетевыми организациями, но – ничего подобного, нарочно размывают границы: сетевая торговля – торговля через каталоги. А здесь – многоуровневый маркетинг, когда основной доход идет не за счет продажи товара, а счет вовлечения все новых членов. Старых участников со временем выбрасывают – как ненужных, вытянув из них все возможные средства.

Пресс-служба миссионерского отдела