Завершился фестиваль «Хомяковские дни в Богучарово», посвященный 210-й годовщине со дня рождения Хомякова. В праздничных мероприятиях приняли участие сотрудники храма преподобного Сергия Радонежского г. Тулы, а также участники православного молодёжного движения.

«Говоря об участии молодежи в Хомяковских чтениях и Хомяковском фестивале, — сказал  отец Андрей Еринков, помощник благочинного Пригородного округа по работе с молодежью, — особенно хочется отметить учащихся школ Ленинского района, ярко продемонстрировавших творческие таланты в IX районном фестивале православной культуры «Прикосновение», подведение итогов которого прошло в КДЦ п. Плеханово; юных участников XI научно-практической конференции школьников и конкурса исследовательских и творческих работ школьников, а также выступление детей и молодежи на фестивале духовной музыки имени А.С. Хомякова. Вообще замечательно то, что именно сейчас в детях закладывается зерно любви к истории родного края, малой Родины, и что это связано с именем нашего земляка – Алексея Степановича Хомякова».

Роду Хомяковых в Тульской губернии принадлежали поместья в сёлах Богучарово и Обидимо, так что Тульская земля по праву гордится А.С.Хомяковым — одним из самых замечательных, талантливых и достойнейших людей России.

Многим поколениям Алексей Степанович Хомяков был известен, прежде всего, как один из основателей славянофильства.

Вот что об этом направлении русской общественной мысли сказано, в частности, в книге митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»: «Славянофильство стало первой исторически сложившейся формой русского консерватизма. В середине XIX века в Москве группа европейски образованных интеллектуалов (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, КС.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и другие), ощутив угрозу самому бытию России, которая таилась в ускорявшемся «расцерковлении» общественного сознания, объединилась, чтобы дать свои ответы на волновавшие общество вопросы о русском предназначении, путях дальнейшего развития российской государственности, целях России в её внутренней и внешней жизни. Не удовлетворяясь плодами западно-европейского просвещения, славянофилы обратились в своих поисках к изучению русской истории, к вероучению православной Церкви». Обилие и глубина, которыми наделил Господь Хомякова, не могут не поражать. «Социолог, теолог и публицист, — писал об Алексее Степановиче Хомякове исследователь его литературного творчества Б.Ф.Егоров, — основатель славянофильской идеологии; философ, создавший оригинальную систему; историк мировой цивилизации, автор многотомных «Заметок о всемирной истории», экономист, разрабатывавший планы уничтожения крепостничества; практик-помещик, усовершенствовавший сельскохозяйственное производство, винокурение и сахароварение; изобретатель новой паровой машины, получивший патент в Англии, изобретатель дальнобойного ружья…» Вышеозначенное ружьё («на сто саженей оно верно до невероятности… на версту оно пробивает навылет четырёхвершковую доску… Чего же лучше?») было изобретено аккурат в дни Крымской войны и одобрено тульскими оружейниками, но не только не пущено в производство, а даже не опробовано «за неимением пуль».

И вновь Б.Ф.Егоров об Алексее Степановиче Хомякове: «…Врач-гомеопат, использующий средства народной медицины для успешной борьбы с холерой; хороший художник, портретист и иконописец; полиглот-лингвист; наконец, известный в своё время поэт и драматург».

А если, продолжает исследователь, «добавить временные увлечения? … Успешные поиски в Тульской губернии полезных ископаемых, проекты улучшения благосостояния жителей Алеутских островов, создание хитроумных артиллерийских снарядов» и тому подобное. О том, каким видел Алексей Степанович Хомяков своё Отечество и предназначенный ему путь, можно судить даже по нескольким строчкам из написанного им стихотворения «России»:

.. .И вот за то, что ты смиренна,

Что в чувстве детской простоты,

В молчаньи сердца сокровенна,

Глагол Творца прияла ты –

Тебе Он дал своё призванье,

Тебе Он светлый дал удел:

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел;

Хранить племён святое братство,

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство,

И правду, и бескровный суд.

Твоё всё то, чем дух святится,

В чём сердцу слышен глас небес,

В чём жизнь грядущих дней таится

Начало славы и чудес!..

Стихотворение это современно сегодня так же, как и два столетия назад.

Вера Иванова