В рамках празднования Международного Дня защиты детей воспитанники ГУ “Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, города Тулы” (ул. Седова, 31 “Г”) стали участниками театрализованной музыкальной встречи на тему “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями- много…”

В празднике, организованном отделом по благотворительности и социальному служению Тульской епархии, приняли участие сотрудники отдела и добровольный помощник – выпускник курсов псаломщиков при Тульской духовной семинарии Дмитрий Торчик.

Вниманию детворы и воспитателей в исполнении Дмитрия были предложены отобранные в соответствии с заявленной тематикой, проверенные временем, известные детские песни: “Если с другом вышел в путь, веселей дорога…”, “Вместе весело шагать по просторам”, “Hе секpет, что дpyзья не pастyт в огоpоде, не пpодашь и не кyпишь дpyзей…”, “Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!”, а также две песни духовно-философского содержания: “Пресвятая Дева, Мати Божия, Благая Богородица, не остави нас Своею вечною и доброю молитвою…” и “Откровение”. Благодаря распечатанным заранее текстам состоялась веселая спевка: сольные номера чередовались с дуэтами и коллективным исполнением.

Как известно, выстраивая общение с детьми, следует помнить о разумном сочетании сразу нескольких важных функций – воспитательной, познавательной и развлекательной. Входя в детский коллектив как представитель епархиальной структуры, необходимо учитывать, прежде всего, приоритетное начало духовно-нравственного воспитания, основанного на передаче детям представлений о различии добра и зла. Очень важно предрасположить детей ко всему, что относится к области добра и убедить их в том, что проявлениям зла надо уметь сопротивляться. Обращение к текстам Священной Истории, художественно-музыкальным произведениям, поможет детям усвоить главные морально-нравственные постулаты – заповеди Божии: «Не лги», «Не завидуй», «Чти отца своего и мать свою», а над всем этим – объединяюще-кульминационное: «Возлюби ближнего своего».

В свою очередь, развлекательно-игровая функция призвана снять напряженность, переключить внимание, дать столь необходимую детям “разрядку”.

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…”

В совместных играх у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать действия. Взрослые должны видеть в игре элементы подготовки к будущим трудовым процессам и, соответственно, направлять их, принимая в этом деятельное участие.

Вот почему Дмитрию, впервые пришедшему в реабилитационный центр, предстояла достаточно нелегкая задача – не только исполнить детские песни, но и “подыграть” сотруднику благотворительного отдела в процессе импровизации, с вовлечением, по возможности, всех присутствовавших на празднике детей разных возрастных категорий (от 5 до 12 лет) в театрализованное исполнение звучащей песни.

Выступавшие перед современной детской аудиторией знают, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой группе есть несколько человек, начинающих вертеться практически сразу. Получается, чтобы не потерять внимание маленьких зрителей, необходимо расставлять нравственные акценты, вставляя в воспитательный процесс развлекательные элементы.

Используя куплет песни: “Спой-ка с нами, перепелка-перепелочка! Раз – иголка, два – иголка, будет елочка…!” и припев: “Вместе весело шагать по просторам! И, конечно, припевать лучше хором!”, можно раздать сразу несколько детских ролей, вовлекая всех участников в музыкально-театрализованную игру. Кто-то из малышей неожиданно для себя становится радостной лесной птичкой; из детских пар собирается забавная, “живая” елочка; остальные ребята поют и маршируют в такт мелодии. Слова песенки ненавязчиво подталкивают ребенка к мысли, что не стоит быть эгоистом. Хотя, учитывая человеческую сущность, собственное «я» изначально воспринимается как центр вселенной, и совместить это представление с тем, что другие тоже претендуют на центральное место, порой бывает весьма нелегко.

Решение этого вопроса тесно связано с нравственным воспитанием – если ребенок «возлюбил ближнего своего», он будет относиться к людям доброжелательно и отзывчиво. Это позволит иметь в жизни друзей, а со временем – построить хорошую семью.

Знакомство с основами православия, помимо воспитательного, имеет большое познавательное значение. Перед началом творческой части встречи состоялся разговор о том, что накануне праздновался день Владимирской иконы Божией Матери. Дети узнали, что Пресвятая Владычица Богородица являлась людям в разных городах.

Гармоничное развитие предполагает получение ребенком знаний различного характера. Нужно и интересно, общаясь с детьми, затрагивать некоторые аспекты географии, ботаники, зоологии, истории и даже физкультуры! Разумеется, осуществляется все это с учетом возрастных особенностей.

С Божьей помощью в процессе игры у ребенка формируются качества, определяющие человеческую сущность,ц – способность к состраданию (“Да, мне  хочется самому сыграть эту роль, но сейчас я уступлю место “первой скрипки” своему другу; или малышу, который, в противном случае, может очень сильно огорчиться!”), потребность творить и созидать, самостоятельность мышления, сила воли.

Игра для ребенка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Хорошая, веселая игра взрослых с детьми отвлекает последних от заданной телевизором и развлекательными компьютерными играми программы. Ведь: «Лежу на диване. Удобно. Приятно. Смотрю телевизор, и все мне понятно. Другие придумали – мне показать. Не надо ни думать, ни воображать…» В процессе игры развивается фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, личности. Именно в игре ребенок совершает собственные открытия, переживает минуты вдохновения.

В подарок ко Дню защиты детей от благотворительного отдела Тульской епархии воспитанники реабилитационного центра, помимо сладостей, получили несколько игр, оказывающих содействие в объединении всех участников. Ребята даже успели с удовольствием поиграть с гостями в некоторые из них. В частности, в игру, названную, к сожалению, не русским словом – “Активити”, основанную на обмене идеями между игроками. В игре могут быть использованы различные формы общения: мимика, вербальные и графические описания. Подобные игры способны создать почву для дальнейшего общения и улучшения взаимопонимания между детьми.

В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро даже в кругу семьи. Для педагогов детских социальных учреждений процесс становления совершенной личности их воспитанников превращается в непрестанный поиск новых методик, педагогических приемов и, конечно же, упования на неиссякаемое милосердие Божие к нам, грешным. У детей с изломанными судьбами есть тяга к познанию и творчеству, но не всегда достает умения построить отношения с окружающими. И помочь в этом детям можем только мы, взрослые.

Своими размышлениями по окончании встречи делится Вера Львовна Панова, сотрудник центра, заведующая отделением диагностики и реабилитации несовершеннолетних: “Замечательно, что в России сейчас активно развивается добровольческое движение. В наш центр много хороших людей приходит. Из Москвы даже приезжают, чтобы с детьми время провести, порадовать их. И речь идет не только о подарках материальных. Дети, обделенные любовью родителей, начинают чувствовать свою важность, ощущают значимость собственного существования – им оказывается внимание!

Благодаря тульским волонтерам дети получают возможность поучаствовать в различных культурно-массовых мероприятиях, бывают в ТЮЗе, Тульском цирке. Вот уже несколько лет нам такие походы один из добровольных помощников благотворительного отдела устраивает.

Не забывают нас и студентки ТГПУ им Л.Н. Толстого. Как будущие педагоги охотно они с детьми занимаются, даже спектакли целые специально для нас ставят.

Мы всем добрым людям рады. Это же чувствуется сразу: кто с чем приходит. Дети находятся в центре круглосуточно, не видят, как протекает жизнь в благополучной семье с ее традициями, особым укладом и атмосферой тех же семейных праздников. Посещение добровольцев расширяет детский кругозор. Если бы их не было, то наши воспитанники в повседневной череде событий лишились бы чего-то. Важны не только позитивные эмоции, возникающие в процессе общения. Пусть опосредованно, но образ дружной семьи в детской картине мира создается.

Мы же собираемся на подобные встречи всегда все вместе. Это сближает и гостей, и детей, и нас, воспитателей! А концерты дети очень любят, внимательно слушают. Сегодня в исполнении Дмитрия звучали замечательные песни. И добрая классика советского периода, и песни серьезные, духовной направленности. Спасибо Дмитрию! Думаю, что ребята смогли глубинный смысл духовных песен постичь.

Во время исполнения дети вовлекались сотрудниками благотворительного отдела непосредственно в тему песни, своеобразный импровизированный театр миниатюр, как иллюстрация содержания, в конечном итоге получился! Мир детства характеризуется, прежде всего, игрой. Увлеченные дети забывают свои обиды, проблемы, которых, к сожалению, по вине нас, взрослых, достаточно много за их такую короткую жизнь накопилось. Благодарим благотворительный отдел Тульской епархии за встречу! Приходите к нам еще!”

Ольга Кулешова

Литература:

1.Гульцева Е.С. Методическая разработка на тему: «Игра и игрушка в жизни ребенка»;

2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993;

3.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.